СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроках химии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функции сводятся к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета, ЦОР и новых средств обучения. Задача учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.

В течение трех последних лет внедряю  ЦОР в образовательный процесс. Это принципиально новый педагогический сценарий проведения занятий позволяет при минимальной дополнительной  нагрузке на учащихся  значительно увеличить объём учебного материала и эффективность его усвоения. Использование ЦОР создает возможность доступа к современной актуальной информации, позволяет мне управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы, повышать познавательную активность и мотивацию обучения школьников. ЦОР позволяют  учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

На уроке при изучении нового материала применяю компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point, чтобы представить большой объем информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более доступным для восприятия. Например, используя флэш-анимации, легко показать способы разделения однородных смесей, механизм электролитической диссоциации или образование водородных связей в молекуле спиртов.

Цифровые образовательные ресурсы в виде интерактивных заданий или тестов, применяются на уроке для закрепления  усвоенных знаний.

Можно использовать на уроках и модули для коллективной работы. Коллекция модулей включает модели, тесты и задачи. Ресурсы предназначены для одновременной работы нескольких учащихся. Они позволяют не только изучать материал, но и формировать навыки совместной деятельности в соответствии с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами. 

Просмотр содержимого документа
«"Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроках химии"»

  «ЦОР по химии, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения». «Не в количестве знаний заключается образование, а полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».      Дистерверг

«ЦОР по химии,

их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения».

«Не в количестве знаний заключается образование, а полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Дистерверг

Современное образование испытывает существенную потребность

в качественных электронных образовательных ресурсах,

которые на практике позволили бы:

*организовать разнообразные формы деятельности обучаемых

по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

*применять весь спектр возможностей современных информационных и

телекоммуникационных технологий в процессе выполнения

разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как

регистрация, сбор, хранение, обработка информации,

интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов,

функционирование лабораторий (виртуальных,

с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

*привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию

за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной

реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

*создавать условия для осуществления индивидуальной

самостоятельной учебной деятельности обучаемых,

формировать навыки самообучения, саморазвития,

самосовершенствования, самообразования, самореализации.

Приоритетными видами электронных ресурсов, ориентированные на получение новых образовательных результатов будут являться такие, которые реализуют, прежде всего, следующие дидактические функции:  обеспечение обучаемых новыми источниками знаний, расширение возможностей выбора и получения необходимой учебной информации;  учебная коммуникация;  анализ, изучение, преобразование моделей изучаемых процессов и объектов;  развитие мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых.

Приоритетными видами электронных ресурсов, ориентированные на получение новых образовательных результатов будут являться такие, которые реализуют, прежде всего, следующие дидактические функции:

  • обеспечение обучаемых новыми источниками знаний, расширение возможностей выбора и получения необходимой учебной информации;
  • учебная коммуникация;
  • анализ, изучение, преобразование моделей изучаемых процессов и объектов;

  • развитие мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru ; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru .

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru ;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru .

Основные типы ЭОР по химии на портале ФЦИОР ( http://fcior.edu.ru )  Информационные ЭОР: Интерактивная лекция ( Химия как часть естествознания ) Интерактивные схемы ( Химические свойства кислот ). Интерактивная лекция ( Химия как часть естествознания ) Интерактивные схемы ( Химические свойства кислот ). Модули подобного типа визуализируют (демонстрируют) учебные материалы, позволяют в режиме самостоятельной работы обучаемого повторить материал, который был дан в классе, и выучить домашнее задание. Также модули этого типа можно использовать на уроке при объяснении нового материала (с помощью интерактивной доски), закрепления предыдущего.

Основные типы ЭОР по химии на портале ФЦИОР ( http://fcior.edu.ru )

  • Информационные ЭОР: Интерактивная лекция ( Химия как часть естествознания ) Интерактивные схемы ( Химические свойства кислот ).
  • Интерактивная лекция ( Химия как часть естествознания )
  • Интерактивные схемы ( Химические свойства кислот ).

Модули подобного типа визуализируют (демонстрируют) учебные материалы, позволяют в режиме самостоятельной работы обучаемого повторить материал, который был дан в классе, и выучить домашнее задание. Также модули этого типа можно использовать на уроке при объяснении нового материала (с помощью интерактивной доски), закрепления предыдущего.

Практические ЭОР: Лабораторные работы ( Разделение смеси растворимых и нерастворимых веществ ); Лабораторные работы ( Разделение смеси растворимых и нерастворимых веществ );
  • Практические ЭОР:
  • Лабораторные работы ( Разделение смеси растворимых и нерастворимых веществ );
  • Лабораторные работы ( Разделение смеси растворимых и нерастворимых веществ );

Конструкторы молекул Конструирование молекул простых веществ с ковалентными связями ); Конструкторы молекул Конструирование молекул простых веществ с ковалентными связями );
  • Конструкторы молекул Конструирование молекул простых веществ с ковалентными связями );
  • Конструкторы молекул Конструирование молекул простых веществ с ковалентными связями );

Конструкторы анимаций  Конструкторы анимаций  ( Донорно-акцепторный механизм образования иона аммония ) ( Донорно-акцепторный механизм образования иона аммония )
  • Конструкторы анимаций
  • Конструкторы анимаций

( Донорно-акцепторный механизм образования иона аммония )

  • ( Донорно-акцепторный механизм образования иона аммония )

Тренажеры ( Химические свойства кислот ). Тренажеры ( Химические свойства кислот ). Электронные модули практического типа позволяют организовать интерактивный диалог между обучаемым и компьютером с целью закрепления полученных знаний, отработки умений в составлении химических уравнений реакций, построению пространственных форм молекул и т.д. Такие ресурсы вызывают хорошую мотивацию у обучаемых и это приводит к повышению интереса к изучаемому предмету.
  • Тренажеры ( Химические свойства кислот ).
  • Тренажеры ( Химические свойства кислот ).

Электронные модули практического типа позволяют организовать интерактивный диалог между обучаемым и компьютером с целью закрепления полученных знаний, отработки умений в составлении химических уравнений реакций, построению пространственных форм молекул и т.д. Такие ресурсы вызывают хорошую мотивацию у обучаемых и это приводит к повышению интереса к изучаемому предмету.

Контрольные ЭОР: тесты разного типа ( Скорость химических реакций. Химическое равновесие ). тесты разного типа ( Скорость химических реакций. Химическое равновесие ). Рисунок 9. Тест на соответствие

Контрольные ЭОР:

  • тесты разного типа ( Скорость химических реакций. Химическое равновесие ).
  • тесты разного типа ( Скорость химических реакций. Химическое равновесие ).

Рисунок 9. Тест на соответствие

Основные типы ЭОР по химии на портале Единой Коллекции  ( http://school-collection.edu.ru )  Наборы ЭОР к учебникам (Цифровые образовательные ресурсы разработаны к учебникам (УМК), входящим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время в Единой образовательной коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к учебникам химии для основной школы: Химия 8 класс, Габриэлян О.С . (329 ресурсов ЭОР) Химия, 9 класс, Габриэлян О. С. (314 ресурсов ЭОР) «Химия», 8-9 классы, Иванова Р.Г. (277 ресурсов ЭОР) «Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. (306 ресурсов ЭОР) «Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г. (223 ресурсов ЭОР)

Основные типы ЭОР по химии на портале Единой Коллекции

( http://school-collection.edu.ru )

  • Наборы ЭОР к учебникам (Цифровые образовательные ресурсы разработаны к учебникам (УМК), входящим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время в Единой образовательной коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к учебникам химии для основной школы:
  • Химия 8 класс, Габриэлян О.С . (329 ресурсов ЭОР)
  • Химия, 9 класс, Габриэлян О. С. (314 ресурсов ЭОР)
  • «Химия», 8-9 классы, Иванова Р.Г. (277 ресурсов ЭОР)
  • «Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. (306 ресурсов ЭОР)
  • «Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г. (223 ресурсов ЭОР)
  • Поурочные планирования:
  • Планирование к учебнику «Химия», 8 класс, Габриелян О.С. (314 ресурсов ЭОР) Планирование к учебнику «Химия», 8-9 классы, Иванова Р.Г. (245 ресурсов ЭОР) Планирование к учебнику «Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. (306 ресурсов ЭОР) Планирование к учебнику «Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г. (223 ресурсов ЭОР)
  • Планирование к учебнику «Химия», 8 класс, Габриелян О.С. (314 ресурсов ЭОР)
  • Планирование к учебнику «Химия», 8-9 классы, Иванова Р.Г. (245 ресурсов ЭОР)
  • Планирование к учебнику «Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. (306 ресурсов ЭОР)
  • Планирование к учебнику «Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г. (223 ресурсов ЭОР)

  • Методические рекомендации:
  • Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Химия, 9 класс, Габриэлян О. С. Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Химия», 8-9 классы, Иванова Р.Г. Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г.
  • Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Химия, 9 класс, Габриэлян О. С.
  • Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Химия», 8-9 классы, Иванова Р.Г.
  • Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.
  • Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г.
Инновационные учебные материалы. «Десять ступеней биомолекулярной грамотности»  «Химия. 8-11 классы. Виртуальная лаборатория»  «Биохимия» - данный ресурс содержит 13 уроков с контрольными заданиями, итоговую контрольную работу по курсу, набор методических материалов, демострационную версию и полную версию курса «Биохимия». «История научного эксперимента» - данный ресурс содержит 60 описаний опытов по физике, биологии, химии с интерактивными моделями и видеофрагментами; а также биографии ученых, демонстрационную и полную версии курса «История научного эксперимента».
  • Инновационные учебные материалы.
  • «Десять ступеней биомолекулярной грамотности»

  • «Химия. 8-11 классы. Виртуальная лаборатория»
  • «Биохимия» - данный ресурс содержит 13 уроков с контрольными заданиями,

итоговую контрольную работу по курсу, набор методических материалов,

демострационную версию и полную версию курса «Биохимия».

  • «История научного эксперимента» - данный ресурс содержит 60 описаний опытов по физике,

биологии, химии с интерактивными моделями и видеофрагментами; а также биографии ученых,

демонстрационную и полную версии курса «История научного эксперимента».

Неорганическая химия. Видеоопыты. - коллекция представляется полезной и для использования на уроке, и для самостоятельной работы учащихся. Содержит опыты, которые сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего. Полезны также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые прилагаются к каждому видеоопыту.   Неорганическая химия. Видеоопыт
  • Неорганическая химия. Видеоопыты. - коллекция представляется полезной и для использования на уроке, и для самостоятельной работы учащихся. Содержит опыты, которые сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего. Полезны также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые прилагаются к каждому видеоопыту.

Неорганическая химия. Видеоопыт

Органическая химия. Видеоопыты .  – коллекция содержит опыты, которые сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего. Полезны также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые прилагаются к каждому видеоопыту.
  • Органическая химия. Видеоопыты . – коллекция содержит опыты, которые сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего. Полезны также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые прилагаются к каждому видеоопыту.

Основные характеристики ЭОР, размещенных на сайте Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru ) Способ представления информации:   Текст с иллюстрациями  Видео (лекции, фрагменты учебных фильмов) ( Цикл научно-популярных видеолекций

Основные характеристики ЭОР, размещенных на сайте Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru )

Способ представления информации:

Текст с иллюстрациями

  • Видео (лекции, фрагменты учебных фильмов) ( Цикл научно-популярных видеолекций "Мир нанотехнологий" )
  • Анимации (мультфильмы)

Презентации («История научного эксперимента») ; («Биохимия») .

 

  • Флеш-анимации ( Изомерия и ее виды )
Основные характеристики ЭОР представленных коллекций  :  Доступность:  большой объем мультимедийных ресурсов  размещены в свободном доступе  необходимость дополнительного программного обеспечения  большой объем мультимедийных ресурсов  размещены в свободном доступе  необходимость дополнительного программного обеспечения  Интерактивность  : (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения) Интерактивность  : (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения) Интерактивность  : (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения) Мультимедийность:  (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация) Мультимедийность:  (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация) Мультимедийность:  (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация) Вариативность. Вариативность. Вариативность.

Основные характеристики ЭОР представленных коллекций :

Доступность:

большой объем мультимедийных ресурсов

размещены в свободном доступе

необходимость дополнительного программного обеспечения

  • большой объем мультимедийных ресурсов размещены в свободном доступе необходимость дополнительного программного обеспечения
  • Интерактивность : (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения)
  • Интерактивность : (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения)
  • Интерактивность : (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения)
    • Мультимедийность: (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация)
    • Мультимедийность: (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация)
    • Мультимедийность: (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация)
      • Вариативность.
      • Вариативность.
      • Вариативность.
      Посредственный учитель излагает,  Хороший учитель объясняет,  Выдающийся учитель показывает,  Великий учитель вдохновляет.  И.А.Уорд

      Посредственный учитель излагает,

      Хороший учитель объясняет,

      Выдающийся учитель показывает,

      Великий учитель вдохновляет.

      И.А.Уорд