Цифровые технологии и формирование экологической грамотности
Экологическая обстановка на планете с каждым годом все более напряженная. Экологические проблемы стали глобальными проблемами современности. И решить их можно только при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды. Во всём мире растёт понимание того, что, разрушая природные системы Земли, человечество уничтожает своё будущее. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. Необходимо понимать, что это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Фундаментом экологического образования и воспитания является экологическая грамотность.
Экологическая грамотность – это способность человека воспринимать и оценивать состояние природных систем, принимать соответствующие меры для их поддержания, восстановления или улучшения состояния. Экологическая грамотность является необходимым условием для принятия личностью правильных решений по отношению к природе. Она служит «фундаментом» экологической культуры.
Экология сегодня – это не только область для исследований, но и необходимость перехода к новому образу жизни – такому, которому присущи определенные ценности, которые следуют из основных принципов экологии: сохранение и качество окружающей среды, широкое сотрудничество в претворении идей устойчивого развития в жизнь.
Дидактическим полем для формирования экологической грамотности являются все области знаний.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека.
Чтобы процесс формирования основ экологической грамотности школьников был успешным, нужно чтобы процесс изучения и сохранения природы проводился непрерывно и хорошо продуманно. В нашей школе это осуществляется на основе общешкольных творческих дел:
природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый школьный двор».
Проводим экоуроки, квесты по достопримечательным местам нашего села.
Ведется экологический мониторинг воздуха, воды, почвы на пришкольном УОУ, создан экологический паспорт школы, проведены исследовательские проекты «Влияние шума на остроту слуха», «Экология жилища», «Войти в природу другом», операция «Живи, родник», «Экология малых рек Тамбовского края».
Исследовательская деятельность в школьном возрасте основывается на познавательном интересе, учитывая, что собственный исследовательский опыт у школьников небогатый, мы проводим специальные занятия по формированию соответствующих умений.
Эти умения, являются составной частью общеучебных умений.
С 2006 года мониторим загрязненность пришкольной территории, ведем статистический учет автотранспорта, методом лихеноиндикации определяем загрязненность воздуха. Результаты такой работы и конкретные рекомендации по улучшению состояния территории школы были представлены на ученической конференции.
Организация исследовательской деятельности в нашей школе реализуется по направлению – экологическая безопасность.
Это исследование качества питьевой воды, анализ соковой продукции, анализ молока, определение жесткости воды.
Эти исследования способствуют формированию экологической грамотности. С новым оборудованием исследования проводить легче и интереснее. Цифровые лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов.
Цифровая лаборатория «Архимед» позволяет проводить эксперимент с высокой точностью и наглядностью, отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц и показаний приборов, а также представляет большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
Знакомим школьников с правилами работы с цифровой лабораторией.
Правила работы с цифровой лабораторией «Архимед» для обучающихся Убедитесь, что место работы оборудовано удобно и безопасно: все исследуемые вещества не мешают работать с компьютером.
Внимательно подсоединить необходимые датчики, сверяя вход в мультидатчиках.
Включить компьютер, запустить программу по схеме: Включить – Пуск – Программы – Наука – INTLab Начать работу с пуска измерения с «иконки» в верхней строке обозначенной зеленым квадратом.
Закончить работу с «иконки» в верхней строки обозначенной красным квадратом.
Отсоедините датчики.
Выключите мультидатчик длительным удержанием.
«Анализ качества пищевых продуктов»
Цель: освоение методов анализа качества продуктов питания и сырья, с использованием возможностей цифровой лаборатории «Архимед».
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о водородном показателе растворов на основе выполнения опытов по определению рН.
Познакомить школьников с методикой титрования.
Сформировать у учащихся интерес к проблеме здорового питания.
Активизировать познавательную активность учеников в процессе проведения эксперимента.
Реактивы и оборудование: молоко, творог, хлеб, мука, 2% спиртовой раствор фенолфталеина, дистиллированная вода, 0,1 М раствор едкого натра; цифровая лаборатория «Архимед», датчик рН, химический стакан, бюретка, конические колбы для титрования,.
Ход занятия: Каждый опыт проводится сначала с использованием индикатора (фенолфталеина) – опыт А, а затем с использованием возможностей цифровой лаборатории «Архимед» - опыт Б
«Измерение влажности воздуха»
Цель: доказать, что растения испаряют воду.
Оборудование: компьютер , датчик влажности, комнатное растение герань (пеларгония), полиэтиленовый пакет, бечевка.
Установка параметров измерений: частота - каждую секунду; замеры – 500; длительность – 8 мин. 20с.
Порядок проведения эксперимента:
Подготовим компьютер NOVA для проведения опыта (включить, подключить датчик влажности).
Проведем измерение влажности воздуха в помещении. Определим среднее значение.
Наденем на небольшое растение полиэтиленовый пакет, разместим в нем датчик. Завяжем пакет бечевкой.
Проведем измерение влажности. Определим среднее значение.
Сравним полученные значения, сформулируем вывод.
Вывод: влажность воздуха в пакете с растением больше, чем в классе, потому что растение испаряет воду.
Определение показателя величины рН осадков.
Цель работы: Определить показатель рН в дождевых осадках.
Теоретические основы работы
Для того чтобы определить рН снега необходимо, чтобы он растаял, а затем определить показатель рН. Если среда не загрязнена, то показатель рН должен быть не менее 5,5. Забор пробы снега производят, при мощном покрове (более 10 см), при помощи стеклянной банки, которую погружают вверх дном вертикально вниз до земли, а затем вытаскивают пробу. Банка должна быть стерильной. Если же покров не мощный, необходимо иметь два чистых полиэтиленовых пакета, которые одевают на руки и таким образом делают забор снега, помещая его в чистую ёмкость. Забор снега проводим на пришкольной территории, вдоль дорожного полотна по улице Советская, внутри микрорайона школы.
Мы сняли видеоролик с использованием мультидатчика для определения рН среды.
На экране компьютера видно как меняются показания рН среды фиксируемые графической линией.
Здесь же можно определить освещенность и влажность, датчики очень чувствительные, даже выдыхаемый воздух при разговоре меняет показания влажности.
Цифровые лаборатории открывают широкие, интересные возможности исследовательской деятельности. Можно провести целый ряд исследований с применением датчика рН среды например: влияние рН среды на активность фермента слюны амилазы, определение показателя рН желудочного сока в результате действия на него лекарственных средств, определение кислотности дождевой воды. Оборудование точки роста позволит изучать и организм человека. Самое главное что детям это интересно, они в своей среде, с « цифрой» на ты.
3