СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Цикл логопедических занятий Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев для детей 5-7 лет».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гостиная "Учимся пересказывать" это уникальный ключ к взаимодействию между коллегами  и родителями .Приглашаю Вас показать свои умения в построении устного высказывания, а помогут нам......

Просмотр содержимого документа
««Цикл логопедических занятий Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев для детей 5-7 лет».»

ГОСТИНАЯ-УЧИМСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ


Авторы составители: учителя-логопеды Сидорова Т.С, Кантур Т.Г

Учитель-логопед: Здравствуйте уважаемые родители и жюри ! Приглашаем вас показать свои умения в построении устного высказывания, а помогут нам в этом авторские методические разработки передового опыта работы по теме «Цикл логопедических занятий Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев для детей 5-7 лет».

Оборудование: 6 цветных сюжетных-картинок – иллюстраций , отображающих основные фрагменты-события сказки( текст№1), 4 цветных картинок – иллюстраций , отображающих основные фрагменты-события сказки, мультимедийное оборудование. Фланелеграф, мультимедийное оборудование, столы, стулья, карточки с вопросами к тексту, карточки- с текстом авторского массажа фаланг пальцев




























Игровая зона родители Игровая зона дети










Жюри-эксперты,

Заведующий МБДОУ детского сада №2

старший воспитатель,

воспитатель старшейгруппы№2






1. Некоторые теоретические вопросы по данной проблеме

Учитель-логопед: Начальная школа сегодня предъявляет повышенные требования к общей подготовке детей к обучению в школе. Трудно выделить самое важное направление в развитии детей, так как любая деятельность ребенка (познавательная, интеллектуальная, физическая и т.д.) имеет неоспоримое значение в развитии личности.

Базируясь на произведение художественной литературы, мы создали целую систему занятий по обучению детей с нарушением речи пересказу. можно использовать эти методические разработки по обучению детей пересказу.

Почему мы выбрали пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Филичева Т.Б., Глухов В.П., Бородич А.М., Федоренко Л.П., Пеньевская Л.А., Ладыженская Т.А., Спирова Л.Ф., Шаховская С.Н.).

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Серия сюжетных картин массаж фаланг пальцев является обязательной составной частью каждого занятия.

Большое внимание мы уделяли выбору произведений для пересказа. При этом кроме художественной ценности, важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лексические фразы, доступную прямую речь). Поэтому тексты специально адаптируются для детей.

В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Цикл логопедических занятий является практическим пособием по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, развивающей следующие коррекционно-воспитательные задачи:


  1. Обучение приемам планирования собственного пересказа картин.

  2. Развитие массажных движений фаланг пальцев, сопровождаемых авторскими стихотворными строчками, как эффективную стимуляцию речевого развития.

  3. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого рассказа.

  4. Упражнение в навыках грамматически правильного оформления высказывания.

  5. Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.

  6. Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.

  7. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания.

  8. Формирование у детей грамматических обобщений и усвоения нормативного использования средств языка.

  9. Расширение активного словаря. Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).


Все методические разработки ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этого цикла занятий от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению лексической темы подчинены одной теме или сюжету, все задания, массаж фаланг пальцев и упражнение взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания, памяти и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.


Тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом являются и то, что занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.


2. Методические рекомендации

Схема оценки уровней выполнения заданий


Уровень выполнения задания

Вид

П Е Р Е С К А З

1 уровень

5 баллов

«Высокий»

1.Ребенок положительно, адекватно и заинтересовано относится к предстоящей работе.

2.Самостоятельно осмысливает содержание текста.

3.Воспроизводит все логические звенья в пересказе и соблюдает их последовательность, чем обеспечивает связность изложения.

4.Степень связности слов во фразе высокая.

5.Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

6.Соблюдается в основном грамматические нормы родного языка.

7.Помощь экспериментатора ограничивается поощрением и подбадриванием.

2 уровень

4 балла

«Хороший»

1.Отношение к предстоящей деятельности в целом положительное.

2.Самостоятельно осмыслить и понять текст не может, для верного понимания текста необходимы уточнение, разъясняющие вопросы.

3.Самостоятельно ребенок может воспроизвести в пересказе лишь часть логических звеньев, не всегда правильно сохраняя их последовательность.

4.Степень связности слов во фразе незначительно нарушена.

5.Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественнол-стилистических элементов.

6.Единичные нарушения структуры предложений.

7.Помощь в подбадривании, опора на наглядность.

3 уровень

3 балла

«Удовлетворительный»

1.Эмоциональное отношение к деятельности равнодушное, безразличное.

2.Ребенок не может верно осмыслить содержание текста даже при помощи взрослого.

3.Не может воспроизвести больше одной части, не сохраняет последовательность.

4.Степень связности во фразе грубо нарушается.

5.Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, преобладают простые распространенные предложения.

6.Неоднократные нарушения связности изложения, единичные нарушения несоответствия.

7.Однако помощь взрослого в виде 1-2 наводящих вопросов существенно улучшает качество пересказа.

4 уровень

2 балла

«Недостаточный»

1.Ребенок не заинтересован в деятельности.

2.Степень понимания содержания текста снижена.

3.Только по наводящим вопросам может воспроизвести одну часть, делая это с трудом.

4.Словарный запас небольшой, степень слов во фразе недостаточная.

5.Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения.

6.В пересказе имеют место грубые лексико-грамматические ошибки.

7.Постоянная помощь, неоднократное указывание на наглядность, конкретный персонаж.

5 уровень

1 балл,

0 баллов

«Низкий или задание не выполнено»

1.Отношение к предстоящей деятельности в целом отрицательное, не адекватное.

2.Степень понимания низкая.

3.Нет логичности и последовательности, степень слов во фразе низкая.

4.Словарный запас небольшой, в основном существительные и глаголы. Преобладают простые предложения.

5.Отмечается аграмматизм (нарушение порядка слов в предложении).

6.В предложениях присутствует неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменениях и существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными, соскальзывание на побочные темы. Неадекватные ответы.


Методы и приёмы работы по составлению пересказа с опорой на серию сюжетных картин.

1.Разбор содержания рассказа по вопросам одной группы родителей.

2.Игра на панно фланелеграф) «Кто, что?», «Какой, какая, какие?», «Что делает(ют)?».

3.Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)

4. Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно-ответной беседы

5.Упражнение в дополнении предложений, даваемых родителями, требуемым по смыслу словом (отвечает 2-я подгруппа родителей(дети).

6.Составление пересказа текста по фрагментам («по цепочке») с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок.

по обучению пересказу с использованием адаптированного рассказа «Лягушка Квака» А.Бусуйок с опорой на серию сюжетных картинок.(Авторская методическая разработка).


1-Я ЧАСТЬ СЕМИНАРА ПРАКТИКУМА(РОДИТЕЛИ-1-Я ПОГРУППА,РОДИТЕЛИ ВЫПОЛНЯЮЩИЕ РОЛЬ ДЕТЕЙ 2-Я ПОДГРУППА


1. Организационный момент. Родители послушайте вннмательно текст.

2. Чтение «Лягушка Квака» А.Бусуйок (адаптированный вариант).

Жила-была лягушка Квака. Она появилась на свет, как все лягушки, из головастика. Головастик сбросил с себя кожу вместе с хвостом, а на его месте появилась Квака во всей своей необыкновенной красоте.

Квака смотрела на родителей большими зелеными глазами, а шкура на ней была гладкая, мягкая. Родители подумали, что она лучше всех. А когда Квака впервые запела, ее высокий крикливый голос очаровал родителей.

«Милая Квака! - закричали они. – Мы решили, что ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. Когда-нибудь прекрасный принц пригласит тебя петь в театр».

С той поры Квака целые дни с утра до вечера проводила на зеленом листке, без конца хвастливо выкрикивала разные песенки. Со всех сторон на нее смотрели подружки и завидовали ей. Однажды, когда Квака сидела и пела на своем листе, опустился на землю Аист. Квакины подружки с перепугу, попрыгали в воду. Только певица – ни с места!

«Мне ли бояться Аиста, - хвастливо подумала она, - если я заколдованная! А он, может быть, и есть тот принц!». Квака продолжала петь, как ни в чем не бывало. Аист выслушал ее пение без всякого удовольствия, потом широко, как ворота, распахнул свой клюв, и проглотил певицу и песню. Болото умолкло! Ну и Квака! Если бы знала, что он не заколдованный принц?

3.Группа родителей поочерёдно задаёт вопросы группе родителей-которые выполняют роль детей ,на следующем тексте родители меняются ролями . Разбор содержания рассказа по вопросам одной группы родителей.

Предполагаемые вопросы(родителей)

  1. Как называется этот рассказ?

  2. Из чего на свет появилась лягушка?

  3. Что сбросил головастик?

  4. В какой красоте появилась Квака?

  5. Какими глазами смотрела Квака?

  6. Что сделала Квака?

  7. Что закричали родители?

  8. Кого она ждала?

  9. Кому пела Квака?

  10. Кто спустился на землю?

  11. Что сделали подружки?

  12. Что хвастливо сказала Квака?

  13. Что сделал аист?

  14. Что наступило на болоте?

Ответы родителей 2-йгруппы(детей):

-«Лягушка Квака»

-Из головастика.

-Головастик сбросил кожу с хвостом.

-В необыкновенной красоте.

-Зелеными.

-Запела.

-Ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна.

- Принца.

-Подружкам.

-Аист.

-Попрыгали в воду.

-Мне ли бояться аиста.

-Выслушал пение и проглотил певицу.

-Тишина.

4. Игра на панно(фланелеграф) «Кто, что?», «Какой, какая, какие?», «Что делает(ют)?».

Условия игры: всем ребятам раздаются слова-полоски,

обозначающие предметы,

признаки,

действия.

Кто? Что?

  1. Что и кого вы видите на 1-й картине? (лягушку)

  2. Кто ее любил? (родители)

  3. Кого ждала Квака? (принца)

  4. Кто слушал целый день ее пение? (подружки)

  5. Что дарили ей подружки? (цветы)

  6. Кто однажды опустился на землю? (аист)

Какой? Какая? Какие?

  1. В какой красе появилась Квака? (необыкновенной)

  2. Какими глазами она смотрела? (зелеными)

  3. А какая у нее была шкура? (гладкая, мягкая)

  4. Каким у нее был голос? (крикливым, высоким)

  5. Какая она царевна, подумали родители Кваки? (заколдованная)

  6. Какой принц должен был ее пригласить петь в театр? (прекрасный)

  7. На каком листе она целые дни проводила время? (зеленом)

  8. Как ой был рот у аиста? (широкий)

Что делает(ют)?

  1. Что делала своими глазами Квака? (смотрела)

  2. Что впервые сделала Квака? (запела)

  3. Что сделали родители? (закричали)

  4. Что должен был сделать принц, по отношению к лягушке? (пригласить)

  5. Что она делала на зеленом листе? (выкрикивала)

  6. Что сделал аист? (опустился)

  7. Что делали подружки, увидя аиста? (разлетелись)

  8. Что сделал аист, распахнув клюв? (проглотил)

  9. Что произошло с болотом? (умолкло)

5. Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт). Выполняют все родители.


Раз – лягушка на пруду,

Два – а принц на берегу,

Три – она почти певица,

На четыре – мастерица,

Пять – ракита у пруда,

Шесть – концерты до темна,

Шесть – все прыгнули лягушки,

Восемь – бросили подружку,

Девять – тихо на болоте,

Десять – аист съел кого-то.

автор Сидорова Т.С.

Указательный

Средний

Безымянный левая рука

Мизинец

Мизинец

Безымянный

Средний правая рука

Указательный

Большой палец левой руки

Большой палец правой руки

6. Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно-ответной беседы.

Примерные вопросы: родители 1-й подгруппы родителям подгруппы2-й

  1. Как говорится в сказке о лягушке?

  2. Из чего она появилась на свет?

  3. Что подумали о ней родители?

  4. О ком она мечтала?

  5. Кому она пела песни?

  6. Что делали подружки-лягушки?

  7. Что сделал аист?

  8. Что произошло на болоте?

  1. Упражнение в дополнении предложений, даваемых родителями, требуемым по смыслу словом (отвечает 2-я подгруппа родителей(дети).

  • Она появилась на свет из … (головастика).

  • Квака смотрела на … (родителей).

  • Шкура на ней была … (гладкая, мягкая).

  • Крикливый голос очаровал … (родителей).

  • Ты не просто лягушонок, а заколдованная … (царевна).

  • Когда-нибудь прекрасный принц … (пригласит).

  • Со всех сторон на нее смотрели … (подружки).

  • Однажды на землю опустился … (аист).

  • Подружки разлетелись как … (мухи).

  • С перепугу попрыгали … (в воду).

  • Мне ли бояться аиста, если я … (заколдованная).

  • Он может и есть тот … (принц).

  • Аист выслушал пение без всякого … (удовольствия).

  • Распахнул свой … (клюв).

  • Проглотил … (певицу и песню).

  • Болото … (умолкло).

8. Составление пересказа текста по фрагментам («по цепочке») с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок. На мультимедийной доске постепенно появляются сюжеты сказки).

9. Итоговая рефлексия и анализ рассказов родителей 2-й подгруппы выполняющих роль детей.ценка жюри.

2-Я ЧАСТЬ СЕМИНАРА ПРАКТИКУМА(РОДИТЕЛИ МЕНЯЮТСЯ РОЛЯМИ.