Автор:
Омарова Изольда Магомедовна
воспитатель
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко»
Цикл мероприятий с участием родителей на учебный год в группе старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет).
Пояснительная записка
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и психологу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой.
В процессе подготовки детей к школьному обучению взаимодействие родителя и воспитателя становится необходимым условием успешной подготовки ребенка к школе.
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.
I.Конкретная образовательная ситуация, для решения которой строится взаимодействие с родителями воспитанников:
готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком. Воспитатель, работая с детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.
В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.
II. Цели взаимодействия с родителями в рамках разработанных мероприятий: обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством мероприятий совместно с семьёй на основе подготовки детей к школьному обучению.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
III. Механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс:
Анкетирование родителей по теме мероприятия.
Диагностика дошкольников(по ФГОС) по готовности к школе. Ознакомить родителей с результатами диагностики.
Составить список прочитанных с детьми книг.
Провести конкурс «Самая читающая семья».
Подготовить совместно с ребенком рекламы любимой книги.
Задаем вопросы. Родители заранее отправляют вопросы на электронную почту по теме мероприятия. Организовать для родителей консультационный центр.
Организовать банк вопросов для родителей.
IV. Содержание мероприятий, их взаимосвязь и взаимодополняемость:
Содержание мероприятий предполагает взаимосвязанность и взаимодополняемость, а именно все мероприятия, запланированные в рамках подготовки дошкольника к школе, имеют общие цели, задачи.
Тема мероприятий | Содержание |
1. Родительское собрание на тему: «Старший дошкольный возраст - какой он?» 2.Консультация на тему: «Роль семьи в подготовке дошкольников к школе» | 1.Лекторий: «Подготовка дошкольников к школе». 2. Анкетирование родителей. 3. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Психологическая готовность детей к школе. Интеллектуальная готовность к школе. Мотивационная готовность к школе. 4.Рекомендации для родителей по подготовке к школе. |
1. Конкурс интерактивных экскурсий «Как провели выходной день с ребенком» 2. Памятка для родителей «Как проводить выходные с ребенком?» | 1. Презентация конкурсных работ «Как провели выходной день с ребенком» 2. Анализ конкурсных работ. 3. Памятка для родителей «Как проводить выходные с ребенком?» |
1. Совместный праздник ко Дню матери. Конкурс «Самая лучшая» | 1.Конкурс стихотворений о маме. 2.Подготовить час поздравления для мам. 3. Песни о маме. 4. Подарки для мам. |
1. Консультация для родителей «Безопасность ребенка в ОУ и дома» 2. Памятка для родителей по теме «Помогите детям запомнить ППБ». 3. Памятка для родителей по теме «Правила дорожного движения для родителей и детей» | Ознакомить родителей с правилами поведения в образовательном учреждении и дома. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия. |
1. Участие родителей в конкурсе «Новогодняя игрушка». 3. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Нравственно-патриотическое воспитание на основе приобщения их к народной культуре» | Участие родителей совместно с детьми в конкурсе «Новогодняя игрушка». Провести для детей интерактивный урок «Традиции нового года». Защита детских проектов на темы «Снегурочка», «Дед Мороз», «Новогодние традиции дома». |
1.Групповое родительское собрание «Воспитание основ здорового образа жизни» 2.Просмотр учебных фильмов на тему: «Воспитание правильной осанки» 3.Интерактивная беседа с родителями «Гигиенические требования к детской одежде и обуви» | 1. Лекторий. Пригласить работника поликлиники с лекторием «Здоровый образ жизни». 2.Просмотр учебных фильмов на тему: «Воспитание правильной осанки» 3.Интерактивная беседа с родителями «Гигиенические требования к детской одежде и обуви» |
1. Встреча с психологом «Подготовка детей к школе» | Индивидуальные консультации с психологом. Рекомендации по психологической подготовке дошкольников к школе. |
1.Совместное проектирование родителей группы. 2. Проект «Наш первоклассник». | Работа в группах с родителями. Социальные проекты «Портфель первоклассника». «Наш первоклассник». |
1. Консультация для родителей по правильному выполнению домашнего задания. 2. Международный дистанционный конкурс творческих работ «Скоро в школу». Подготовка и участие. | Лекторий по теме консультации. Рекомендации. Ознакомить с заданиями международного конкурса. |
1. Групповое родительское собрание на тему «Волшебный мир книги» 2.Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Чему научились за год» | Ознакомить родителей с учебно-методической литературой по подготовке к школе для занятий летом. Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Чему научились за год» |
V. Преемственность в работе с начальным звеном общеобразовательной школы:
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – начальная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в дошкольном учреждении потенциал.
Готовность детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ребёнку управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность дошкольника.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления
Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка.
VI. Необходимость и включенность разнопрофильных специалистов в работу с родителями:
Психологическая школа ДОУ.
Медицинский работник детской поликлиники.
Медицинская сестра ДОУ.
Учитель начальной школы.
Социально-психологическая служба школы.
VII. Форм организации работы с родителями воспитанников:
Интерактивные консультации.
Дистанционные формы работы.
Просмотр учебных фильмов.
Онлайн - опросы
Конкурс интерактивных экскурсий.
Викторина.
Выставка. Интерактивная.
VIII.Система процесса подготовки к школе (физическая, интеллектуальная, психологическая, общая готовность):
Готовность к школе – уровень психологического, физического развития и функционального состояния здоровья ребенка, при котором все нагрузки и требования школьного обучения не приведут к нарушению психического и физического здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.
Физическая | Физкультурное занятие — главная форма обучения, дозированной тренировки систем организма. Построение его отвечает общим требованиям решения оздоровительных и воспитательных задач. Имеют место: занятия по спортивным интересам. Они включают в себя обучение детей элементам ритмической гимнастики, акробатики (кувырок, шпагат, полушпагат и др.), спортивным играм и упражнениям; — занятия учебно-тренировочного характера, содержание которых составляют: основные и танцевальные движения, общеразвивающие, спортивные упражнения, подвижные и спортивные игры. Если позволяют условия, учебно-тренировочные занятия проводятся на тренажерах, в спортивном комплексе. Дети выполняют лазание по канату, шестам, гимнастической стенке, веревочной лестнице. Используются элементы рефлексотерапии: ходьба босиком по ребристой доске, массажерам; — занятия сюжетно-игрового характера с проблемно-творческим содержанием. Двигательное воображение — основа таких занятий. Основным методом обучения выступает метод импровизации. Дети повторяют действия животных, угадывают выразительные походки, решают двигательные задачи. Может иметь место и поисковая деятельность, направленная на получение новых сведений о предмете или явлении (придумать новые способы применения физкультурных пособий, названий выполняемым движениям), выделение средств их выразительности (плавно — резко, быстро — медленно, легко — тяжело). Занятия протекают в эмоционально окрашенной обстановке и чаще всего имеют форму беседы, игры-драматизации; — занятия из серии «Человек и его здоровье», сообщение детям элементарных знаний о себе, (строение собственного тела, функции и назначение внутренних органов и систем организма), о своем здоровье (профилактика и предотвращение различных заболеваний, основы режима и др.), о роли двигательной активности в жизни людей. Оценка уровня моторного развития (количество прыжков за 5 секунд). Если ребенок в дошкольном возрасте освоит различные виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения заданий |
Интеллектуальная | Методики определения уровня интеллектуальной готовности к школе. Диагностика мышления проводится по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Данное деление достаточно условно и предлагаемые в соответствующих разделах методики затрагивают одновременно целый ряд характеристик и свойств мышления. Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой) Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”. Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике. «Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг. «Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф «Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида. «Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли «Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы? Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). Задания оцениваются в баллах: обобщение по существенному признаку - 2 балла; употребление обобщающего слова - 1 балл. Максимальное число баллов - 15. Методика «Классификация по заданному принципу» Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.). Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике. Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы». Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол. Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом». Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. Группы разложены без ошибок: «+». Правильно разложены 3 группы: «±». Ошибки более чем в 3 группах «-». Методика «Разрезные картинки». Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления, выявление особенности развития операции сравнения. Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различным углом. Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не комментируется. Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее». Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. Обе картинки собраны правильно «+». Только одна сложена верно «±». Обе картинки собраны неправильно «-». |
Психологическая | Психологические аспекты подготовки детей к школе Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. Как выглядит готовый к школе первоклассник: у него есть желание учиться; может довести начатое дело до конца; способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели; умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его; понимает с какой целью он будет учиться в школе; не сторонится общества; комфортно чувствует себя в коллективе; умеет знакомиться со сверстниками; имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать. |
Общая готовность | Мощным источником детской любознательности, познавательной активности, развития внимания в готовности дошкольника к школе является игра. В игре дети учатся общению, узнают мир человеческих отношений. В то же время, именно в игре они сталкиваются с недостатком знаний и умений. Для формирования правильного отношения к школе, полезны игры «в школу». Люда (8 лет), Ваня (6 лет), Леша (6 лет) часто собирались во дворе и старались играть в школу, Люда на себя брала роль учительницы, так как она закончила первый класс школы. |
IX. Место и роль совместной работы над формированием у детей положительной учебной мотивации в едином цикле мероприятий:
Суть взаимодействия воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя. Она направлена на решение следующих задач: установление единства в воспитании детей; создание условий для благоприятного климата взаимодействия родителей; педагогическое просвещение родителей; вовлечение семьи в единое образовательное пространство; изучение и распространение передового опыта семейного воспитания. Этой задаче подчинена вся работа, проводимая педагогом с семьей.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и педагога в глазах ребенка. Поэтому в рамках предшкольной подготовки мы проводим целенаправленную работу по организации взаимодействия родителей и педагога.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проводится анкетирование «Сотрудничество педагога и семьи». На основе собранных данных проводится анализ особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Планируются просветительские лектории для родителей: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Психофизические особенности детей шестилетнего возраста», «Готовность детей к школе» и т.п. В план добавляются также темы по заказам родителей, которые они просят осветить.
Проводятся практикумы по темам: «Семья на пороге школьной жизни ребенка», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка», «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Ответы на тревожащие вопросы родители всегда могут получить на индивидуальных консультациях. Если есть потребность в консультации специалиста, приглашаются психолог, логопед и медсестра. Они всегда готовы ответить на вопросы и дать рекомендации.
Пользуются большим успехом и совместные мероприятия детей и родителей. «День Матери», «А ну-ка, бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя» и многие другие. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Сегодня нам надо помнить, что как никогда раньше, школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками.
В основе этого союза должны быть единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
X. Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей, эффективности совместной работы)
Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.
Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос.
Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.
Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.
Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.
Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий.
Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.
Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи. Список источников
Арнаутова Е. П. Общение с родителями: зачем, как? Москва. 2009
Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 2006.
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.11
10