СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков по литературе в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (урок №1)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по литературе в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (урок №1)»

Урок литературы, 9 класс

Тема: Н. В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания. Особенности сюжета, композиция, система образов, жанр.


« Мёртвым душам» Гоголь отдал всё – и свой художественный гений, и исступлённость мысли, и страстность надежды. «Мёртвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть»

                                                    Ю. Манн.

Цели урока:

1.Рассказать обучающимся об исторической эпохе в период создания «Мёртвых душ».

2.Систематизировать знания обучающихся об истории создания поэмы.

3. Показать, в чём видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение.

4.Определить жанр произведения, особенности композиции, систему образов.

5. Развивать навыки самостоятельной работы, аналитические умения.

6. Вызвать интерес к произведению.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя,  учебник «Литература», 9 кл. (под ред. В.Я.Коровиной).

.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Определение темы и цели урока

Согласно с домашним заданием ученики определяют тему и цели урока, учитель дополняет, корректирует.

3. Мотивация

3.1.Анализ смысла эпиграфа к уроку. Высказывания учащихся.

3.2.Слово учителя

30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.

  М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.

Современник Н.Гоголя А.Герцен  писал: «Первые годы, последовавшие за

1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…».

В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал: «Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!...И кто же из  людей нового поколения  не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

     

 В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые «потрясли всю Россию».

4. Проверка домашнего задания

4.1.Беседа по истории создания «Мёртвых душ»

1.В каком году вышел первый том «Мёртвые души»?(1842 год)

2.Что потребовала цензура от Н.В.Гоголя перед выпуском поэмы?

(Изменить заглавие на «Похождение Чичикова или Мёртвые души», изъять «Повесть о капитане Копейкине».)

3.С какой целью потребовала цензура изменение заглавия произведения?

(На первое место выходили авантюрные приключения Чичикова, а не главная мысль об омертвении человечества и его духовном воскрешении.)

4.Как отнеслась критика к поэме?

(Увидела великое творение литературы. Однако были и отрицательные отклики. Отпор им был дан в статьях критика В.Г.Белинского, поэта П. Плетнёва и др. К.С.Аксаков не придал значения сатире Гоголя. Белинский настаивал на сатирическом характере поэмы.)

5.Как расценивали известные писатели, критики значение поэмы в творчестве Н.В.Гоголя?

(«величайшее произведение», «памятник как писателя», «главное дело жизни»)

6.Каков был общий замысел написания поэмы?

(Писатель намеревался поведать миру о величии души русского человека, какую громадную роль призвана сыграть Россия для других народов и стран. У Гоголя возникает предощущение литературного подвига, в котором сливаются писательский, нравственный, патриотический подвиг. При этом герои Гоголя, как герой Данте, совершали духовный путь по кругам Ада и, поднимаясь из Ада в Чистилище, очищали себя страданиями и раскаянием, смывая грехи и тем самым спасая свои души. Они попадали в Рай и их лучшие нравственные качества оживали.)

7.С чего надо начинать русскому человеку свой нравственный путь, по мнению Гоголя, чтобы стать образцом для подражания?

( Надо, чтобы русский человек возненавидел свои недостатки и пороки, испытал бы острую потребность посмеяться над ними. Чем сильнее и бесстрашнее смех над недостатками, тем сильнее любовь к достоинствам.)

8.Почему Гоголю трудно давалась работа над вторым томом «Мёртвых душ»?

(Отрицательные герои дались ему лучше положительных. Гоголь на примерах отрицательных героев показал ужасную духовную бездну, их «мёртвые души», не способные на проявления душевных чувств. Гоголь обвинил себя в том, что оклеветал Россию, не сумев превратить душевных уродов в положительные образы. Он не сумел художественно убедительно воспроизвести идеал согласно всеобщему замыслу. Творческая неудача – крах его жизни. Его нравственно непогрешимый человек должен был выглядеть не утопическим, а жизненно правдивым. Однако «прототипов» не было. Их ещё не родила жизнь.  Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

  «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.  – Не дает ответа».)

9. Как связана судьба второго тома «Мёртвых душ» и жизнь писателя?

(Измученный душевной борьбой, Гоголь в 1852 году сжёг второй том «Мёртвых душ» в ночь с 11 на 12 февраля. Остались черновики 5 глав. Через десять дней, 21 февраля 1852 года Гоголь умер.)

4.2.Систематизация и обобщение материала по истории создания поэмы

Выступления обучающихся с сообщениями об истории создания «Мёртвых душ».

5.Работа по определению жанра, композиции, системы образов.

Словарная работа, запись в тетради

Поэма- один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

 Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.

 - Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

   ( В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает свои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.)

Запись в тетради

Композиция – построение произведения.

 - Какова композиция этого произведения?

      Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.

 1 глава  - губернский город

  2-6 гл.  – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

                                           2гл. -Манилов

                                           3 гл. - Коробочка

                                           4 гл. – Ноздрев

                                           5 гл. – Собакевич

                                           6 гл. Плюшкин

   7-10 гл. – губернское общество

   11 гл. - биография Чичикова.

Запись в теради

Сатира – беспощадное осмеяние, критика действительности, человека, явлений.

Юмор- смех весёлый и доброжелательный.

            Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный  русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.

6. Итог урока

 Громадный художественный опыт дал возможность Н.В. Гоголю создать гениальную поэму.  Мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, художественной особенностью творчества Гоголя. Автор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя.

7. Рефлексия

Учащиеся заканчивают предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…. Для меня интересными оказались факты о том….»

8.Домашнее задание: прочитать 1-ую главу поэмы, быть готовыми к анализу содержания, комментированному чтению.



Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок

торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые

дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала

материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться

исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели

превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих

крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в

свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом

чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая

задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности

и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом

противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!