ПРОГРАММА « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
Вспомним крылатые слова Сервантеса, которые могут стать эпиграфом к этой теме:
« Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Культура поведения в самом широком смысле этого выражения обозначает совокупность
выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения
людей. Это большой и ценный пласт общечеловеческой культуры. Содержание культурного
поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между
людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к
внешнему виду ( к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно,
культура поведения это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В
правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.
Уже в дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения.
Целенаправленная,систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах развиваются не только представления школьников, но и деятельность по их
применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными, опрятными, вежливыми. В их
поведении закрепляются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на
улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не
привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко
проводить более трудную работу: перевоспитание школьников, у которых укоренились
отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу
над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения; такта,
деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе,
а успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора
методов работы с детьми. Главными методами являются приучение школьников к
выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм
морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение
фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения.
Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются
упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе
систематических знаний. Содержание упражнений и их форма зависят от характеристики
правила, которое отрабатывается.
Остановлюсь особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с
детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга,
высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе
раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывание учащихся позволяют
педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы
или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулирует правила
поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Беседа используется и при чтении литературных произведений этического содержания.
При этом целесообразно обсуждать с детьми и образы правильного поведения, и
негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать
детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять
правила культурного поведения. И таким образом вызывать у ребят желание не быть
похожими на них.
Раскрою несколько занятий, которые в доступной форме знакомят школьников с нормами
поведения в наиболее часто встречающихся жизненных ситуациях. Речь пойдет об
элементарных навыках поведения в школе, в гостях, в столовой, в транспорте, в
общественных местах и т.д.
Цикл внеклассных занятий на тему :« КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
Занятие №1.Тема: « О вежливых словах и их применении»
Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных
ситуациях.
Занятие № 2.Тема: « Правила знакомства, представления и обращения»
Цель: пополнить словарный запас учащихся новыми формами знакомства, представления и
обращения, закрепить предыдущие знания.
Занятие №3.Тема: « Правила приветствия и прощания».
Цель: научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости
от ситуации, закрепить умение употреблять разные формы словесной вежливости.
Занятие №4.Тема: « Правила поведения в столовой, за столом».
Цель: научить детей культуре поведения за столом; закрепить умение употреблять
разные формы словесной вежливости.
Занятие № 5.Тема: « Как вести себя в школе, на переменах».
Цель: учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.
Занятие № 6.Тема: « Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей».
Цель: ввести в словарь учащихся новые этикетные формы обращения с просьбой,
познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения.
Занятие №8.Тема: « Как правильно разговаривать по телефону».
Цель: учить детей вежливо и правильно пользоваться телефоном;
Занятие № 9.Тема: « Правила поведения в общественном транспорте»
Цель: научить детей вежливо вести себя в общественном транспорте; воспитывать доброту
и отзывчивость.
Занятие №10.Тема: « Как вести себя в общественных местах».
Цель: воспитать у детей культурное поведение в общественных местах; формирование
доброго отношения к окружающим.
Занятие № 11.Тема « Итоговое занятие по теме « Культура поведения».
Цель: проверить знания детей; закрепить правила поведения в различных местах;
добиваться выполнения этих правил.