СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл занятий на сплочение классного коллектива (начальная школа)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан со сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы класса, а также психологический комфорт каждого из его участников. Данная программа направлена на формирование благоприятного микроклимата в классе в целом, и формирование положительного образа своего «Я» каждого школьника. Занятия рекомендованы для проведения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий на сплочение классного коллектива (начальная школа)»



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №42 им. Н. П. Гусева

с углублённым изучением французского языка»




Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________20___г.

Директор ______________

(Галочкина Н.В.)




Цикл занятий на сплочение классного коллектива (начальная школа)



автор Ситник Мария Николаевна

педагог-психолог









г.Ярославль

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………...…3

Цель и задачи………………………………………..………………………...3

Планируемые результаты …………………………………………………..4

Содержание программы……………………………………………………..4

Принципы, реализуемые в программе…………………………………….4

Тематическое планирование………………………………………………..5

Описание упражнений……………………………………………………….8




























Пояснительная записка


Для полноценного развития ребенка огромное значение имеет его общение со сверстниками. От того, как складываются отношения в классе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

В любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан со сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы класса, а также психологический комфорт каждого из его участников. Данная программа направлена на формирование благоприятного микроклимата в классе в целом, и формирование положительного образа своего «Я» каждого школьника. Занятия рекомендованы для проведения в начальной школе.

Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.

Задачи:

  1. Формирование благоприятного психологического климата в классе;

  2. Развитие умения работать в команде;

  3. Профилактика конфликтного поведения в коллективе;

  4. Сплочение классного коллектива.







Планируемые результаты освоения программы

- овладение школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.

Содержание программы:

Программа предназначена для учеников 2-4 классов.

В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 7 занятий продолжительностью 40 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю по следующей схеме:

1. Вводная часть (Разминка).

2. Основная часть (Рабочая).

3. Заключительная часть (Рефлексия).


Принципы, реализуемые в программе:

- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражне­ния, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

-    принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания цен­ности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяет­ся наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.



Тематическеое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Деятельность

1 занятие

Занятие 1 - Знакомство.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями занятий, правилами работы в группе.


1

1.Вводное упражнение «Закрой глаза».

2. Правила группы.

3.Упражнение «Знакомство»

4. Упражнение «Ожерелье пожеланий».

5.Рефлексия.

2 занятие

Занятие 2

Цель: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе.

1

1.Психогимнастика

2.Упражнение «Строй»

3.Рисуночное упражнение «Мой класс».

4.Рефлексия.


3 занятие

Занятие 3

Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся. Развитие умение слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

1

1.Ванька-встань-ка

2. Упражнение «Угадай кто я?».

4.Упражнение «Волшебный стул".

5.Рефлексия.

4 занятие

Занятие 4

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия, способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

1

1.Вводное упражнение: «Кто так же как я?»

2.Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…»

3.Упражнение «Пожелания».

4.Упражнение «Волшебный стул".

5.Рефлексия.

5 занятие

Занятие 5 - Итоговое

Цель: развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива

1

1.Вводное упражнение «Восьмерки»

2.Упражнение «Солнышко»

3.Упражнение «Волшебный стул"

4.Рефлексия

Итог


5






Описание упражнений


Занятие 1 - Знакомство.

  • Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Закрой глаза».

- Мы сейчас с вами проверим, насколько каждый из вас внимателен. Вы сейчас закроете глаза, а я задам несколько простых вопросов. Говорите ответы тихо или можете отвечать про себя. Кричать не нужно.

  • Какого цвета стены у вас в классе?

  • А какого цвета парты?

  • Сколько окон в вашем классе?

  • Есть цветы в кабинете?

  • А если есть, то где находятся?

  • Какой цвет одежды сегодня у вашего классного руководителя?

  • Назовите цвет глаз вашего соседа по парте?

  • Упражнение «Знакомство» (клубок ниток).

Цель упражнения: познакомиться с участниками занятия

С помощью клубка ниток, каждый участник занятия передает, по очереди клубочек, называя свое имя и прилагательное, характеризующее его на первую букву своего имени. Ведущий начинает с себя. Далее, после того, как весь класс, включая классного руководителя, опутан нитью, идет размышление- диалог на тему: невидимые нити взаимоотношений.




Занятие 2 –

  • Упражнение «Строй»

Цель упражнения: способствовать построению эффективного командного взаимодействия.

Ребят делят на 3 группы (по рядам) и по очереди предлагают построиться в шеренгу по росту, первой букве имени, первой букве фамилии, дате рождения и т.д.


  • Рисуночное упражнение «Мой класс».

Цель упражнения: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе.

Инструкция: «Давайте сейчас нарисуем ваш класс. Посмотрите друг на друга. Вспомните самые интересные события в вашем классе. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. Я раздам каждому листочек, а вы подумаете и нарисуете свой класс: рисовать можно что угодно и как угодно. Можно нарисовать событие из жизни класса, эмоции, человека»

Затем все рисунки наклеиваются на общий ватман, далее следует обсуждение коллажа.

Занятие 3-

  • Психогимнастиика (Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”) Гимнастика мозга представляет собой очень простые для выполнения и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Всего несколько минут (3-5минут) занятий дают высокую умственную зарядку.



  • Упражнение «Угадай кто я?».

Цель упражнения: поспособствовать детям лучше узнать друг друга

Каждому ученику выдается лист бумаги, на котором он про себя должен написать 5 фактов его характеризующих. Далее все бланки собираются, перемешиваются и зачитываются ведущим. Дети должны определить, про кого говорят.

  • Упражнение «Волшебный стул".

Цель упражнения: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

У доски стоит стул. Классу дается инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный стол». Способности этого стула таковы: приглашается кто-либо из вас на этот стул: как только он садится, «высвечиваются» только его достоинства. При этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул». Ваша задача: увидеть эту хорошую сторону, выразить его словами перед всеми присутствующими.


Занятие 4 –

  • Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…»

Цель упражнения: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.

  • Упражнение «Пожелания».

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.


Занятие 5 – Итоговое

  • Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Ванька-встань-ка»

Цель упражнения: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.

Ведущий показывает любое количество пальцев. В классе должно встать то количество ребят, которое показывает ведущий. Между собой переговариваться ребята не должны.

  • Упражнение  «Солнышко»

Цель упражнения: сплочение классного коллектива.

Дети обводят свои ладони – лучики. Раскрашивают в яркие солнечные цвета. Посередине ладони пишут свое имя. Выстригают. Далее приклеивают к заранее приготовленному кругу (центр солнышка), на котором написан класс (напр.4Б).


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!