Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №42 им. Н. П. Гусева
с углублённым изучением французского языка»
Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________20___г. Директор ______________ (Галочкина Н.В.) |
Цикл занятий на сплочение классного коллектива (начальная школа)
автор Ситник Мария Николаевна
педагог-психолог
г.Ярославль
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………...…3
Цель и задачи………………………………………..………………………...3
Планируемые результаты …………………………………………………..4
Содержание программы……………………………………………………..4
Принципы, реализуемые в программе…………………………………….4
Тематическое планирование………………………………………………..5
Описание упражнений……………………………………………………….8
Пояснительная записка
Для полноценного развития ребенка огромное значение имеет его общение со сверстниками. От того, как складываются отношения в классе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
В любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан со сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы класса, а также психологический комфорт каждого из его участников. Данная программа направлена на формирование благоприятного микроклимата в классе в целом, и формирование положительного образа своего «Я» каждого школьника. Занятия рекомендованы для проведения в начальной школе.
Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.
Задачи:
Формирование благоприятного психологического климата в классе;
Развитие умения работать в команде;
Профилактика конфликтного поведения в коллективе;
Сплочение классного коллектива.
Планируемые результаты освоения программы
- овладение школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.
Содержание программы:
Программа предназначена для учеников 2-4 классов.
В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 7 занятий продолжительностью 40 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Вводная часть (Разминка).
2. Основная часть (Рабочая).
3. Заключительная часть (Рефлексия).
Принципы, реализуемые в программе:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
Тематическеое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Деятельность |
1 занятие | Занятие 1 - Знакомство. Цель: снятие эмоционального напряжения. Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями занятий, правилами работы в группе. | 1 | 1.Вводное упражнение «Закрой глаза». 2. Правила группы. 3.Упражнение «Знакомство» 4. Упражнение «Ожерелье пожеланий». 5.Рефлексия. |
2 занятие | Занятие 2 Цель: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе. | 1 | 1.Психогимнастика 2.Упражнение «Строй» 3.Рисуночное упражнение «Мой класс». 4.Рефлексия. |
3 занятие | Занятие 3 Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся. Развитие умение слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми | 1 | 1.Ванька-встань-ка 2. Упражнение «Угадай кто я?». 4.Упражнение «Волшебный стул". 5.Рефлексия. |
4 занятие | Занятие 4 Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия, способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми | 1 | 1.Вводное упражнение: «Кто так же как я?» 2.Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…» 3.Упражнение «Пожелания». 4.Упражнение «Волшебный стул". 5.Рефлексия. |
5 занятие | Занятие 5 - Итоговое Цель: развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива | 1 | 1.Вводное упражнение «Восьмерки» 2.Упражнение «Солнышко» 3.Упражнение «Волшебный стул" 4.Рефлексия |
Итог | | 5 | |
Описание упражнений
Занятие 1 - Знакомство.
Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Закрой глаза».
- Мы сейчас с вами проверим, насколько каждый из вас внимателен. Вы сейчас закроете глаза, а я задам несколько простых вопросов. Говорите ответы тихо или можете отвечать про себя. Кричать не нужно.
Какого цвета стены у вас в классе?
А какого цвета парты?
Сколько окон в вашем классе?
Есть цветы в кабинете?
А если есть, то где находятся?
Какой цвет одежды сегодня у вашего классного руководителя?
Назовите цвет глаз вашего соседа по парте?
Цель упражнения: познакомиться с участниками занятия
С помощью клубка ниток, каждый участник занятия передает, по очереди клубочек, называя свое имя и прилагательное, характеризующее его на первую букву своего имени. Ведущий начинает с себя. Далее, после того, как весь класс, включая классного руководителя, опутан нитью, идет размышление- диалог на тему: невидимые нити взаимоотношений.
Занятие 2 –
Цель упражнения: способствовать построению эффективного командного взаимодействия.
Ребят делят на 3 группы (по рядам) и по очереди предлагают построиться в шеренгу по росту, первой букве имени, первой букве фамилии, дате рождения и т.д.
Цель упражнения: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе.
Инструкция: «Давайте сейчас нарисуем ваш класс. Посмотрите друг на друга. Вспомните самые интересные события в вашем классе. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. Я раздам каждому листочек, а вы подумаете и нарисуете свой класс: рисовать можно что угодно и как угодно. Можно нарисовать событие из жизни класса, эмоции, человека»
Затем все рисунки наклеиваются на общий ватман, далее следует обсуждение коллажа.
Занятие 3-
Психогимнастиика (Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”) Гимнастика мозга представляет собой очень простые для выполнения и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Всего несколько минут (3-5минут) занятий дают высокую умственную зарядку.
Цель упражнения: поспособствовать детям лучше узнать друг друга
Каждому ученику выдается лист бумаги, на котором он про себя должен написать 5 фактов его характеризующих. Далее все бланки собираются, перемешиваются и зачитываются ведущим. Дети должны определить, про кого говорят.
Цель упражнения: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
У доски стоит стул. Классу дается инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный стол». Способности этого стула таковы: приглашается кто-либо из вас на этот стул: как только он садится, «высвечиваются» только его достоинства. При этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул». Ваша задача: увидеть эту хорошую сторону, выразить его словами перед всеми присутствующими.
Занятие 4 –
Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…»
Цель упражнения: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Занятие 5 – Итоговое
Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Ванька-встань-ка»
Цель упражнения: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.
Ведущий показывает любое количество пальцев. В классе должно встать то количество ребят, которое показывает ведущий. Между собой переговариваться ребята не должны.
Цель упражнения: сплочение классного коллектива.
Дети обводят свои ладони – лучики. Раскрашивают в яркие солнечные цвета. Посередине ладони пишут свое имя. Выстригают. Далее приклеивают к заранее приготовленному кругу (центр солнышка), на котором написан класс (напр.4Б).
7