СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл занятий по формированию здорового жизненного стиля обучающихся, как ценностной ориентации подростков«Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий по формированию здорового жизненного стиля обучающихся, как ценностной ориентации подростков«Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся»»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся»

Доронина Е.А.


Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового жизненнего стиля обучающихся в образовательной среде.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В настоящее время целый ряд нормативных документов, включая Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ), Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» (от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ред. от 05.06.2012г.), требования Федеральных государственных образовательных стандартолв начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), а также задачи, поставленные национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, обязывают  педагогов работать над формированием у обучаемых и воспитанников устойчивых установок на здоровый образ жизни и уделять особое внимание профилактике возникновения у них вредных привычек и зависимостей (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков).

  Программа опирается на методическое пособие, предназначенное для проведения занятий со старшими подростками в ходе реализации программы воспитания и социализации, являющейся составной частью Основной образовательной программы (ООП) основной школы. В качестве одного из важных направлений воспитания данная программа предусматривает формирование у обучающихся экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни и проведение соответствующей просветительской, методической и профилактической работы с участниками образовательного процесса.

Актуальность программы.

 В обществе отмечается серьезное обострение проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является,  в частности, ежегодный рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации.

Цель программы: формирование у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для выбора и реализации социально-позитивного поведения.

Программа формирования социально-позитивного поведения у старших подростков базируется на принципах:

- возрастного соответствия;

- вариативности;

- модульности

- личностно - деятельностного подхода.

Теоретическую и методологическую основу программы составляют:

- экологический принцип гармоничной взаимосвязи здоровья человека с природой и социумом;

- теория познания;

- принципы возрастной физиологии и психологии;

- теория эффективного общения и основы конфликтологии;

- принцип ответственности;

- теория принятия решений.

 Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа «Вектор», определяют ее содержательный, технологический и методический аспекты.

Согласно Приказу от 30 сентября 2013 года N 677 «Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, снижения распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний [5].

Согласно ФГОС основного общего образования личностной характеристикой обучающегося должно являться сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни [4].

Под здоровым жизненным стилем понимается систематическое поведение индивида, направленное на сохранение биологического, социального и психологического здоровья, сохранение трудоспособности и профилактику заболеваний. Здоровый жизненный стиль, прежде всего, основывается на осознании ценности здоровья [2].

В организации работы по формированию здорового жизненного стиля учащихся важное значение имеет нестандартный подход, новые современные формы взаимодействия с детьми, направленные на установление доверительных отношений в коллективе, формирование навыков социально-позитивного поведения, социальных компетенций.

В МБОУ СШ № 58 г. Арзамас был разработан цикл занятий по формированию здорового жизненного стиля подростков «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся» программы воспитания и социализации в условиях введения ФГОС ООО в 8-9 классах.

Построение занятий по предлагаемой программе базируется на принципах возрастного соответствия, ва­риативности, модульности и личностно-деятельностного подхода и посвященных различным аспектам здоровья человека и здоровому образу жизни.

В 8-9 классах был разработан цикл занятий по формированию жизненного стиля как ценностной ориентации подростков «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему учащихся» включающий два модуля такие как:

1 – ый модуль «Жизнь по собственному выбору»

2 – ый модуль «Взрослая жизнь — взрослая ответственность»

Тематическое планирование модулей

На модуль «Жизнь по собственному выбору» в 8-9 классах отводится 4 часа, при изучении которых у подростков будут сформированы:

• понимание, что такое «ценностные ориентиры», и какова их роль в жизни каждого человека;

• представление, что такое «здоровье человека» и какие факторы определяют и влияют на здо­ровье человека;

• значимость здоровья как важнейшей жизненной цен­ности;

• принятие решения в зависимости от ориентации на здоровый образ жизни;

На модуль «Взрослая жизнь — взрослая ответственность» отводится 4 часа, при изучении которых у подростков будут сформированы:

• знание об ответственности за совершенные действия и поступки;

• представление о ВИЧ/СПИД;

• понимание важности создания семьи и гармоничных отношений для каждого человека;

• понимание важности взаимопонимания, создания и сохранения доверительных отношений в семье.

Опорой при апробации занятий в девятом классе являются не только теоретические знания, приобретенные в предыдущих классах, но и практические навыки, полученные при использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Творческие принципы занятий:

1.Максимальное вовлечение подростков в активную деятельность на занятии. Различные формы индивидуальной и групповой работы на занятии.

2.Использование интерактивно-деятельностных технологий обучения.

3.Создание благоприятной атмосферы, которая будет способствовать усвоению материала подростками и правильному выбору ими жизненной стратегии поведения

Содержание занятий модуля

Модуль  Жизнь по собственному выбору.

1.Твои жизненные ценности

1. Опрос детей «Что вы больше цените в своей жизни? Что для вас является ценностью?».

2. Формирование учителем понятия «жизненные цен­ности».

3. Групповая работа по разделению на категории жиз­ненных ценностных ориентиров.

2. Здоровые привычки-здоровый образ жизни.

1. Опрос детей «Что вы понимаете под словом "здо­ровье"?».

2. Групповая работа по классификации ответов, харак­теризующих физическое, психическое, душевное, эмоцио­нальное здоровье.

3. Подведение учителем итогов работы и формулиро­вание понятия здоровья как интегральной функции орга­низма человека.

4. Рассказ учителя о факторах, определяющих здоровье человека.

5. Рассказ учителя об образе жизни и здоровье.

6. Домашний проект «Образ жизни и здоровое поведение»

3. Понимание свободы выбора. Ответственность за собственные решения.

1. Подведение итогов конкурса на лучший проект по результатам домашнего задания.

2. Выступление учителя о роли в формировании образа жизни решений, которые мы принимаем.

3. Работа в группах по анализу развития проблемных ситуаций в зависимости от принятия решений.

4. Как научиться принимать правильные решения в жизни?

1. Работа над пословицами и поговорками.

2. Разбор ситуации учителем и проработка этапов при­нятия решения.




модуль: «Взрослая жизнь — взрослая ответственность»

  • «Мы в ответе за свои действия и поступки»

1. Объяснение понятия личной ответственности.

2. Обсуждение вопроса важности ответственности за свои действия и поступки.

2. Примеры ответственного поведения и признание ошибок в совершенных действиях.

3. Обсуждение как научиться анализировать свои поступки и их результат.

4. Групповая работа по составлению списка проблем и ошибок, возникающих при необдуманных и спонтанных ситуациях, и пути решения.

  • «СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе».

1. Рассказ учителя о возникновении и распространении эпидемии ВИЧ-инфекции в мире («продвинутая лекция»).

2. Групповая работа по оценке эффективности способов предупреждения распространения эпидемии.

3. Формирование понятия о мерах по профилактике ВИЧ.

4. Групповая работа по оценке риска заражения ВИЧ в различных ситуациях, создание плаката «Мы за здоровый образ жизни», проведение акции с раздачей буклетов и красной ленточки, символа борьбы со СПИД.


  • «Твоя семья в настоящем и будущем»

1. Обсуждение понятия «Что для Вас значит семья?».

2. Индивидуальная работа по анализу того, что вам нра­вится в вашей семье, а что не нравится, и вы бы хотели изменить.

3. Групповое обсуждение основных понятий семьи и её функций в жизни человека.

4. Дискуссия о том, какие проблемы могут омрачить се­мейное счастье и разрушить семью.

5. Групповое заполнение таблицы «Мой будущий Дом» и обсуждение семейных традиций.

  • «Взаимоотношения родителей и детей»

1.Обуждение вопроса «Как вы понимаете отношения между родителями и детьми?»

2.Обсуждение факторов влияющие на взаимоотношения родителей и детей.

3.Анализ семейных проблем взаимоотношений с ребенком и родителями. Упражнение «Семейные правила».

4. Групповая работа: создание постеров с типичными конфликтами в семье и их решениями, с последующим обсуждением

5. Индивидуальная работа: написать короткое письмо родителям о своих чувствах и ожиданиях.

Ведущей технологией при изучении данного цикла занятий является технология групповой работы.

Под групповой работой понимается совместная деятель­ность людей в группах по 3-9 человек для выполнения отдель­ных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно на­правляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить ре­зультаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Технология групповой работы способствует выработки решений и принятию решения.

На занятиях «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему учащихся» были выделены следующие этапы групповой работы:

1.Деление учащихся на группы

2.Определение, выбор темы работы

3. Выработка и принятия решения в каждой группе

4. Групповое обсуждение по теме работы

Примером использования технологии групповой работы в 8- 9 классах при изучении модуля«Жизнь по собственному выбору»», являются следующие упражнения:

1. Опрос детей «Что вы больше цените в своей жизни? Что для вас является ценностью?».

2.Групповая работа по разделению на категории жиз­ненных ценностных ориентиров.

3.Опрос детей «Что вы понимаете под словом "здо­ровье"?».

4.Групповая работа по классификации ответов, харак­теризующих физическое, психическое, душевное, эмоцио­нальное здоровье.

5.Работа в группах по анализу развития проблемных ситуаций в зависимости от принятия решений.

Примером использования технологии групповой работы в 9 классе при изучении модуля «Взрослая жизнь — взрослая ответственность» , являются следующие упражнения:

1. Групповая работа по составлению списка проблем и ошибок, возникающих при необдуманных и спонтанных ситуациях, и пути решения.

2. Групповая работа по оценке эффективности способов предупреждения распространения эпидемии.

4. Групповая работа по оценке риска заражения ВИЧ в различных ситуациях, создание плаката «Мы за здоровый образ жизни», проведение акции с раздачей буклетов и красной ленточки, символа борьбы со СПИД.

5. Групповое обсуждение основных понятий семьи и её функций в жизни человека.

6. Дискуссия о том, какие проблемы могут омрачить се­мейное счастье и разрушить семью.

7. Групповое заполнение таблицы «Мой будущий Дом».

8. Групповая работа: создание постеров с типичными конфликтами в семье и их решениями, с последующим обсуждением


Работа осуществлялась по следующим направлениям:

1.Проведение опросов и обсуждение его итогов в группах

2.Выполнение заданий, направленных на формирование, распределение и классификацию ценностей.

3.Составление и анализ, проблем и проблемных ситуаций в группах

4.Проведение дискуссий

5.Проведение диагностических методик

6. Осуществление подготовки самостоятельной групповой работы. Групповая работа проводится под руководством педагога, затем с помощью родителей.


В 8- 9 классах был разработан и экспериментально апробирован цикл занятий по формированию жизненного стиля подростков в рамках «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся» включающий такой модуль как:

модуль «Взрослая жизнь — взрослая ответственность»

Содержание занятий модуля:

1. Мы в ответе за свои действия и поступки.

2. СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе

3. Твоя семья в настоящем и будущем

4.Взаимоотношения родителей и детей.

Ведущей технологией при изучении данного цикла занятий является технология групповой работы. Технология групповой работы способствует выработки и принятию решения.

Творческие принципы занятий:

1.Максимальное вовлечение подростков в активную деятельность на занятии. Различные формы индивидуальной и групповой работы на занятии.

2.Использование интерактивно-деятельностных технологий обучения

3.Создание благоприятной атмосферы, которая будет способствовать усвоению материала подростками и правильному выбору ими жизненной стратегии поведения [1].


Занятие 1 называлось - «Мы в ответе за свои действия и поступки»

Целями занятия явились: 1)Формирование у подростков анализировать свои действия и поступки. Помочь учащимся понять, почему так важно отвечать за свои поступки.

2) Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

3)Способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

На данном занятии рассматривалось важность ответственности за свои действия и поступки. Учащимися были приведены примеры ответственного поведения и признание ошибок в совершенных действиях. Ребятами в группах был составлен список проблем и ошибок возникающих при необудуманных и спонтанных ситуациях, и пути решения.



Рис.1. Занятие «Мы в ответе за свои действия и поступки»


Занятие 2 называлось - «СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе». Целями занятия явились: 1. Знакомство с особенностями воздействия вируса иммунодефи­цита человека (ВИЧ) на человеческий организм; иметь представление о характере рас­пространения эпидемии ВИЧ/ СПИД.

2. Знакомство с основными путями передачи ВИЧ и меры по пре­дупреждению заражения.

3. Понимание, что разумное поведение на основе правильного выбора решений позволяет избежать заражения ВИЧ.

4. Формирование представления о риске заражения ВИЧ в различных ситуациях.

На данном занятии были обсуждены проблемы ранних половых незащищенных связей. Вместе с педагогом, подростки пришли к мысли, что одной из самых грозных опасностей современного мира является заражение ВИЧ- инфекцией. Учащимися был обсужден вопрос: актуальна ли, по мнению учащихся, тема профилактики ВИЧ-инфекции для подростков?. С ребятами были обсуждены способы и меры, которые помогли бы избежать распространения данной опасной инфекции. Оценили риска заражения ВИЧ в различных ситуациях.

Рис.2. Занятие «СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе».


Занятие 3 называлось - «Твоя семья в настоящем и будущем». Целью занятия явилось: Понимание важности создания семьи и гармоничных семейных от­ношений для каждого человека.

В ходе данного занятия было выяснено, что учащиеся подразумевают под понятием «любовь». Учащимися в группах было обсуждено, что им больше всего нра­вится в его семье, а что нет. Учениками в группе также были обсуждены показатели семейного счастья. Была проведена дискуссия, в рамках которой учащимися, были определены проблемы, которые могут омрачить се­мейное счастье и разрушить семью. Завершающим упражнением занятия стало- «Мой будущий дом», где юношами и девушками, были определены 10 главных для семьи качеств.

Рис.3. Занятие «Твоя семья в настоящем и будущем».


Занятие 4 называлось - «Взаимоотношения родителей и детей».

Целью занятия явилось: Понимание важности взаимопонимания, создания и сохранения доверительных отношений в семье.

Данное занятие было посвящено общению родителей и детей. В рамках данного занятия были выяснены ощущения, чувства, испытываемые в процессе работы. Был составлен список правил общения в своей семье и групповое их обсуждение. Было выяснено, какое смысл учащиеся вкладывают в понятие «семья» [1].




Рис.4. Занятие «Взаимоотношения родителей и детей».


Результатами данной деятельности, можно считать:

Отсутствие вновь постановленных учащихся, на профилактические мероприятия.






Литература

1.Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры, 2009. — С. 2—7.

2.Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении ФГОС ООО« http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/

3.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2013 г. № 677 “Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года” http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70372908/#ixzz5MNaR6cPE.