ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся»
Доронина Е.А.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового жизненнего стиля обучающихся в образовательной среде.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время целый ряд нормативных документов, включая Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ), Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ред. от 05.06.2012г.), требования Федеральных государственных образовательных стандартолв начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), а также задачи, поставленные национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, обязывают педагогов работать над формированием у обучаемых и воспитанников устойчивых установок на здоровый образ жизни и уделять особое внимание профилактике возникновения у них вредных привычек и зависимостей (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков).
Программа опирается на методическое пособие, предназначенное для проведения занятий со старшими подростками в ходе реализации программы воспитания и социализации, являющейся составной частью Основной образовательной программы (ООП) основной школы. В качестве одного из важных направлений воспитания данная программа предусматривает формирование у обучающихся экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни и проведение соответствующей просветительской, методической и профилактической работы с участниками образовательного процесса.
Актуальность программы.
В обществе отмечается серьезное обострение проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является, в частности, ежегодный рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации.
Цель программы: формирование у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для выбора и реализации социально-позитивного поведения.
Программа формирования социально-позитивного поведения у старших подростков базируется на принципах:
- возрастного соответствия;
- вариативности;
- модульности
- личностно - деятельностного подхода.
Теоретическую и методологическую основу программы составляют:
- экологический принцип гармоничной взаимосвязи здоровья человека с природой и социумом;
- теория познания;
- принципы возрастной физиологии и психологии;
- теория эффективного общения и основы конфликтологии;
- принцип ответственности;
- теория принятия решений.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа «Вектор», определяют ее содержательный, технологический и методический аспекты.
Согласно Приказу от 30 сентября 2013 года N 677 «Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, снижения распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний [5].
Согласно ФГОС основного общего образования личностной характеристикой обучающегося должно являться сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни [4].
Под здоровым жизненным стилем понимается систематическое поведение индивида, направленное на сохранение биологического, социального и психологического здоровья, сохранение трудоспособности и профилактику заболеваний. Здоровый жизненный стиль, прежде всего, основывается на осознании ценности здоровья [2].
В организации работы по формированию здорового жизненного стиля учащихся важное значение имеет нестандартный подход, новые современные формы взаимодействия с детьми, направленные на установление доверительных отношений в коллективе, формирование навыков социально-позитивного поведения, социальных компетенций.
В МБОУ СШ № 58 г. Арзамас был разработан цикл занятий по формированию здорового жизненного стиля подростков «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся» программы воспитания и социализации в условиях введения ФГОС ООО в 8-9 классах.
Построение занятий по предлагаемой программе базируется на принципах возрастного соответствия, вариативности, модульности и личностно-деятельностного подхода и посвященных различным аспектам здоровья человека и здоровому образу жизни.
В 8-9 классах был разработан цикл занятий по формированию жизненного стиля как ценностной ориентации подростков «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему учащихся» включающий два модуля такие как:
1 – ый модуль «Жизнь по собственному выбору»
2 – ый модуль «Взрослая жизнь — взрослая ответственность»
Тематическое планирование модулей
На модуль «Жизнь по собственному выбору» в 8-9 классах отводится 4 часа, при изучении которых у подростков будут сформированы:
• понимание, что такое «ценностные ориентиры», и какова их роль в жизни каждого человека;
• представление, что такое «здоровье человека» и какие факторы определяют и влияют на здоровье человека;
• значимость здоровья как важнейшей жизненной ценности;
• принятие решения в зависимости от ориентации на здоровый образ жизни;
На модуль «Взрослая жизнь — взрослая ответственность» отводится 4 часа, при изучении которых у подростков будут сформированы:
• знание об ответственности за совершенные действия и поступки;
• представление о ВИЧ/СПИД;
• понимание важности создания семьи и гармоничных отношений для каждого человека;
• понимание важности взаимопонимания, создания и сохранения доверительных отношений в семье.
Опорой при апробации занятий в девятом классе являются не только теоретические знания, приобретенные в предыдущих классах, но и практические навыки, полученные при использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Творческие принципы занятий:
1.Максимальное вовлечение подростков в активную деятельность на занятии. Различные формы индивидуальной и групповой работы на занятии.
2.Использование интерактивно-деятельностных технологий обучения.
3.Создание благоприятной атмосферы, которая будет способствовать усвоению материала подростками и правильному выбору ими жизненной стратегии поведения
Содержание занятий модуля
Модуль Жизнь по собственному выбору.
1.Твои жизненные ценности
1. Опрос детей «Что вы больше цените в своей жизни? Что для вас является ценностью?».
2. Формирование учителем понятия «жизненные ценности».
3. Групповая работа по разделению на категории жизненных ценностных ориентиров.
2. Здоровые привычки-здоровый образ жизни.
1. Опрос детей «Что вы понимаете под словом "здоровье"?».
2. Групповая работа по классификации ответов, характеризующих физическое, психическое, душевное, эмоциональное здоровье.
3. Подведение учителем итогов работы и формулирование понятия здоровья как интегральной функции организма человека.
4. Рассказ учителя о факторах, определяющих здоровье человека.
5. Рассказ учителя об образе жизни и здоровье.
6. Домашний проект «Образ жизни и здоровое поведение»
3. Понимание свободы выбора. Ответственность за собственные решения.
1. Подведение итогов конкурса на лучший проект по результатам домашнего задания.
2. Выступление учителя о роли в формировании образа жизни решений, которые мы принимаем.
3. Работа в группах по анализу развития проблемных ситуаций в зависимости от принятия решений.
4. Как научиться принимать правильные решения в жизни?
1. Работа над пословицами и поговорками.
2. Разбор ситуации учителем и проработка этапов принятия решения.
модуль: «Взрослая жизнь — взрослая ответственность»
1. Объяснение понятия личной ответственности.
2. Обсуждение вопроса важности ответственности за свои действия и поступки.
2. Примеры ответственного поведения и признание ошибок в совершенных действиях.
3. Обсуждение как научиться анализировать свои поступки и их результат.
4. Групповая работа по составлению списка проблем и ошибок, возникающих при необдуманных и спонтанных ситуациях, и пути решения.
1. Рассказ учителя о возникновении и распространении эпидемии ВИЧ-инфекции в мире («продвинутая лекция»).
2. Групповая работа по оценке эффективности способов предупреждения распространения эпидемии.
3. Формирование понятия о мерах по профилактике ВИЧ.
4. Групповая работа по оценке риска заражения ВИЧ в различных ситуациях, создание плаката «Мы за здоровый образ жизни», проведение акции с раздачей буклетов и красной ленточки, символа борьбы со СПИД.
1. Обсуждение понятия «Что для Вас значит семья?».
2. Индивидуальная работа по анализу того, что вам нравится в вашей семье, а что не нравится, и вы бы хотели изменить.
3. Групповое обсуждение основных понятий семьи и её функций в жизни человека.
4. Дискуссия о том, какие проблемы могут омрачить семейное счастье и разрушить семью.
5. Групповое заполнение таблицы «Мой будущий Дом» и обсуждение семейных традиций.
1.Обуждение вопроса «Как вы понимаете отношения между родителями и детьми?»
2.Обсуждение факторов влияющие на взаимоотношения родителей и детей.
3.Анализ семейных проблем взаимоотношений с ребенком и родителями. Упражнение «Семейные правила».
4. Групповая работа: создание постеров с типичными конфликтами в семье и их решениями, с последующим обсуждением
5. Индивидуальная работа: написать короткое письмо родителям о своих чувствах и ожиданиях.
Ведущей технологией при изучении данного цикла занятий является технология групповой работы.
Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек для выполнения отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.
Технология групповой работы способствует выработки решений и принятию решения.
На занятиях «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему учащихся» были выделены следующие этапы групповой работы:
1.Деление учащихся на группы
2.Определение, выбор темы работы
3. Выработка и принятия решения в каждой группе
4. Групповое обсуждение по теме работы
Примером использования технологии групповой работы в 8- 9 классах при изучении модуля«Жизнь по собственному выбору»», являются следующие упражнения:
1. Опрос детей «Что вы больше цените в своей жизни? Что для вас является ценностью?».
2.Групповая работа по разделению на категории жизненных ценностных ориентиров.
3.Опрос детей «Что вы понимаете под словом "здоровье"?».
4.Групповая работа по классификации ответов, характеризующих физическое, психическое, душевное, эмоциональное здоровье.
5.Работа в группах по анализу развития проблемных ситуаций в зависимости от принятия решений.
Примером использования технологии групповой работы в 9 классе при изучении модуля «Взрослая жизнь — взрослая ответственность» , являются следующие упражнения:
1. Групповая работа по составлению списка проблем и ошибок, возникающих при необдуманных и спонтанных ситуациях, и пути решения.
2. Групповая работа по оценке эффективности способов предупреждения распространения эпидемии.
4. Групповая работа по оценке риска заражения ВИЧ в различных ситуациях, создание плаката «Мы за здоровый образ жизни», проведение акции с раздачей буклетов и красной ленточки, символа борьбы со СПИД.
5. Групповое обсуждение основных понятий семьи и её функций в жизни человека.
6. Дискуссия о том, какие проблемы могут омрачить семейное счастье и разрушить семью.
7. Групповое заполнение таблицы «Мой будущий Дом».
8. Групповая работа: создание постеров с типичными конфликтами в семье и их решениями, с последующим обсуждением
Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1.Проведение опросов и обсуждение его итогов в группах
2.Выполнение заданий, направленных на формирование, распределение и классификацию ценностей.
3.Составление и анализ, проблем и проблемных ситуаций в группах
4.Проведение дискуссий
5.Проведение диагностических методик
6. Осуществление подготовки самостоятельной групповой работы. Групповая работа проводится под руководством педагога, затем с помощью родителей.
В 8- 9 классах был разработан и экспериментально апробирован цикл занятий по формированию жизненного стиля подростков в рамках «Жизнь в гармонии – путеводитель по здоровому будущему обучающихся» включающий такой модуль как:
модуль «Взрослая жизнь — взрослая ответственность»
Содержание занятий модуля:
1. Мы в ответе за свои действия и поступки.
2. СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе
3. Твоя семья в настоящем и будущем
4.Взаимоотношения родителей и детей.
Ведущей технологией при изучении данного цикла занятий является технология групповой работы. Технология групповой работы способствует выработки и принятию решения.
Творческие принципы занятий:
1.Максимальное вовлечение подростков в активную деятельность на занятии. Различные формы индивидуальной и групповой работы на занятии.
2.Использование интерактивно-деятельностных технологий обучения
3.Создание благоприятной атмосферы, которая будет способствовать усвоению материала подростками и правильному выбору ими жизненной стратегии поведения [1].
Занятие 1 называлось - «Мы в ответе за свои действия и поступки»
Целями занятия явились: 1)Формирование у подростков анализировать свои действия и поступки. Помочь учащимся понять, почему так важно отвечать за свои поступки.
2) Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
3)Способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.
На данном занятии рассматривалось важность ответственности за свои действия и поступки. Учащимися были приведены примеры ответственного поведения и признание ошибок в совершенных действиях. Ребятами в группах был составлен список проблем и ошибок возникающих при необудуманных и спонтанных ситуациях, и пути решения.
Рис.1. Занятие «Мы в ответе за свои действия и поступки»
Занятие 2 называлось - «СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе». Целями занятия явились: 1. Знакомство с особенностями воздействия вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) на человеческий организм; иметь представление о характере распространения эпидемии ВИЧ/ СПИД.
2. Знакомство с основными путями передачи ВИЧ и меры по предупреждению заражения.
3. Понимание, что разумное поведение на основе правильного выбора решений позволяет избежать заражения ВИЧ.
4. Формирование представления о риске заражения ВИЧ в различных ситуациях.
На данном занятии были обсуждены проблемы ранних половых незащищенных связей. Вместе с педагогом, подростки пришли к мысли, что одной из самых грозных опасностей современного мира является заражение ВИЧ- инфекцией. Учащимися был обсужден вопрос: актуальна ли, по мнению учащихся, тема профилактики ВИЧ-инфекции для подростков?. С ребятами были обсуждены способы и меры, которые помогли бы избежать распространения данной опасной инфекции. Оценили риска заражения ВИЧ в различных ситуациях.
Рис.2. Занятие «СПИД-реальная угроза нашему человечеству. Что необходимо знать о ВИЧ и СПИДе».
Занятие 3 называлось - «Твоя семья в настоящем и будущем». Целью занятия явилось: Понимание важности создания семьи и гармоничных семейных отношений для каждого человека.
В ходе данного занятия было выяснено, что учащиеся подразумевают под понятием «любовь». Учащимися в группах было обсуждено, что им больше всего нравится в его семье, а что нет. Учениками в группе также были обсуждены показатели семейного счастья. Была проведена дискуссия, в рамках которой учащимися, были определены проблемы, которые могут омрачить семейное счастье и разрушить семью. Завершающим упражнением занятия стало- «Мой будущий дом», где юношами и девушками, были определены 10 главных для семьи качеств.
Рис.3. Занятие «Твоя семья в настоящем и будущем».
Занятие 4 называлось - «Взаимоотношения родителей и детей».
Целью занятия явилось: Понимание важности взаимопонимания, создания и сохранения доверительных отношений в семье.
Данное занятие было посвящено общению родителей и детей. В рамках данного занятия были выяснены ощущения, чувства, испытываемые в процессе работы. Был составлен список правил общения в своей семье и групповое их обсуждение. Было выяснено, какое смысл учащиеся вкладывают в понятие «семья» [1].
Рис.4. Занятие «Взаимоотношения родителей и детей».
Результатами данной деятельности, можно считать:
Отсутствие вновь постановленных учащихся, на профилактические мероприятия.
Литература
1.Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры, 2009. — С. 2—7.
2.Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении ФГОС ООО« http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/
3.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2013 г. № 677 “Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года” http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70372908/#ixzz5MNaR6cPE.