СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл занятий по развитию познавательных процессов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный цикл занятий предназначен дляразвития познавательных процессов детей и подростков с интеллектуальными нарушениями.

 

Задачи:

  • развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • формирование правильной речи;
  • совершенствование графических навыков;
  • развитие тонкой моторики и пространственной ориентации;
  • развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий по развитию познавательных процессов»

Цикл занятий педагога-психолога по

РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.


Цель: развитие познавательных процессов детей и подростков с интеллектуальными нарушениями


Задачи:

  • развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;

  • формирование правильной речи;

  • совершенствование графических навыков;

  • развитие тонкой моторики и пространственной ориентации;

  • развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.


Предмет психокоррекции: познавательные процессы.


Объект психокоррекции: дети 12 – 15 лет с низким уровнем развития познавательных процессов.


Объем программы рассчитан на 11 занятий при частоте встреч один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 – 35 минут.


Диагностика включает следующие методики:

  • «Части рисунков»

  • «Силуэт и картинка»

  • «Сериации»

  • «7 слов»

  • «Узнай фигуры»

  • «Найди отличия»

  • «Найди одинаковое»

  • «Нелепицы»

  • «Четвертый лишний»

  • «Закономерности»

  • «Последовательные картинки

Итоговая диагностика предполагает проведение этих же методик с использованием другого иллюстрационного материала.


Информацию о полученном результате дети получают на итоговом (одиннадцатом) занятии (после проведения диагностики) в форме игры «Чему мы научились». Для педагогов и родителей проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации.






















занятия

игры, упр-я


Структура занятия

Цель игры,

упражнения

Примечания

1

1

Упражнение «Певец»

  • вдох. Руки через стороны вверх. Выдох со звуком а-а-а. руки опускаем

  • вдох. Руки через стороны до уровня плеч. Выдох со звуком о-о-о, обнять себя за плечи.

  • выдох со звуком у-у-у, руки опустить вниз

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно остальные. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному). Сначала каждое упражнение выполняется отдельно, затем вместе.


Развитие межполушарного взаимодействия


3

Игра «Запомни 10 картинок»

Развитие кратковременной памяти


4

Отстукивание ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию

Развитие межполушарной специализации, слухового восприятия.


5

Вспомнить картинки из игры № 3

Развитие долговременной памяти, процессов припоминания.


6

Нарисовать гриб под елкой. Солнце и облака нарисовать, закрыв глаза

Развитие тонкой моторики и пространственной ориентации.


7

Глазами нарисовать круг 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

Профилактика нарушения зрения




2

1

Упражнение «Певец»

  • вдох. Руки через стороны вверх. Выдох со звуком а-а-а. руки опускаем

  • вдох. Руки через стороны до уровня плеч. Выдох со звуком о-о-о, обнять себя за плечи.

  • выдох со звуком у-у-у, руки опустить вниз

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

Поочередно сменять 3 положения ладони на плоскости стола:

  • ладонь сжать в кулак;

  • ладонь ребром на плоскости стола;

  • распрямленная ладонь на плоскости стола.

Сделать поочередно каждой рукой, затем вместе по 8-10 повторений.

Развитие межполушарного взаимодействия


3

Игра «Что лишнее»

Среди четырех фигур найти одну лишнюю. Остальные назвать одним словом.

Развитие мышления


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Выучить с ребенком считалку. Потом произносить ее, последовательно заменяя слова хлопками.

Идет – бычок – качается.

Идет – бычок – хлоп.

Идет – хлоп – хлоп.

Хлоп – хлоп – хлоп.

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Найти и закрасить круги. В квадратах поставить по 5 точек.

Развитие внимания, восприятия.


6

Вспомнить обобщающие слова из игры № 3.

Развитие долговременной памяти, процессов припоминания.


7

Глазами нарисовать треугольник 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

Профилактика нарушения зрения




3

1

Упражнение «Рисуем квадраты»

Вдох через нос. Руки вперед до уровня груди. Пальцы прижаты друг к другу. Затем медленно выдыхать, рисуя ладонями перед собой квадраты.

Дыхательное упражнение



2

Упражнение «Лезгинка»

Левая рука в кулаке, большой палец в сторону, ладонью к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение. 6-8 раз.


Развитие межполушарного взаимодействия


3

Игра «Чего не хватает»

На столе комбинация из геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат. 3 ряда по 3 разные фигуры. В одном ряду фигуры не хватает. Нужно определить, какой фигуры не хватает.


Развитие мышления


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Ехал – Грека – через – реку.


Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Назвать первый звук в словах. Свои слова на этот звук.

Арбуз, аист, улитка, утка, окна, осы, индюк, иголка.


Развитие слухового восприятия, гибкости и скорости мышления


6

Раздели квадрат на 4 равные части. Закрась их разными цветами.

2 варианта


Развитие мышления, совершенствование графических навыков.


7

Игра «Пружинка»

Нарисовать глазами пружинку сверху в низ и снизу вверх. По 15 сек.

Профилактика нарушения зрения


4

1

Упражнение «Рисуем квадраты»

Вдох через нос. Руки вперед до уровня груди. Пальцы прижаты друг к другу. Затем медленно выдыхать, рисуя ладонями перед собой квадраты.

Дыхательное упражнение



2

Упражнение «Цепочка»

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой - средний…Затем поменять руки

Развитие внимания, межполушарного взаимодействия.


3

Игра «Что лишнее»

Найти на картинке лишний предмет. Объяснить, почему он лишний.

Развитие мышления


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Золотое – решето – черных – домиков – полно.

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Игра «Кто быстрее»

Подобрать картинки к обобщающему слову: одежда, мебель, животные и т.д.

Развитие гибкости, скорости логического мышления.


6

Нарисовать круг и квадрат. Заштриховать их точками одновременно двумя руками.

Развитие межполушарного взаимодействия, совершенствование графических навыков.


7

Игра «Стрелки»



Профилактика нарушения зрения




5

1

Упражнение «Певец»

  • вдох. Руки через стороны вверх. Выдох со звуком а-а-а. руки опускаем

  • вдох. Руки через стороны до уровня плеч. Выдох со звуком о-о-о, обнять себя за плечи.

  • выдох со звуком у-у-у, руки опустить вниз

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Колечки»

Смыкать большие пальцы обеих рук поочередно с указательным – мизинцем, а затем продолжать в противоположном направлении. Следует команда «Без среднего!» - и перебор продолжается, пропуская средний палец. Затем дается команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп убыстряется. Игра продолжается 3 – 5 минут.

Развитие внимания, межполушарного взаимодействия.


3

Игра «Запомни порядок»

На столе 10 предметов. За 15-20 сек. запомнить их. Потом сказать, что изменилось.

Развитие зрительной памяти.


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Шапкой – Мишка – шишку – сшиб.

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Вспомнить предметы из игры № 3.

Развитие долговременной памяти, процессов припоминания.


6

Игра «Нарисуй по памяти»

Ведущий рисует фигуру. Дети смотрят на нее 15-20 сек. Затем рисуют по памяти.

Развитие зрительной памяти, тонкой моторики, совершенствование графических навыков.


7

Игра «Глаза и руки»

Глазами нарисовать круг 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки. Затем рисовать круг глазами и пальцами рук одновременно

Профилактика нарушения зрения




6

1

Упражнение «Рисуем треугольники»

Вдох через нос. Руки вперед до уровня груди. Пальцы прижаты друг к другу. Затем медленно выдыхать, рисуя ладонями перед собой треугольники.

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

Поочередно сменять 3 положения ладони на плоскости стола:

  • ладонь сжать в кулак;

  • ладонь ребром на плоскости стола;

  • распрямленная ладонь на плоскости стола.

Сделать поочередно каждой рукой, затем вместе по 8-10 повторений.

Развитие внимания, межполушарного взаимодействия.


3

Игра «Картинки-загадки»

Ребенок берт со стола картинку и описывает ее, не называя предмета. Остальные угадывают, какой предмет изображен.

Развитие мышления, формирование правильной речи


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Наша – Таня – громко - плачет

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Преврати фигуры в интересные предметы. Раскрась их.

Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.

Развитие воображения, восприятия, совершенствование графических навыков.


6

Игра «Лишняя фигура»

Найти в каждом ряду лишнюю фигуру.

Развитие мышления


7

Игра «Цветок»

Глазами нарисовать 2 цветка с четырьмя лепестками 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

Профилактика нарушения зрения




7

1

Упражнение «Колечки»

Смыкать большие пальцы обеих рук поочередно с указательным – мизинцем, а затем продолжать в противоположном направлении. Следует команда «Без среднего!» - и перебор продолжается, пропуская средний палец. Затем дается команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп убыстряется. Игра продолжается 3 – 5 минут.

Дыхательное упражнение


2

Игра «Грустный – веселый»

Показать мимикой:

  • Я очень рад вас видеть.

  • Я боюсь грозы.

  • Я съела кислый лимон.

  • Мне грустно без игрушек.

Эмоциональная зарядка.


3

Найти и зачеркнуть все буквы Е.


Развитие внимания.


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Кукушка – кукушонку купила – капюшон.


Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Игра «Недостающая фигура»

Нарисовать вместо точек недостающие фигуры.

Развитие мышления


6

Игра «Съедобное - несъедобное»

Съедобное – хлопок, несъедобное - присесть.

Развитие внимания.


7

Игра «Нарисуй восьмерку»

Нарисовать глазами восьмерку 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

Профилактика нарушения зрения




8

1

Упражнение «Певец»

  • вдох. Руки через стороны вверх. Выдох со звуком а-а-а. руки опускаем

  • вдох. Руки через стороны до уровня плеч. Выдох со звуком о-о-о, обнять себя за плечи.

  • выдох со звуком у-у-у, руки опустить вниз

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Колечки»

Соединять на левой руке большой - указательный пальцы, а на правой в это время - большой и мизинец и т.д. Потом в противоположную сторону.

Развитие внимания, общей координации.


3

Игра «Найди одинаковое»

Найти в каждом ряду две одинаковые фигуры.

Развитие внимания»


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Белая – кошка – купила - сапожки

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Дорисуй, на что похожи предметы.

Развитие воображения, восприятия, тонкой моторики.


6

Игра «Заметь все»

На столе 7 – 10 предметов. Дети смотрят на них 10 сек., затем перечисляют, что запомнили.

Развитие внимания, зрительной памяти.


7

Игра «Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать глазами горизонтальную восьмерку 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.


Профилактика нарушения зрения


9

1

Упражнение «Рисуем круги»

Вдох через нос. Руки вперед до уровня груди. Пальцы прижаты друг к другу. Затем медленно выдыхать, рисуя ладонями перед собой круги.

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Зайчик - колечко»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

  • пальцы сжаты в кулак, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

  • большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Развитие внимания, общей координации.


3

Игра «Что достать тебе, дружок?»

В мешочке 10 предметов. Дети смотрят на них. Потом по очереди говорят, что им достать.

Развитие памяти, внимания.


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Три – сороки – тараторки – тараторили – на – горке.

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Вспомнить предметы из игры № 3.

Развитие долговременной памяти, процессов припоминания.


6

Нарисовать по точкам такую же фигуру.

Развитие восприятия, внимания, совершенствование графических навыков.


7

Игра «Пружинка»

Нарисовать глазами пружинку снизу вверх и сверху вниз по 3 раза.

Профилактика нарушения зрения




10

1

Упражнение «Колобок»

Вдох через нос. Руки вперед до уровня груди. Пальцы прижаты друг к другу. Затем медленно выдыхать, рисуя ладонями перед собой Колобка.

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Лезгинка»

Левая рука в кулаке, большой палец в сторону, ладонью к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение. 6-8 раз.

Развитие внимания, общей координации.


3

Нарисовать предметы в квадратах так, чтобы в каждой строке и в каждом ряду не было одинаковых предметов: треугольник, круг, квадрат.

Развитие мышления, пространственной ориентации.


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Подарил – утенку – ежик – пару - кожаных – сапожек.

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Игра «Летает – не летает»

Ведущий называет предмет. Если он летает – дети машут «крыльями», а если не летает – прячут руки-«крылья» за спину.

Развитие внимания


6

Найди и зачеркни все цифры 5 и буквы О.


Развитие внимания.


7

Игра «Колобок»

Нарисовать глазами Колобка 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.


Профилактика нарушения зрения




11

1

Упражнение «Певец»

  • вдох. Руки через стороны вверх. Выдох со звуком а-а-а. руки опускаем

  • вдох. Руки через стороны до уровня плеч. Выдох со звуком о-о-о, обнять себя за плечи.

  • выдох со звуком у-у-у, руки опустить вниз

Дыхательное упражнение


2

Упражнение «Колечки»

Соединять на левой руке большой - указательный пальцы, а на правой в это время - большой и мизинец и т.д. Потом в противоположную сторону.

Развитие внимания, общей координации.


3

Игра «Подбери пару»

К каждому предмету подобрать пару так, чтобы их можно было назвать одним словом.

Развитие мышления


4

Игра «Считалочка - бормоталочка»

Любая считалка по выбору детей.

Развитие, речи, внимания, мышления, памяти.


5

Игра «Чего не хватает»

На столе комбинация из геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат. 3 ряда по 3 разные фигуры. В одном ряду фигуры не хватает. Нужно определить, какой фигуры не хватает.

Придумать свои задания.

Развитие мышления


6

Игра «На что похоже»

Нарисовать как можно больше предметов, используя круг, квадрат, треугольник.

Развитие воображения, совершенствование графических навыков»


7

Игра «Цветок»

Глазами нарисовать 2 цветка с четырьмя лепестками 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки. Подарить друг другу цветок на память.

Профилактика нарушения зрения








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!