"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"
г. Лукоянов 2020
1.Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;
3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.
4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;
1. формировать навык распознавания частей речи по их морфологическим признакам
2.формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
1.воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
2.Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.
Формировать положительное отношение к учению (к урокам русского языка). Появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием). Выражать желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.
Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата.
Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте.
Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата.
Познакомить с изменением глаголов по временам, с особенностями каждой временной формы. Определять принадлежность слова к той или иной части речи, различать формы слов и однокоренные слова. Определять морфологические признаки слов: род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного, род глагола (в прошедшем времени), выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов, изменять слова, конструировать предложения.Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая) | Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
Организационный момент | Подготовить учащихся к уроку. | Монолог учителя | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Алёна Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем -Запишите в тетрадях число (2 декабря), классная работа. | Учащиеся приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Записывают: число, классная работа. | Ф И | Слайд | Наблюдение Проверка готовности к уроку | П:Развивать интерес к восприятию новой информации; Л:Формировать положительную учебную мотивацию. |
Минутка чистописания | | | -какие сочетания вы видите? Прочитайте их. Запишите их к себе в тетрадь целую строку. Прочитайте слова. Запишите слова. Какие буквы встречаются? Перечислите гласные? Согласные? Какие элементы соединения встречаются? Под к..рнями дер..ва жук заметил н..ру. – Объясните правописание пропущенных букв. Найдите главные члены предложения, поставьте вопросы, подчеркните. | Прописывают соединения в своих тетрадях Рн, ре, ор Гласные и согласные Дерево, портрет, природа Овал (буква о), петля (буква д), наклонная линия с петлей вверху (В) | | | | |
III.Актуализация знаний. | Повторить и закрепить изученный материал. Подвести к теме урока. Организовать формулирование темы урока учащимися. | Беседа, | Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: -Что мы с вами знаем о частях речи? - как они могут изменятся? - А как вы определяете, к какой части речи относится слово? 1. Работа на карточках в парах -у вас на партах лежат карточки, на карточке написано название части речи, напишите, что вы знает про свою часть речи. (ученики получают карточку, на выполнение задания 5 минут); Имя прилагательное Обозначает: Признак предмета В нач.форме отвечает на вопросы: Какой? Изменяется: По числам, родам и падежам Имя существительное Обозначает: Предметы В нач.форме отвечает на вопросы: Кто? Что? Не изменяется: По родам Изменяется: По числам, падежам Глагол Обозначает: Действие предмета В нач.форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Изменяется: по временам, по числам, родам или лицам Проверка (После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам») 2. Определение частей речи - Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются данные на доске слова? Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся. (К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки) - Есть ли здесь сложное слово? - Есть ли однокоренные слова? | Что они могут изменятся По падежам, числам, родам Задаем вопрос Имя прилагательное Обозначает: Признак предмета В нач.форме отвечает на вопросы: Какой? Изменяется: По числам, родам и падежам Имя существительное Обозначает: Предметы В нач.форме отвечает на вопросы: Кто? Что? Не изменяется: По родам Изменяется: По числам, падежам Глагол Обозначает: Действие предмета В нач.форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Изменяется: по временам, по числам, родам или лицам | Ф И П | Слайд | самоконнтрль наблюдение | К:Оформлять свои мысли в устной форме при ответах на вопросы учителя. |
IV.Сообщение темы им целей урока. Мотивация | Мотивировать деятельность уч-ся | беседа | - Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. | Нет Грамматическое значение Морфологическое значение - изменения слова, его формы и окончания. Синтаксическая роль в предложении | | | | |
V.Изучение нового материала. | Познакомить с главными героями. Провести словарную работу и анализ сказки. | Беседа, словарная работа, смысловой структурный языковой анализ. | - Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам? И.п. что? Ходьба Р.п. нет чего? ходьбы Д.п. к чему? К ходьбе В.п. люблю кого? Что? Ходьбу Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой П.п. говорю о чём? о Ходьбе Какой вывод сделаем? - Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное. - Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово лежать, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам? Что делаю? Лежу - наст. время Что делала? Лежала – прош. вр. Что сделает? полежит- буд. вр. Какой вывод сделаем? - Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол. - Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи. № 257 (составление памятки и сверка с учебником на с.150, начало памятки) Прочитайте задание. Итак, чтобы узнать какой частью речи является слово, надо знать… - Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это… - А бег и ходьба – это…? Сделаем вывод, что глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Обозначает действие Изменяется по временам. Алёна повтори вывод | на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется на вопрос что? предмет И.п. что? Ходьба Р.п. нет чего? ходьбы Д.п. к чему? К ходьбе В.п. люблю кого? Что? Ходьбу Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой П.п. говорю о чём? о Ходьбе - Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное. Что делать? Действие, по временам Что делаю? Лежу - наст. время Что делала? Лежала – прош. вр. Что сделает? полежит- буд. вр. - Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол. На какой вопрос отвечает Что обозначает слово Как может изменятся Сделаем вывод, что глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Обозначает действие Изменяется по временам глаголы сущ. | И Ф | Слайд | | К:Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её; |
VI.Физкультминутка | Снять статическое напряжение и поддержать положительное эмоциональное поведение. | | Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два, раз и два! Руки дружно разведите И на пояс опустите. Шаг на месте - раз, два, три! Плечи шире разверни. Проведем одну игру. Все присядем, скажем: «У!» Быстро встанем, скажем: «А!» Нам пора уж за дела. | Обучающиеся повторяют движения за учителем | Ф И | Слайд | Контроль учителя Самооценка | Р:Способность к мобилизации сил и энергии. П:Выбор оснований и критериев для сравнения. К:Оценка действий партнёра при взаимопроверке. |
VII.Закрепление. | Организовать актуализацию способов действий, достаточных для построения новых знаний | Беседа Работа в парах | - упр № 258, работа по заданию учебника. Взаимопроверка. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Опушка - Меховая обшивка по краям одежды. Опушка - Край леса. Сделаем вывод, что сущ обозначает предмет Отвечает на вопросы кто? Что? Изменяется по подежам Алёна повтори вывод - упр. № 259, работа по заданию учебника. Вывод: Глаголы отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Изменяются о временам и обозначают действие Следующее задание. Соединить стрелочками слово, которое называет действие, но не является глаголом, и сам глагол. о бъяснение молчать д вижение вечереет молчание двигать в ечер чувствовать з елень объяснять чувство зеленеть объясни почему ты так выбрал? | сущ обозначает предмет Отвечает на вопросы кто? Что? Изменяется по подежам Объяснение отвечает на вопрос что? И изменяется по падежам (Объяснение, объяснения., дать Объяснению…) Объяснять на вопрос что делать? Изменяется по временам объяснял, буду объяснять Аналогично с другими | Ф И П | Слайд | Взаимопроверка | П:Находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения практических задач; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; К:Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию; - строить небольшие устные монологические высказывания. |
VIII.Подведение итогов | Подвести итоги занятия | Беседа | Ребята, сему мы учились сегодня на уроке? Назовите 3 особенности по которым различаются части речи? Чтобы определить какой частью речи является слово, нужно? Какими признаками обладает глагол? Какими признаками обладает сущ? | -Сегодня на уроке мы научились как определять часть речь Морфологическое значение - изменения слова, его формы и окончания. Синтаксическая роль в предложении Нужно узнать на какой вопрос отвечает Что обозначает и как изменяется Что делать? Что сделать? По временам, действие Что? Кто? По падежам, предмет | Ф | | Контроль учителя | К:Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника. Л: Умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение?» |
IX.Домашнее задание | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | -Откройте дневники, запишите домашнее задание Учебник стр 100упражнение 260. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Ф И | | | |
X.Рефлексия | Организовать рефлексию | Лесенка | - Что особенно запомнилось и понравилось? Ребята, у вас на столах лежит «Лесенка Успеха» 1 ступени: ничего не понял, 2 остались вопросы, 3 всё понял; | Отвечают на вопросы | И Ф | Слайд | | К: Строить небольшие устные монологические высказывания; Л:Элементы способности оценивать свои достижения и трудности. |
ХI. Организационный момент | | | Ребята, а сейчас я хочу поставить вам следующие оценки за урок. «5»-(хорошо поработали на уроке) «4»-(ваши ответы были не полные, старайтесь) -Наш урок подошёл к концу. -Всем спасибо. | Слушают учителя | Ф И | | | Р:Оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя; |