СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цитаты про русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цитаты про русский язык»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)






Конспект урока


«КАК ОТЛИЧИТЬ ГЛАГОЛ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?»







Составитель:

Колпашникова Алёна Алексеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 3,группа 321


Методист: _____________ А.Аброшнова


Учитель:______________ Л.Н.Маршева


Оценка:____________





г. Лукоянов 2020

Дата проведения: 2.12.2020г

Класс:

УМК: Гармония

Тема урока: «как отличить глагол от других частей речи?»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: выявления отличий глагола от других частей речи

Задачи урока: 

Обучающие:

1.Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;

3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.

4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;


Развивающие: 

1. формировать навык распознавания частей речи по их морфологическим признакам

2.формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

3.Развивать эмоциональность, любознательность

 Воспитывающие:

1.воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

2.Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.

Планируемые результаты формирования УУД.

  • Личностные результаты:

Формировать положительное отношение к учению (к урокам русского языка). Появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием). Выражать желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные:

Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата.

  • Познавательные:

Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте.

  • Коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата.

  • Предметные:

Познакомить с изменением глаголов по временам, с особенностями каждой временной формы. Определять принадлежность слова к той или иной части речи, различать формы слов и однокоренные слова. Определять морфологические признаки слов: род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного, род глагола (в прошедшем времени), выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов, изменять слова, конструировать предложения.Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.

Оборудование для учителя: конспект, презентация, проектор.






План урока

  1. Организационный момент (3 мин)

  2. Минутка чистописания (5 мин)

  3. Актуализация знаний.

  4. Сообщение темы и постановка целей урока.(8 мин)

  5. Изучение нового материала (10 мин)

  6. Физкультминутка (2 мин)

  7. Закрепление(6 мин)

  8. Подведение итогов(2 мин)

  9. Домашнее задание(2 мин)

  10. Рефлексия (2 мин)

  11. Организационный момент (2 мин)


Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая)

Дидактиче

ские

средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля, взаимо

контроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационный момент

Подготовить учащихся к уроку.

Монолог учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Алёна Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем


-Запишите в тетрадях число (2 декабря), классная работа.

Учащиеся приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок.




Записывают: число, классная работа.

Ф

И

Слайд

Наблюдение Проверка готовности к уроку

П:Развивать интерес к восприятию новой информации;

Л:Формировать положительную учебную мотивацию.

  1. Минутка чистописания



-какие сочетания вы видите? Прочитайте их. Запишите их к себе в тетрадь целую строку.

Прочитайте слова. Запишите слова.

Какие буквы встречаются?

Перечислите гласные? Согласные?

Какие элементы соединения встречаются?


Под к..рнями дер..ва жук заметил н..ру.


– Объясните правописание пропущенных букв. Найдите главные члены предложения, поставьте вопросы, подчеркните.


Прописывают соединения в своих тетрадях


Рн, ре, ор



Гласные и согласные

Дерево, портрет, природа

Овал (буква о), петля (буква д), наклонная линия с петлей вверху (В)





III.Актуализация знаний.

Повторить и закрепить изученный материал.

Подвести к теме урока. Организовать формулирование темы урока учащимися.

Беседа,


Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим:

-Что мы с вами знаем о частях речи?

- как они могут изменятся?

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово?

1. Работа на карточках в парах

-у вас на партах лежат карточки, на карточке написано название части речи, напишите, что вы знает про свою часть речи. (ученики получают карточку, на выполнение задания 5 минут);

Имя прилагательное

Обозначает: Признак предмета

В нач.форме отвечает на вопросы: Какой?

Изменяется: По числам, родам и падежам

Имя существительное

Обозначает: Предметы

В нач.форме отвечает на вопросы: Кто? Что?

Не изменяется: По родам

Изменяется: По числам, падежам

Глагол

Обозначает: Действие предмета

В нач.форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Изменяется: по временам, по числам, родам или лицам

Проверка

(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)











2. Определение частей речи

- Давайте на практике проверим свои знания.

Определите, какой частью речи являются данные на доске слова?

Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)

- Есть ли здесь сложное слово?

- Есть ли однокоренные слова?







Что они могут изменятся

По падежам, числам, родам

Задаем вопрос




Имя прилагательное

Обозначает: Признак предмета

В нач.форме отвечает на вопросы: Какой?

Изменяется: По числам, родам и падежам

Имя существительное

Обозначает: Предметы

В нач.форме отвечает на вопросы: Кто? Что?

Не изменяется: По родам

Изменяется: По числам, падежам

Глагол

Обозначает: Действие предмета

В нач.форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Изменяется: по временам, по числам, родам или лицам


Ф

И

П

Слайд

самоконнтрль

наблюдение

К:Оформлять свои мысли в устной форме при ответах на вопросы учителя.

IV.Сообщение темы им целей урока. Мотивация

Мотивировать деятельность уч-ся

беседа

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы.

Как вы думаете верно ли рассуждал Антон?

Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи.










Нет

Грамматическое значение

Морфологическое значение - изменения слова, его формы и окончания.

Синтаксическая роль в предложении





V.Изучение нового материала.

Познакомить с главными героями.

Провести словарную работу и анализ сказки.

Беседа, словарная работа,

смысловой структурный языковой анализ.

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

И.п. что? Ходьба

Р.п. нет чего? ходьбы

Д.п. к чему? К ходьбе

В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П.п. говорю о чём? о Ходьбе





Какой вывод сделаем?

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.



- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово лежать, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.



Какой вывод сделаем?

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с.150, начало памятки)

Прочитайте задание.

Итак, чтобы узнать какой частью речи является слово, надо знать…

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…?

Сделаем вывод, что глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Обозначает действие

Изменяется по временам.

Алёна повтори вывод



на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется


на вопрос что?

предмет


И.п. что? Ходьба

Р.п. нет чего? ходьбы

Д.п. к чему? К ходьбе

В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П.п. говорю о чём? о Ходьбе



- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.


Что делать? Действие, по временам

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.




















На какой вопрос отвечает

Что обозначает слово

Как может изменятся


Сделаем вывод, что глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Обозначает действие

Изменяется по временам








глаголы


сущ.


И

Ф


Слайд


К:Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её;

VI.Физкультминутка


Снять статическое напряжение и поддержать положительное эмоциональное поведение.


Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Руки дружно разведите

И на пояс опустите.

Шаг на месте - раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру.

Все присядем, скажем: «У!»

Быстро встанем, скажем: «А!»

Нам пора уж за дела.

Обучающиеся повторяют движения за учителем

Ф

И

Слайд

Контроль учителя Самооценка

Р:Способность к мобилизации сил и энергии. П:Выбор оснований и критериев для сравнения. К:Оценка действий партнёра при взаимопроверке.

VII.Закрепление.

Организовать актуализацию способов действий, достаточных для построения новых знаний

Беседа

Работа в парах

- упр № 258, работа по заданию учебника.


Взаимопроверка. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями.

Опушка - Меховая обшивка по краям одежды.

Опушка - Край леса.

Сделаем вывод, что сущ обозначает предмет

Отвечает на вопросы кто? Что?

Изменяется по подежам

Алёна повтори вывод

- упр. № 259, работа по заданию учебника.       



Вывод:

Глаголы отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Изменяются о временам и обозначают действие


Следующее задание. Соединить стрелочками слово, которое называет действие, но не является глаголом, и сам глагол.


о бъяснение молчать

д вижение вечереет

молчание двигать

в ечер чувствовать

з елень объяснять

чувство зеленеть


объясни почему ты так выбрал?




































сущ обозначает предмет

Отвечает на вопросы кто? Что?

Изменяется по подежам






















Объяснение отвечает на вопрос что? И изменяется по падежам (Объяснение, объяснения., дать Объяснению…)

Объяснять на вопрос что делать? Изменяется по временам объяснял, буду объяснять

Аналогично с другими

Ф

И

П

Слайд

Взаимопроверка

П:Находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения практических задач; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
К:Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию; - строить небольшие устные монологические высказывания.

VIII.Подведение итогов

Подвести итоги занятия

Беседа

Ребята, сему мы учились сегодня на уроке?




Назовите 3 особенности по которым различаются части речи?









Чтобы определить какой частью речи является слово, нужно?





Какими признаками обладает глагол?

Какими признаками обладает сущ?

-Сегодня на уроке мы научились как определять часть речь


Морфологическое значение - изменения слова, его формы и окончания.

Синтаксическая роль в предложении

Нужно узнать на какой вопрос отвечает

Что обозначает и как изменяется


Что делать? Что сделать? По временам, действие

Что? Кто? По падежам, предмет

Ф


Контроль учителя

К:Эмоционально-позитивное

отношение к процессу

сотрудничества, умение

слушать собеседника.

Л: Умение находить ответ на

вопрос «Какое значение имеет

для меня учение?»

IX.Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


-Откройте дневники, запишите домашнее задание

Учебник стр 100упражнение 260.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Ф

И




X.Рефлексия

Организовать рефлексию

Лесенка

- Что особенно запомнилось и понравилось?

Ребята, у вас на столах лежит «Лесенка Успеха»

1 ступени: ничего не понял,

2 остались вопросы,

3 всё понял;

Отвечают на вопросы

И

Ф

Слайд


К: Строить небольшие устные монологические высказывания;

Л:Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

ХI. Организационный момент



Ребята, а сейчас я хочу поставить вам следующие оценки за урок.

«5»-(хорошо поработали на уроке)

«4»-(ваши ответы были не полные, старайтесь)

-Наш урок подошёл к концу.

-Всем спасибо.


Слушают учителя

Ф

И



Р:Оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя;




Скачать

© 2023 39 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!