Приложение 2
Технология проблемного обучения
Урок по теме: Цитология – наука о клетке
Организационная информация |
Тема урока | Цитология – наука о клетке |
Предмет | биология |
Класс | 9 |
Автор урока (ФИО, должность) | Жигжитова Татьяна Владимировна, учитель биологии и химии |
Образовательное учреждение | ГОБУ «Республиканский центр образования» |
Республика/край /область | Республика Бурятия |
Город/поселение | г.Улан-Удэ |
Цель урока: Осознание проблемы цитологии как науки, ее связь с проблемой здоровья подрастающего поколения, построение и формирование гипотезы.
Задачи:
Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, составлять и решать проблемные ситуации.
Понимание связей и отношений информации, включенной в задачи, формирование личностного смысла деятельности.
Воспитывать самостоятельность в деятельности, творческое овладение знаниями, навыки здорового образа жизни, интерес к предмету.
Оборудование: таблицы, иллюстрации животной клетки, презентация.
Ход урока
Этап урока: введение в новую тему.
Методический прием: Подведение учащихся к правильному анализу предложенной цитаты, побуждение к сравнению, сопоставлению фактов и выводам.
Вступительное слово учителя
Эпиграфом к теме нашего урока «Цитология – наука о клетке» могут быть слова Б.Шоу: «Здоровое тело – продукт здравого рассудка».
Как вы думаете, в чем смысл этих слов? Как бы вы иначе сформулировали тему нашего урока?
2.Этап: Фронтальный опрос:
1. Какие клетки называются эукариотическими?
2. Какие клетки называются прокариотическими?
3. Назовите органоиды животной клетки.
4. Назовите отличия животной клетки от растительной.
5. Какую функцию выполняет ядро?
6. Что входит в сосав генома?
7. Чем является ген для клетки?
8. Какую функцию выполняет эндоплазматическая сеть?
9. Какую функцию выполняют рибосомы?
10. Какое значение лизосом в клетке?
11. Каково строение и функции митохондрий.
12. Что необходимо для успешной работы митохондрий?
13. Как устроен и какую функцию выполняет комплекс Гольджи?
14. Каково значение клеточного центра?
3.Этап: Постановка проблемы – работа с текстом в тетради. Методический прием: Побуждение к сравнению сопоставлению фактов, обобщению, выводам.
Подчеркните только те органоиды и их функции, которые напрямую связаны со здоровьем человека.
Назовите и дайте характеристику подчеркнутых органоидов.
Обратите внимание на рисунок животной клетки – отчертите границы
этих органоидов.
Учитель: Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших государственных задач. Но решать ее нужно на уровне личности, на уровне каждого из нас. Д. Голсуорси: «Если ты не думаешь о будущем, то у тебя его не будет».
Составьте схему факторов, вредно влияющих на клетки, а следовательно на здоровье.
Факторы, вредно влияющие на клетки (здоровье человека через здоровые клетки)
Учитель: Сформулируйте основную проблему урока: «Здоровье человека через здоровые клетки».
4.Этап: Видеоролик «Вредные привычки у подростков»
Методический прием: Формирование учащимися проблемы – задание для показа видеофильмов.
1. На какие органоиды в первую очередь влияют никотин, алкоголь?
2. Какие органоиды блокируются и почему?
3. Как алкоголь действует на клетку?
4. Как алкоголь действует на организм человека?
5.Этап: Проанализируйте ситуационные задачи. Представьте решение этих ситуаций, проанализируйте, составьте диалоги.
Методический прием: Подведение учащихся к противоречию с предложением самостоятельно найти способ его разрешения.
Ситуационные задачи:
Мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы.
Ваш друг (подруга) употребляет алкоголь и курит. Ваши действия?
Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери)
пачку сигарет. Как решить данную проблему?
На дискотеке вам предложили попробовать спиртные напитки. Как
выйти из данной ситуации?
Вы в случайной компании, видите, что распиваются спиртные напитки.
Обозначьте две проблемы, представьте пути их решения.
Учитель: На что обратили внимание при анализе этой ситуации? А как бы вы решили данную проблему?
6.Этап: Итог урока:
Учитель: Над какой проблемой мы сегодня работали? Почему проблема детского алкоголизма и курения до сих пор не решена?
1. Составьте по информации урока свои микропроблемы – 5 минут.
2. Обсудите возможные варианты решения проблем.
7.Этап Д/з – подготовить презентации на темы по выбору:
1. История табачных изделий в нашей стране.
2.Влияние вредных привычек на развивающийся организм.
3. Физические и моральные последствия употребления алкоголя.