СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мировой литературе А. Грин известен как автор большого числа повестей и рассказов, самыми известными из которых являются «Алые паруса», «Золотая цепь», «Серый автомобиль», «Крысолов» и многие другие.

Просмотр содержимого документа
«Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №75 г. Саратова







Исследовательская работа

на тему:


Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина Ученицы 6 «В» класса Ананьевой Нины Руководитель: Полякова М.В. (учитель русского языка и литературы)





Саратов 2017


Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Основная часть

    1. История создания феерии «Алые паруса»…………………………......6

    2. Символика цвета в произведении………………………………………7

    3. Символика цвета как характеристика героев…………………....….....9

    4. Функции цвета в произведении……………………………………….11

    5. Что такое символ. Цветовые символы в произведении………….…..12

Заключение…………………………………………………………….............17

Список использованной литературы……………...……………………........19

Приложения…….……………………………………………………………..20



















Введение

В мировой литературе А. Грин известен как автор большого числа повестей и рассказов, самыми известными из которых являются «Алые паруса», «Золотая цепь», «Серый автомобиль», «Крысолов» и многие другие.

Читая произведение «Алые паруса», невольно обращаешь внимание на большое количество слов, так или иначе связанных с понятием цвета. Символика цвета имеет давние традиции, она формировалась на протяжении всего периода развития человечества. Слово «символ» происходит от греческого слова «symbolon», что означает «условный язык».

Цвет и его символика в мировом искусстве занимали определенное место. Ещё с древних времён человек пытался узнать, что значит тот или иной цвет. Всевозможные сонники часто упоминают цвет – но только в сочетании с конкретным предметом. Удобство использования цвета в качестве символа было замечено практически всеми культурными народами, но ввиду различных условий существования и развития одного и того же цвета у различных народов символизируют различные, а бывает, и противоположные явления. Практически нельзя свести воедино исторически сложившиеся у многих народов системы цветовой символики. Тем не менее, существует классическая традиция в европейской геральдике, которая принята во всём мире и которая придаёт следующие символические значения различному цвету: белый – чистота, невинность, мир, свобода; чёрный – постоянство, скромность, смерть, траур, покой, застой, защита от влияний; золотой- верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство; серебряный - чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость; пурпурный - императорство, величие, верховенство, власть; красный- право, сила, мужество, любовь, храбрость, удача, борьба, жизнь; синий - слава, честь, верность, искренность, самоуглубление; зелёный- свобода, радость, надежда, здоровье, мир.

Для русской литературы важна христианская символика цвета. Но и тут происходят небывалые изменения. К примеру, с красным цветом. Ведь изначально он означает любовь Бога, в дальнейшем его больше связывают с кровью Христовой, а как следствие и с гневом Божиим. Все это позволило в дальнейшем связывать красный цвет с насилием и страстью (плотской любовью). Так в XII веке он употребляется как цвет сатаны и геенны огненной. Таким образом, за тысячу лет христианства красный цвет приобрёл значение прямо противоположное первоначальному.

Белый – жизнь (от близости к дневному свету), чистота, невинность, божественность, само христианство. У новокрещённых существовал обычай в течение 8 дней ходить в белых одеждах, дабы всем было видно, как они блюдут чистоту.

Своя система символических значений цвета была у инков Древнего Перу: желтый - золото, богатство; белый - мир, союз; красный – война; зеленый – маис, еда и т. п.; черный – смерть, несчастье.

Таким образом, цвет имеет обширный и сложный диапазон символических значений.

Данная работа является попыткой разобраться в символике цвета повести А.Грина «Алые паруса». Ведь правильное понимание символов цвета помогает раскрыть характеры героев и понять их.

Тема реферата: «Символика цвета в феерии А.Грина «Алые паруса».

Объект исследования: феерия А.Грина «Алые паруса».

Предмет исследования: слова со значением цвета, использованные в произведении.

Цель работы: изучение вопроса символики цвета в феерии А. Грина как одного из основных элементов сюжета произведения, а так же определение основных функций слов со значением цвета в произведении. Представить результаты исследования в виде диаграмм преобладания цветовых тонов по главам. На основании этого сделать вывод о роли цветовых образов в раскрытии характеров героев повести.

Исследований, посвященных феерии «Алые паруса», достаточно много. Но символике цветовых образов внимания весьма мало, эта тема систематически не изучена. Исходя из вышесказанного можно говорить об актуальности нашего исследования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с произведением А.Грина «Алые паруса».

2. Познакомиться с символическими значениями цвета в мировой культуре.

3. Определить основные функции слов со значением цвета в повести.

4. Понять, как цветовая характеристика связана с характером героев.

5. На основе изученного материала выдвинуть и обосновать предположение о том, какую роль играют слова со значением цвета в повести А.Грина «Алые паруса».

















    1. История создания феерии «Алые паруса»

Имя Грина занимает достойное место не только в русской, но и в мировой литературе. Замысел и идея написания этого произведения возник в 1916 г., а осуществить задуманную идею удалось лишь в 1920 г. Это были три самых страшных года - 1918,1919,1920. Смерть, голод, тиф… А Грин пишет романтическую историю о чистой, невинной девочке, жаждущей красивой любви.

Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Сам Грин говорит об этом так: «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».1

Это произведение не имело сразу большого успеха, так как в эти годы, в годы Гражданской войны, литературный успех имели произведения, которые вещали на злобу дня. О героях революции, о светлом будущем коммунизма.

Автору пришлось услышать много критики в свой адрес. Разные авторы публиковали небольшие заметки с рецензиями на произведение А. Грина.

Сергей Бобров – критик, который один из первых смог оценить феерию по достоинству: «Грин долго не печатался. Его не было видно за время гражданской войны. Вот перед нами его новая повесть. Видно, как автора перемолола революция,- как автор уходит в удивительное подполье, как исчезает красивость, мелкая рябь излишества, как она подменяется глубоким тоном к миру, как описание уходит от эффектов и трюков, - к единственному трюку, забытых нашими точных дел мастерами,- к искусству… Идеализм автора всюду и во всём. Его описание другой раз образцовы, его замечания и образы - так и просятся в пример».2

И да, действительно перед нами пример классической романтической повести. Все говорит об этом: образы главных героев, необычный сюжет. Подтверждает это и мнение критика Н. Ашукина, опубликованное в газете «Красная звезда» через год после появления повести: «Новая книга Грина на титульном листе названа повестью, но на титуле стоит другой подзаголовок: «Феерия». Мы не знаем, есть ли в этом различии подзаголовская ошибка; ошибка - воля автора или типографская ошибка; ошибка в данном случае счастливая. Сказочное волшебство феерии сливается с чёткостью жизненных образов повести, делает «Алые паруса» книгой, волнующей читателя своеобразным гриновским романтизмом».3

И это очень важное замечание критика, так как это произведение не просто повесть – это феерия, «…представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами ... волшебное, сказочное зрелище».4

Очень многие режиссёры пытались снимать фильмы по мотивам повести «Алые паруса», известны и театральные постановки по этому произведению. Все постановки объединяет одно: яркая цветовая палитра, выразительные костюмы, запоминающиеся световые спецэффекты. Это не случайно, потому что цвет играет важную роль в произведении.


    1. Символика цвета в произведении

Цветовая гамма «Алых парусов» очень разнообразна.

Грин использует весь спектр основных цветов: синий (18 раз), белый (24 раза), красный (36 раз), чёрный (32 раза), зелёный (5 раз), жёлтый (13 раз) (диаграмма в Приложении №1). Причём это не только основные цвета, но и их разнообразные оттенки и их вариации.

Так, например, трижды используется:

голубой цвет: «украшенного голубой ленточкой», « голубизна камней», «голубой краской»;

стальной: «стальной цвет спящего океана», «как чистая сталь», «стальной рыцарский хлам»;

серебряный: «серебром блях», «серебряными волосами», «за трепетным серебром рыб»;

один раз серебристо - голубой «сорта тюльпанов – серебристо – голубых»;

ледяной: «ледяным молчанием»;

пурпурный: «пурпурная волна», «пурпурный дым»;

седой; «седой пеной», «седые кудри» и множество других оттенков цветов. Общая цветовая палитра Грина повести «Алые паруса» представлена в диаграмме. (Приложение №1).

Помимо характеристики цветов, надо отметить, что слова со значением цвета относятся к разным частям речи: прилагательные (133), существительные (11), причастия (3) и глагол (1), наречие (1).

Вывод из всего вышесказанного мы делаем следующий: А.Грин в своем произведении использует цветовые определения в разных ситуациях и применительно к разным объектам и субъектам в произведении. Цвет характеризует:

людей (внешность, одежда, мысли и чувства, действия, состояния) – «серебряными волосами», «ледяным молчанием», «рыжие глаза», «тёмные, густые волосы».

пейзаж – «стальной цвет спящего океана», «бледно светились звёзды», «сорта тюльпанов – серебристо – голубых», «в прозрачной воде», «к тёмным расселинам дремучего сумрака», «седой пеной», «жёлтого песчаного обрыва», «лиловый ирис», «пурпурная волна», «жёлтого песчаного обрыва», «серые грибы», «на золотой уголь звезды», «в розовой глубокой долине».

неодушевлённые предметы - «стальной рыцарский хлам» «украшенного голубой ленточкой», «голубизна камней», «в мутном свете остроконечных окон», «с мутным стеклом».

животных – «серые утки», «фосфорические глаза рыб», «за трепетным серебром рыб».


    1. Символика цвета как характеристика героев

Первая глава «Предсказание» (см. Приложение №2) её цветовой фон светлый, теплый, несмотря на то, что мы узнаем, о признании Лонгрена в том, что он не спас Меннерса: «Черную игрушку сделал я, Ассоль». На протяжении всей главы преобладают алые и белые цвета. Черный, синий, голубой, серый и золотой цвета появляются в тексте всего по 2 раза.

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии героев в тот или иной момент их жизни. По пути в город Ассоль встречается с собирателем песен Эглем, который увидел на её лице «невольное ожидание прекрасного…» И он предсказывает ей дальнейшую судьбу: «Однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Тебя посадят в лодку и привезут на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну». Ассоль выросла мечтательной. Она поэтична, даже в самом обычном ей видится чудесное. Девушка живет в гармонии с природой. Она разговаривает с деревьями, травами, цветами, жуками, птицами… Для характеристики цветового образа Ассоль автор использует следующие цвета: розовый, белый, алый, черный и зелёный. Черный цвет символизирует трудную жизнь девушки, грубых жителей Каперны. Но этот цвет постепенно побеждается зеленым, который дарит Ассоль красоту природы. Переливаясь, черные цветовые пятна становятся алыми – главными цветами героини, цветами мечты, любви и надежды.

При характеристике образа Грэя преобладают такие цвета: синий – главный цвет в его судьбе, голубой – цвет радости и моря, жёлтый - символ солнца и избранности героя, его необычной судьбы, вишневый – богатства и величия, оттенки черного – семейные и жизненные трудности. Грэй из богатой родовитой семьи. В его доме очень красивый сад, в котором растут необыкновенные цветы: «лучшие сорта тюльпанов – серебристо - голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий». В жизни мальчика преобладало многообразие цветов – пестрота. Такая насыщенная цветовая гамма в жизни Грэя свидетельствует о богатстве и семейном достатке, который часто переходил в избыток. Многое во второй главе описывается без использования «цветовых слов», но каждая деталь, предмет сквозит передачей цветовой сущности, которую невозможно описать словами. Вот, например, описание картины, которая заворожила Грея и не давала покоя: «Она изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя». Картина зародила в Грее жгучее желание быть капитаном-моряком. (см. Приложение №2)

Наиболее интересной в цветовом решении представляется глава «Рассвет». Несмотря на название, в ней преобладают цвета темного спектра: черные, синие, зеленые. Какова же их символическая «нагрузка»? «День начался для Грея в черных лучах». Описание природы ночью дается в черных и желтых тонах. Каперна же представляется герою за «красным стеклом окон». Следовательно, в этой главе чёрный и красный цвет символизируют злобность по отношению к Ассоль. Ему противопоставлен «зеленый мир» леса, в котором Грей нашел девушку (см. Приложение №2).

При описании этого эпизода встречи Ассоли с Грэем нельзя не заметить частое употребление слова «пёстрый»: «Грэй выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел спящую Ассоль».

Она была одета в пёстрое платье с розовыми цветочками. Пёстрый цвет, как мы ранее отметили, - это цветовой образ Грэя. Вероятно, это не случайно и является знаком их скорого знакомства и общей судьбы. По цветовой гамме 5 главы «Боевые приготовления» можно проследить мучительные поиски героем «истинно алого цвета», цвета ожидаемых героиней парусов. Мы видим здесь преобладание красного цвета и всех его оттенков. Тема алого цвета, цвета мечты звучит здесь, как в музыкальном произведении, в различных вариациях: «Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. Наконец был найден «чистый» цвет, как мечта, настоящая возвышенная мечта, которая «не терпит сомнения».

Цветовые символы шестой главы. Вот «золотое кольцо» на пальце, надетое Грэем, которое она обнаруживает, проснувшись. Обратим внимание, что в повести у Грина нет желтого цвета, а только золотой. Вероятно, золотым цветом окрашен для героев тот манящий мир, мечта, к которому они стремятся. Это сказка, фантазия, феерия, значит, она не может не быть золотой. (см. Приложение №2)

В цветовом отношении глава «Секрет» самая ровная в повести. Все оттенки красного цвета – это описание «Секрета», каким воспринимаем его мы, читатели, и Ассоль. Белый цвет – это «белый утренний час… в лесу». Синий - море, где виден белый корабль с алыми парусами». А далее торжество алого цвета, «цвета глубокой радости», сбывшейся мечты (см. Приложение №2).


    1. Функции цвета в произведении

1) Слова передающие оттенок цвета: «тёмных килей», «на белых камнях дна», «синий разлив моря», «голубизна камней», Таких слов из общего числа слов со значением цвета – 14 %. Выполняя данную функцию, слова со значением цвета используются в описании предметов, природы, животных, внешности и одежды героев. В этом случае они употреблены в своём прямом значении и ничего кроме цветовой характеристики предметов не несут.

2) Переносное значение «цветовых слов»: «покрывалами воздушного золота», «дно дымилось седой пеной», «унизанный серебром блях», «блестящие, как чистая сталь», «тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза», «в розовой глубокой долине», «парусов, издали нарядных и белых», «с мутным стеклом», «фосфорические глаза», «дымного света», «пунцовый огонь», «пурпурная волна», «розовый отсвет», «синие тени деревьев», «белый утренний час», «пурпурный дым». Таких слов – 26 % из общего числа слов со знаяением цвета. Это средства художественной выразительности. В этом случае они не просто характеризуют предмет с точки зрения цвета и света, но и подчёркивают его необычные индивидуальные свойства и качества, делают его ярким и неповторимым.


    1. Что такое символ. Цветовые символы в произведении

Несколько цветов в произведении занимают особое место:

1) красный и все его оттенки (алый, пламенный, розовый, вишнёвый, огненный, рыжий, пунцовый, пурпурный, оранжевый);

2) белый и его вариации (прозрачный, бледный, бесцветный), чёрный и близкие к нему (серый, седой, дымный, мрачный, мутный, тусклый, тёмный);

3) голубой и золотой.

Проанализировав «цветовые» слова, мы обнаружили, что их в тексте около 65%. И мы сделали предположение, что это слова – символы.

Но прежде всего надо понять, что же такое символ. Для этого обратимся к словарю В.И. Даля. И так «символ – от греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках».5

Таким образом, символы – это слова, которые получают в художественных текстах кроме своих основных значений ещё и новые (переносные). Это происходит на основе родства, связи между тем предметом (явлением) и другим, которое ощущается нами ассоциативно, интуитивно. Например, «утро» как начало суток может, сопоставляется с началом человеческой жизни. Так возникает метафора «утро жизни» и символическая картина утра как начала жизненного пути. Но символ, в отличие от аллегории или метафоры, нацелен огромным множеством значений, он очень эмоционален, чтобы его постичь, надо вжиться в настроение текста.

Символ – самый сложный троп. Он способен бесконечно расширять значения, втягивать в себя различные смыслы. Символ – многоязычное иносказание. Основная особенность символа в том, что он возникает не только в текстах, где мы их находим. Они имеют историю, длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам. Нередко в роли символов в мировой литературе используется и цвет. Попытаемся разобраться, что же символизируют цвета в феерии А.Грина «Алые паруса».

Чаще всего на страницах произведения встречается красный цвет (37 раз), а точнее его оттенок – алый (6 раз). Автор использует его в описании шёлковой ткани, использованной Грэем для парусов корабля, на котором он плывёт навстречу своей мечте. Алый – это оттенок цвета и как мы знаем, он рождается при смешении красного и белого. Как мы знаем красный цвет является символом любви, а белый – чистоты, непорочности, невинности. Смешав краски, словно художник, мы можем предположить, что в произведении А. Грина он символизирует собой чистую романтическую любовь.

Розовый цвет, использованный писателем 10 раз, часто при при описании природы глазами главных героев: Ассоль и Грэя. В данном случае он ассоциируется с мечтой, которая делает осмысленным их существование. Это своеобразные «розовые очки», сквозь которые они смотрят на мир, полный зла, боли и страданий, который, в свою очередь, изображён Грином в тёмных, мрачных тонах (чёрным, серым, дымным, седым, мутным, тусклым). Поэтому данная цветовая гамма тоже может рассматриваться в качестве символа.

Синий цвет. Чаще всего с ним мы встречаемся при описании моря (13 раз). Поэтому и символизирует он, как нам думается, небо, море, бесконечность, силу и непреклонность Грэя, преодолевающего много препятствий на пути к своей мечте. С ним ассоциируются также и такие понятия, как честь, верность, искренность, самоуглубление, потому что наряду с синим, мы встречаем в произведении и голубой цвет, который, как известно, рождается из сочетания синего и белого.

Белый цвет использован Грином 18 раз. Он прибегает к его помощи и в описании корабля Грэя, и в изображении пейзажей, созданных воображением юной Ассоль, и в характеристике мыслей и чувств главных героев, которые чисты и невинны. Белый в повести – символ свободной жизни, где нет места боли и страданиям. Именно к такой жизни плывёт Грэй на своём белом корабле. Именно такую жизнь видит Ассоль сквозь белую полосу тумана.

Золотой цвет в тексте употребляется 10 раз. Золотой цвет – цвет царский и символизирует он величие, уважение, богатство, божественность. Это мир мечты, фантазии героев. Тот мир, куда они стремятся попасть, там, где им самое место. Это сказка, фантазия, феерия…

Таким образом, мы делаем вывод, что феерия А.Грина «Алые паруса» – произведение, в котором цвет занимает особое место. Автор работает с цветом как настоящий художник: он тщательно сверяет палитру красок с мыслями и настроениями своих героев, что позволяет передать соответствующее настроение читателям произведения, даёт им возможность понять идею текста, проникнутого верой в мечту, уверенностью в то, что она обязательно сбудется, самая несбыточная сказка когда-нибудь станет явью. Грин знал силу любви и силу мечты. Многие его произведения заканчиваются одной фразой: «Они жили долго и умерли в один день». Самое главное, считал писатель, найти друг друга. Мечта, если в неё верить, то есть отдать ей жизнь, чтобы при этом не говорили «благоразумные люди», становится могучей творящей силой. Эту идею «Алых парусов» мне во многом удалось постичь, благодаря цветовой символике данного произведения.

Романы Грина дают силу и веру мечтателям. Всё, что существует в романах Грина создано для того, чтобы человек хотя бы на мгновение поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни.

Грин с детских лет был лишён любви к действительности. Окружающий мир был страшным, жизнь – невыносимой. Он всегда пытался уйти от реальности и, считая, что лучше жить неуловимыми снами, Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей, прекрасную землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову.

Итак, вот основные выводы, которые можно сделать, исследовав повесть. Цветовые символы в повести Грина «Алые паруса» не однозначны и не статичны, они живут, усложняются, развиваются. Романтический символ «цвет» превращается в реальный «алый цвет» шелка, предназначенного для «чуда», для вполне конкретного человека – для Ассоль. С помощью цвета автору удается передать не только состояние природы, но и внутреннюю, духовную жизнь героев. С помощью своего особого метода, а так же цветовой символикой автору удалось передать чувство нравственного единения людей, открытости и понимания. Счастье достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль; этот образ раскрывается как философский: выйти из тьмы бездуховного существования, а такая возможность заложена в каждом человеке. Ушел «Секрет» от ужаснувшейся Каперны навсегда, реальное чудо алых парусов опровергло смысл ее отношения к жизни, к миру. Если труд перестает быть дракой, борьбой за существование, если он станет, одухотворен целью и мечтой, станет творчеством, - человек выйдет из плена Каперны.

Автор с помощью цветовой символики приводит нас к мысли: у каждого должны быть свои алые паруса; он убеждает в правоте нехитрой истины, выведенной автором: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».























Заключение

Тема исследовательской работы: «Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина» была выбрана не случайно. Произведение интересно нам само по себе и привлекает большим количеством слов со значением цвета. На наш взгляд, тема символов в художественной литературе – одна из наиболее интересных и актуальных тем.

В качестве цели реферата было определено изучение вопроса символики цвета в повести как одного из основных элементов сюжета произведения и составление таблицы «Диаграмма преобладания цветовых тонов», а также определение основных функций слов со значением цвета в повести и раскрытие образов и характеров героев через цвет.

В ходе реализации этих целей был решён ряд комплексных задач. Мы не только познакомились с историей жизни и творчества А.Грина, но и прочитали многие из его произведений. Глубокое изучение вопроса о символике цвета в искусстве дало нам возможность узнать, какие классификации символических значений цвета существуют в мировой культуре. Серьёзная и внимательная работа с текстом повести «Алые паруса», которая, в основном, касалась анализа лексического материала произведения, позволила нам не только выделить, но и систематизировать все слова со значением цвета, использованные в нём, по следующим параметрам:

основные цвета и тоны, использованные А.Грином;

принадлежность слов к разным частям речи;

сфера использования слов со значением цвета;

функции слов со значением цвета;

характеры героев распознаются с помощью цвета.

Нами были составлены несколько диаграмм, отображающих всю цветовую палитру этого произведения.

Нами был сделан вывод о том, что слова со значением цвета играют большую роль в этом произведении, так как не только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства героев.

Анализируя проделанную работу, можно заключить, что цель достигнута. Благодаря использованию самых разных форм и методов научного исследования (работа с текстом художественного произведения, с дополнительной литературой по теме, лингвистический эксперимент, моделирование текста, конспектирование, составление диаграмм и графиков), нам удалось решить все поставленные задачи.

В целом работа по данной теме позволила расширить кругозор и совершенствовать навыки по сбору, обработке, а также систематизации полученных сведений, приобрести опыт исследовательской деятельности, что, несомненно, пригодится в будущем.

















Список использованной литературы

1. Амлинский, В. В тени парусов: Перечитывая А.Грина / В.В.Амлинский // Грин А.С.– Новеллы. – М.: Московский рабочий, 1984. – С.135

2. Андреев, К. Летящий над волнами / К.Андреев // Андреев К. Искатели приключений.- М.: Детская литература, 1966.–С.155

3. Антонов, С. А. Грин «Возвращённый ад» / С.А.Антонов // Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах..– М.: Сов. Писатель, 1973.– С.220

4. Вайдра, Н. Фэн – шуй в детской комнате / Н. Вайдра // Нэнсили Вайдра / Пер. с англ. Н.Григорьевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – С.288.

5. Вихров, В. Рыцарь мечты / В.Вихров // Грин А.С. Собрание сочинений. В 6 т.–Т.1.– М.: Пройда, 1965. – С.180

6.Грин, А.С. // Писатели нашего детства: Биограф. Словарь в 3-ч. Ч.1. / гл. ред. Самсонов С.И.– М.: Либерея, 1998.– С.135–139.

7. Галанов, Б. Беру волны и корабль с алыми парусами./ Б.Галанов // Галанов Б. Книжка про книжки // М.: Детская литература, 1985.–С.220

8. Грин, А. Алые паруса. Бегущая по волнам./ А Грин.– М.: «Махаон», 1999.–С.304.

9. Грин, А.С. Автобиографическая повесть / А.С.Грин // Воспоминания об А. Грине. – Лениздат,1972. – С.230

10. Грин, А.С. Психологические новеллы / А.С.Грин // Ковской В.Е.– М.: Сов. Россия, 1988. – С.160

11. Дмитренко, С.Ф. Критика и комментарии / С.Ф.Дмитренко. – М.: Изд.Аст, 2000. – С.354

12. Ковский, В. Блистающий мир А. Грина / В. Ковский // Грин А.С. Собрание сочинений. В 5т. Т.1. – М.: Худ. Лит, 1991. – С.190

13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4-е изд., допол. – М.: Азбуковник, 1999. – С.815

14. Паустовский, К. Жизнь А. Грина / К.Паустовский // Паустовский К. Лавровый венок. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – С.220

16. Росселье, В. Дореволюционная проза Грина / В. Росселье // Грин А.С. Собр. соч. В 6 т. Т.1.– М.: Правда, 1965. – С.250

17. Стахорский, С.В. Энциклопедия мировой литературы // И.А.Репина изд. Невская книга. Санкт-Петербург, 2000. – С.550

18. Чудакова., Н.В. Александр Степанович Грин / Н.В.Чудакова // Литература: Дет. Энцикл. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – С. 133-136. – (Я познаю мир).

19. Александр Степанович Грин // Русская литература. 20 век. / Гл. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – С.219-231. – (Энциклопедия для детей. Т.9. Ч.2.).

20. Как слово становится художественным образом?//Русская литература. 19 век. / Гл. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – С.37 (Энциклопедия для детей. Т.9. Ч.1.)

21. http://www.litra.ru

22. http://lub2438.narod.ru

23. http://www.istnet.ru

24. http://referat.akcentplus.ru











Приложение №1

Диаграмма преобладания цветовых тонов в произведении

А. Грина «Алые паруса».




























Приложение №2

Диаграмма преобладания цветовых тонов в произведении

А. Грина «Алые паруса» (по главам)







































1 Из черновиков Александра Грина к роману "Бегущая по волнам", 1925


2 Грин Нина Николаевна "Воспоминания об Александре Грине" (с.522)

3 Грин Нина Николаевна "Воспоминания об Александре Грине" (с.522)

4 http://www.litra.ru

5 В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».


23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!