СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет в натюрморте

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цвет в натюрморте»

Технологическая карта урока «Цвет в натюрморте»

Цели деятельности учителя

Формировать умение выражать в натюрморте свое настроение и переживание с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать ассоциативное и образное мышление, эмоциональную сферу, умение чувствовать; актуализировать стремление учащихся к самовыражению;

Тип урока

Открытия нового знания

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: познакомятся с именами выдающихся живописцев, научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; смогут анализировать новый материал, анализировать работы великих художников в жанре натюрморта, приобретают творческие навыки, научатся передавать цветом настроение в натюрморте.

Метапредметные: научатся планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение в картине; проявляют интерес к произведениям искусства; осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, экспресс-выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага А4, гуашь, кисти (синтетика).

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины: М.Сарьян «Виноград», описание картины; Мультимедийный ряд: презентация «Цвет в натюрморте».

Основные понятия и термины

Натюрморт, цвет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Учебный предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тема урока: Натюрморт в цвете

Тип урока: открытия нового знания

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен

Содержательная цель: понимание и использование в творческой работе выразительные возможности цвета

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)


I. Мотивация к учебной деятельности


Чтобы определить тему урока, прочитаем текст на слайде (1)

Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенного увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертая воском; а рядом персик - так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.

- К какому жанру относится описание этой картины?

- Что вы знаете об этом жанре?

(Появился в начале 17 века голландскими и французскими художниками, в России в 18 веке, сначала его считали низшим жанром, только в начале 20 веке начинается его расцвет).

- Что обычно изображается на натюрмортах?

- В какую геометрическую фигуру можно и нужно вписать натюрморт?

(слайд 2)

- Все ли репродукции картин на экране относятся к этому жанру. Почему?

- Чем отличается жанр пейзажа от жанра натюрморта?

(слайд3)

Внимание на экран. Правильно назвать автора картины.

  1. Любен Божен (слайд 4)

  2. Жан Батист Шарден (слайд 5)

  3. Кузьма Петров –Водкин(слайд 6)

  4. Пабло Пикассо (слайд7)

  5. Анре Матисс (слайд 8)

  6. Поль Сезанн (слайд9)

(слайд 10)

- Сейчас мы отправимся в Третьяковскую галерею. В каком городе находится Третьяковская галерея? Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я (— художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Посетим выставочный зал, где хранятся натюрморты. Кто желает быть экскурсоводом (экскурсовод рассказывает о натюрморте).

В натюрморте Сарьяна «Виноград» ярко проявляется декоративная тенденция, свойственная всему творчеству этого самобытного мастера. Он считает цвет одним из сильнейших ощущений.

На этой картине в центре изображена синяя кисть винограда, между оранжевой кистью слева и вазой с оранжевой поливой справа. Зеленовато – желтого тона груша находит отзвук в зеленых листьях в вазе и в окраске фона позади нее. Несмотря на кажущую свободу, натюрморт строго продуман, построен и уравновешен в колорите. Сохраняя плоскостное решение, художник строит пространство цветовыми планами, переходя от теплого коричневатого внизу к серому, а затем к светло-серому наверху.

Натюрморт подобен декоративному ковру, радующему глаз своими красочными сочетаниями. Декоративная живопись Сарьяна – это не стилизация, своеобразное толкование реальной натуры. В его праздничных красках находит выражение светлое, оптимистическое восприятие мира.

Читают и определяют жанр. Творческий обмен мнениями, вспоминают определение натюрморта. Совершают заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, знакомятся с натюрмортом Сарьяна «Виноград»

Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: смыслоопределение,

проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции.

Коммуникативные: выражают свое мнение в диалоге, аргументируют


II. Актуализация знаний, введение в тему урока.

- Что можно считать главным выразительным средством в натюрморте? (цвет)

Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло.

Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создать настроение – печальное или радостное, ясность или таинственность, вносить бурный драматизм или спокойствие.

- А как вы думаете, какие цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное)?

- яркие и теплые цвета

- А какие цвета - грусть, покой, размышление?

- Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый.

- А чтобы выразить настроение горя, несчастья.

- Цвета темные, холодные.


- Как же можно озвучить тему нашего урока?

- Правильно. Тема урока «Цвет в натюрморте». (слайд 11)

- Эпиграфом нашего урока будет:

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Иоганн Вольфганг Гёте. (слайд12)(немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.)

-Какая цель нашего урока? (правильно отобразить натюрморт в цвете).

Учатся элементам анализа художественного произведения в жанре натюрморта

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, анализируют работы великих художников- в жанре натюрморта; приобретают творческие навыки.

Коммуникативные:

соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности.

Личностные:

осознают свои эмоции, умение чувствовать; проявляют интерес к произведениям искусства


III. Изучение нового материала































4.Творческая практическая

деятельность

- Сегодня работа коллективная, вы рисуете яблоки: желтые, зеленые, красно-желтые, вырезаете, и вставляем в общий натюрморт.

Мы постараемся при помощи цвета передать настроение в натюрморте, но об этом вы уже сейчас должны подумать, когда будете работать цветом.

Перед вами яблоки, посуда (ваза, большая тарелка для яблок).

- В какой технике будем работать? (мазок)

- Давайте посмотрим поэтапное построение нашего натюрморта.(слайд 13)

1. Определение количества предметов:


1)Предметы по определенной тематике;

2)Предметы разные по форме, размеру и цвету;

3)Предметов не должно быть много, не следует располагать их как попало;

4)Учитывать композиционный центр, главный предмет может быть посередине, но для придания динамичности, сдвинуть в какую-либо сторону.

2. Правильное расположение листа;

3. Постарайтесь при помощи цвета в натюрморте создать настроение;


Показ учителем последовательного рисования натюрморта и передача в цвете мазками.


-  Сейчас вы можете приступить к работе (звучит музыка).  Музыка Чайковского из цикла « Времена года» (октябрь)  поможет вам в работе над натюрмортом.

Работа в карандаше выполнена, вам осталось раскрасить предметы гуашью.

-Постарайтесь создать в натюрморте с помощью цвета настроение.


































Выполняют задания. Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы






























Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации;

определяют способы передачи чувств и эмоций посредством цвета

Личностные:

осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета


IV. Итоги урока.

Рефлексия
























-   Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?  (Над натюрмортом)

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

- Попробуйте подтвердить слова эпиграфа нашего урока своими рисунками: как ваши рисунки, созданные сегодня, «действует на душу»?

- Давайте посмотрим на ваши яблочки.

-Какое настроение вызывают ваши яблочки?

Разместить работы учеников на доске, выставить оценки, проанализировать:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

Какую оценку поставил бы каждый за выполненную работу?


Радуют или печалят использованные в них цвета?

Выставка работ учащихся (Ребята вешают на доску свои работы, кратко рассказывают о своей работе, что хотелось изобразить и что получилось, о цветовой гамме и технике исполнения, передающей настроение в натюрмортах)

Запишите в дневники домашнее задание: Принести цветную бумагу, клей, ножницы.

- Спасибо. Урок окончен. 



Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии с ситуацией; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями.

Регулятивные:

планируют деятельность и работают по плану

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!