I. Мотивация к учебной деятельности | Чтобы определить тему урока, прочитаем текст на слайде (1) Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенного увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертая воском; а рядом персик - так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты. - К какому жанру относится описание этой картины? - Что вы знаете об этом жанре? (Появился в начале 17 века голландскими и французскими художниками, в России в 18 веке, сначала его считали низшим жанром, только в начале 20 веке начинается его расцвет). - Что обычно изображается на натюрмортах? - В какую геометрическую фигуру можно и нужно вписать натюрморт? (слайд 2) - Все ли репродукции картин на экране относятся к этому жанру. Почему? - Чем отличается жанр пейзажа от жанра натюрморта? (слайд3) Внимание на экран. Правильно назвать автора картины. Любен Божен (слайд 4) Жан Батист Шарден (слайд 5) Кузьма Петров –Водкин(слайд 6) Пабло Пикассо (слайд7) Анре Матисс (слайд 8) Поль Сезанн (слайд9) (слайд 10) - Сейчас мы отправимся в Третьяковскую галерею. В каком городе находится Третьяковская галерея? Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я (— художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Посетим выставочный зал, где хранятся натюрморты. Кто желает быть экскурсоводом (экскурсовод рассказывает о натюрморте). В натюрморте Сарьяна «Виноград» ярко проявляется декоративная тенденция, свойственная всему творчеству этого самобытного мастера. Он считает цвет одним из сильнейших ощущений. На этой картине в центре изображена синяя кисть винограда, между оранжевой кистью слева и вазой с оранжевой поливой справа. Зеленовато – желтого тона груша находит отзвук в зеленых листьях в вазе и в окраске фона позади нее. Несмотря на кажущую свободу, натюрморт строго продуман, построен и уравновешен в колорите. Сохраняя плоскостное решение, художник строит пространство цветовыми планами, переходя от теплого коричневатого внизу к серому, а затем к светло-серому наверху. Натюрморт подобен декоративному ковру, радующему глаз своими красочными сочетаниями. Декоративная живопись Сарьяна – это не стилизация, своеобразное толкование реальной натуры. В его праздничных красках находит выражение светлое, оптимистическое восприятие мира. | Читают и определяют жанр. Творческий обмен мнениями, вспоминают определение натюрморта. Совершают заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, знакомятся с натюрмортом Сарьяна «Виноград» | Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Личностные: смыслоопределение, проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции. Коммуникативные: выражают свое мнение в диалоге, аргументируют | |
II. Актуализация знаний, введение в тему урока. | - Что можно считать главным выразительным средством в натюрморте? (цвет) Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло. Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создать настроение – печальное или радостное, ясность или таинственность, вносить бурный драматизм или спокойствие. - А как вы думаете, какие цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное)? - яркие и теплые цвета - А какие цвета - грусть, покой, размышление? - Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый. - А чтобы выразить настроение горя, несчастья. - Цвета темные, холодные. - Как же можно озвучить тему нашего урока? - Правильно. Тема урока «Цвет в натюрморте». (слайд 11) - Эпиграфом нашего урока будет: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Иоганн Вольфганг Гёте. (слайд12)(немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.) -Какая цель нашего урока? (правильно отобразить натюрморт в цвете). | Учатся элементам анализа художественного произведения в жанре натюрморта | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, анализируют работы великих художников- в жанре натюрморта; приобретают творческие навыки. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности. Личностные: осознают свои эмоции, умение чувствовать; проявляют интерес к произведениям искусства | |