Урок русского языка в 5 классе
(для коллектива со смешанным контингентом обучающихся)
Тема: Буквы а, о в корнях – раст-, - рос-
Тип урока: урок - открытие нового знания.
Педагогическая задача – создать условия для усвоения темы.
Цели урока:
Предметные:
1) представить случаи, когда происходит чередование о,а в корне – раст-, -рос-;
2) сформировать навыки и умения отличать корни с чередованием;
3) научить обосновывать выбор гласных о – а.
Метапредметные:
1) работать над развитием следующих умений: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выражать свои мысли; анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи;
2) развивать связную речь у обучающихся.
Личностные:
1) Развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, работать в группе, паре.
Коррекционные (элементы):
1) коррекция памяти, мышления, речи
Форма урока: цветик – семицветик.
Урок проходит в семи цветовых гаммах:
красный – словарная работа на уроке;
синий – блок повторения;
зелёный – тренинги, физ. минутки, муз паузы;
оранжевый – закрепление изученного, отработка ЗУН;
белый – занимательный материал;
голубой – проверка (тесты);
сиреневый – д/задание;
жёлтый (сердцевина цветка) – объяснение нового материала.
Оборудование: мультимедиа с презентацией; карточки, иллюстрации растений.
Ход урока.
1. Орг. момент. Буквы а и о – это гласные буквы. Кто из ребят со мною согласен, тот может тихо присесть за парту, а теперь присядут те ребята, которые не согласны с моим утверждением. Начинаем наш урок.
2. Проверка д/з (работа по карточкам)- звучит музыка, открываем сиреневый лепесток.
Света сказала Коле: «Ложи вещи на место, не разбрасывай их». Коля поправил её: «Не ложи, а поклади» Мама, услыхав их, покачала головой: «Эх, вы, грамотеи!»
- Исправь ошибку, допущенную Светой и Колей.
- Как надо было сказать правильно (клади или положи)
- Почему?
- Какие знакомые орфограммы вы выделили? Молодцы.
3. Открываем синий лепесток. Задание на повторение. Подскажите, пожалуйста, что мы изучали на прошлом уроке?
Повторим правило. У вас на парте листок с правилом, где пропущены слова, вставьте недостающие слова. На работу две минуты.
ОП
В корнях с чередованием а,о –лаг-, -лож- в безударном положении пишется гласная.
В ударном положении гласная
ЗПР
В корне –лаг- в безударном положении перед буквой г пишу
В корне – лож- пишу.
ОУ
В корне – лаг- перед г пишу..
В корне – лож- перед ж пишу.
Листочки положили на край стола, работаем дальше. Открывается голубой лепесток.
Чтобы проверить, как вы усвоили прошлую тему, я попрошу вас выполнить следующее задание (задание на проверку: тест из 10 слов).
Я читаю вам слова, вы поднимаете карточку красную – если пишется в слове буква а, зелёную, если пишется буква о (на доске образец).
Слова: прилагательное, заложить, прилагать, расположиться, положил, сложить, сложение, безотлагательный, переложить, проложить.
4. Следующий лепесток зеленый. Пора отдохнуть. Физ. минутка (точечный массаж). Помассируем наши пальчики, носик, щечки, ушки, потянемся, зевнем и опять работать начнем.
5. Звучит музыка, открываем следующий лепесток – это желтый цвет- сердцевина урока.
Закройте глазки, вдохните, приготовьтесь к речевой разминке. Я засекаю 30 секунд, ваша задача запомнить четверостишие и записать по памяти, будьте внимательны.
Растут растения в саду,
Я водицей их полью,
Солнце с неба пригревай -
Вот и вырос урожай.
Запишите, что вы запомнили. Давайте проверим. Молодцы, уже получается хорошо.
Обратите внимание на слово растут, с какой гласной буквой оно написано, выделим корень – раст-, а теперь на слово вырос. Выделим корень – рос-. Подскажите, почему в слове растут пишется буква - а, а в слове вырос - о.
А какая же тема сегодняшнего урока? Что мы должны сделать на уроке? Чему научиться?
6. Открываем следующий лепесток, что нас ожидает? Работа по учебнику. Читаем и разбираем правило, делаем алгоритм, записываем в тетрадь
-раст- -ращ- - рос-
перед СТ,Щ пишу - а перед С пишу - о
(расскажем друг другу) – работа в парах.
7. Звучит музыка, открывается красный лепесток, нас ожидает словарная работа. Делаем запись слов – исключений (росток, отрасль, Ростов на Дону) - показ иллюстраций на слайде). Ответственная группа (обучающиеся по ОП) откройте словари, найдите и прочитайте нам значение данных слов.
8. Звучит музыка, открывается оранжевый лепесток. Настало время наши знания закрепить, научиться делать верный выбор гласной а или о в знакомом корне.
Физ.минутка. Перед трудным заданием надо отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, потянитесь вверх, расправьте руки в стороны, опустите, а теперь попробуем изобразить букву о, потом буква а. Тихо садимся.
Открываем учебник, упр.438 – комментируя (по одному у доски). Читаем задание и текст упражнения. Работа с текстом. Обучающиеся по ОП могут работать вместе со всеми, либо самостоятельно, выполняя все задания, данные к упражнению. С обучающими с ЗПР работаем у доски, по образцу, объясняя. Обучающиеся с УО – работают по карточкам.
Карточка. Сделай по образцу, обрати особое внимание на слово росток:
Р(а/о)стение в саду, вишенка выр(а/о)сла, мальчик перер(а/о)с, дети подр(а/о)сли, выр(а/о)щивать урожай, р(а/о)сток, зар(а/о)сли.
(В образце выделена в кружок правильная буква).
9.Открываем последний лепесток - голубой. Проверка знаний по теме.
Я показываю вам иллюстрации с изображением цветков, а вы должны записать их название в тетрадь. Проверяем по слайду. Встретились ли нам слова с корнем - раст -, - рос-. Верно ли написано у вас.
Итог: Когда в корнях пишем букву - а, а когда букву - о? Почему в словах росток, отрасль, Ростов -на- Дону пишется о, вместо а?
Рефлексия:
Заполните, пожалуйста, листы рефлексии, каковы ваши знания по сегодняшней теме. Ниже нарисуйте смайлик вашего настроения на начало урока и на конец урока.
Для обучающихся по ОП
Я понял что
Я не совсем понял
Я еще затрудняюсь в ..
Для обучающихся с ЗПР:
Я запомнил, что в корне – раст- пишется буква а, потому что стоит
В корне – рос- пишется о, потому что стоит..
Я запомнил слова исключения.
Я не понял..
Для обучающихся с УО
Я пишу в корне – раст_ перед СТ, Щ букву
Я пишу в корне – ро- перед С букву..
Звучит музыка, цветок доволен сегодняшним уроком.
10. Запись и объяснение д/з.
В течение выполнения заданий, за каждый правильный ответ обучающиеся получают лепесток с отметкой 5 или 4 (с комментарием).