Цели и задачи урока:
Повторить ранее изученные основы цветоведения.
Дальнейшее знакомство с основами цветоведения.
Отработка навыков смешивания цветов и работы кистью.
Объяснить обучающимся новые понятия «колорит», «контрастность цвета», «дополнительный цвет».
Научить определять в художественных произведениях колорит, а также как художник использует в своих работах контрастные цвета для осуществления идейно-художественного замысла.
Развитие наблюдательности у обучающихся за окружающим миром.
Воспитание любви и интереса к предмету.
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Тип урока – комбинированный.
Форма организации коллективной деятельности: совместно – индивидуальное.
Оборудование:
Для учителя:
Презентация со слайдами таблиц по цветоведению, иллюстрациями картин художников: М. Врубель «Царевна-Лебедь», И.Левитан «Золотая осень», «На севере», Федотов «Завтрак аристократа», В.Васнецов «Три богатыря» и другие;
Карточки-тесты по цветоведению;
Музыкальные произведения: А.Скрябин «Цветная симфония» или Р.Корсаков «Цветные ноты».
Для обучающихся:
Альбом, краски, банки с водой, тряпочки, палитра, клей, ножницы.
Межпредметные связи: музыка, литература, природоведение, технология.
План урока:
Организационная часть урока
Вступительная беседа учителя с фронтальным опросом учащихся, где проверяются знания предыдущего урока
Объяснение нового материала
Выполнение обучающего упражнения
Выполнение основного задания
Подведение итогов урока
Анализ работ учащихся
Выводы. Домашнее задание: Поиск примеров из жизненных наблюдений на контрастность цвета
1.Организация класса.
Проверка готовности к уроку, а также организации рабочего места учеников. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.
Напомнить детям некоторые правила техники безопасности, а также правила работы с нетбуками. Сегодня на уроке мы будем работать с нетбуками, поэтому напоминая о правилах пользования.
2.Беседа. Звучит музыка.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Действительно, мы вновь будем говорить о тайне цвета.
В природе все выражено только в цвете, и все, что мы видим, мы воспринимаем исключительно в цвете. Наконец, восприятие цвета (точнее, ощущение) неизбежно окрашивается в тот или иной чувственный тон, что вызывает у нас удовольствие или неудовольствие.
А теперь давайте вспомним материал предыдущего урока и ответим на некоторыми вопросы по цветоведенияъю.
3. Понятие о цвете и цветоведении.
. Цветоведение - наука о цвете.
- Сколько цветов мы знаем? 5,10,15,100?
- Давайте попробуем их назвать и вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше, и получить их можно, смешивая краски. (ПЛАКАТ)
- В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.
а) Хроматические и ахроматические цвета.
Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос - в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия говорят о том, что в одну группу входят цвета, а в другую - не содержащие цвет.
Ахроматические - не цветные. Это белый и черный цвета, а также все серые, получаемые при смешивании черного и белого.
Вторая группа цветов: Хроматические - цветные - это все остальные цвета.
Хроматические, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета.
б) Основные и составные цвета.
Какая краска вам нравится больше всего? А есть ли краска самая главная, основная? А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например, цирк и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали?
Художники считают, что такими красками являются синяя, желтая, красная. Их называют основными, потому что с их помощью можно получить другие цвета.
3) - Попарно смешивая основные цвета, получаем группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.
Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый - группа составных цветов.
5) - Итак, у нас получилось шесть цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый (можно сказать поговорку). Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.
Теплые и холодные цвета.
- Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета.
Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе.
Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды.
А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.
Свойство цвета.
Когда на картинках художников мы видим, преобладают теплые или холодные цвета, то говорим, что картина выполнена в теплых или холодных тонах.
Что такое цветовой тон – одна из основных характеристик цвета , определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра.
Какие тона могут быть у зеленого цвета, красного. желтого.
4.Объяснение нового материала
Контрастные цвета
Если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными.
Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.
5.Выполнение обучающего упражнения на нэтбуках
6. Рефлексия.
Вам понравилось работать на нетбуках по цветоведенью.
8.Подведение итогов урока
Мы сегодня с вами закрепили знания по цветоведенью и познакомились с новым свойством цвета КОНТРАСТ.