СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветок. Строение цветка.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок - исследование.

Цель урока:

- формировать УУД.

Задачи урока:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

 

Просмотр содержимого документа
«Цветок. Строение цветка.»








































18.12.15 г.

Туаева Бэла Суреновна



Цель урока:

- формировать УУД.

Задачи урока:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)



Видеофрагмент: «Прорастание семени»

Вступительное слово учителя:

Ребята, посмотрите, как этот проросток упорно и настойчиво тянется вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как растения к свету. Ведь не зря же существует поговорка «Ученье – свет, а неученее - тьма». А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать, и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какие органы растений мы знаем? (вегетативные и генеративные).

- Какие вегетативные органы мы знаем? (корень, стебель, лист)

-Давайте вспомним, какие органы относятся к генеративным? (цветок, плод, семя).

- Строение и значение вегетативных органов мы изучили, а сегодня приступим к изучению генеративных органов. А именно с какого органа мы начнем, изучать генеративные части растения вы узнаете, дописав синквейн:



(Цветок)
видоизменённый, укороченный
пахнет, привлекает, опыляют
орган семенного размножения покрытосеменных
растение

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.

Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, какова же строение цветка.

Записываем тему урока (Слайд 1) и попробуем сформировать цель нашего урока «Изучить строение цветка»



Я уже сказала, что урок у нас будет необычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования. (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

Рассуждаем над каждым, словом темы.

Строение (результат строительства, к ним относятся здания и сооружения, структура, взаимное расположение частей, составляющих единое целое)

Цветок – Что мы знаем о цветке?( Орган семенного размножения)

- У всех ли растений образуются цветки? (Цветки образуются только у цветковых растений).

- Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь).

Слайд 3)



Все вспомнили.

Давайте попробуем сформировать гипотезы. Мы предположили, что цветы имеют следующее строение( Слайд 4).

Формулируем задачи (слайд 5):

  1. Какие части цветка главные?

  2. Какое строение и значение имеет околоцветник?

  3. Все ли цветы имеют одинаковое строение?

А теперь мы приступим к решению наших задач. Приступаем к сбору информации. Где вы его можете найти?

Объединяемся в группы. Задание для каждой группы у вас имеются на столах. Я даю вам на это 3-4 минуты.



Выступление первой группы экспертов:

Какое строение и значение имеет околоцветник?

Функции околоцветника:

1.Защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;

2.Привлечение опылителей



Вывод:

Учитель: Цветы – настоящее маленькое чудо. А зачем растению нужны цветы и почему они такие красивые? Ведь многие художники и писатели воспевают их красоту в своих произведениях. (Учащиеся отвечают и приходят к выводу, что цветок – орган размножения, а яркая окраска и аромат – приспособление к опылению)



Выступление второй группы экспертов:

Изучить значение и строение главных частей (слайд 7,)

Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.

Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянной плод. (Запись в тетрадь).







Вывод:

Переход к физминутке.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать он не хотел.

Потянулся, встрепенулся

И на нас всех посмотрел.

Не обидим незабудку, выполняем физминутку!





Выступление третьей группы экспертов.

Все ли цветы имеют одинаковое строение?

Цветы обоеполые и раздельнополые

(Слайд 9)

Вывод:

Выступление четвертой группы экспертов.

Формула цветка

( записи формул цветков) Формы цветков (правильные и неправильные).



сделали вывод:



Выступление пятой группы.

Растения однодомные и двудомные





Выводы по экспериментальной работе делает учитель.

Учащиеся фиксируют их в тетрадях.

- Ребята, в адрес нашего класса пришло письмо с таким текстом: 

 «Уважаемые учащиеся 6 «а» класса!  Я решил вырастить огурцы, посадил семена, они проросли, огурцы зацвели, цветов было очень много, но большая часть из них были без плодов, то есть пустые. Все эти бесплодные цветы я сорвал, чтобы они не мешали цветам из которых развивались огурцы, после этого у меня урожая огурцов почему-то не стало . Подскажите, пожалуйста, в чем проблема, а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки.  Заранее Вам  благодарен, Вася Забывакин» 

- Как вы думаете, почему Вася не смог собрать хороший урожай?

- У огурцов цветы раздельнополые Вася сорвал все мужские цветы, женские без мужских цветков семена и плоды не дают. Для того, чтобы образовались плоды нужны и мужские и женские цветы.



А сколько может быть цветков у растения?

Я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять «намек». Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители- мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий иногда повкусней чем у крупных цветков, но гости заморские к ним не захаживали, потому что не замечали их… Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

- Что за царство-государство? (Царство растений)

- Кто его жители? (Цветковые растения)

-Кто гости заморские? (Насекомые)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия)

- В чем биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых- опылителей)



Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке

- Спасибо вам, юные биологи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли?







Выводы по уроку:









  • Ребята, что сегодня на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Чему вы научились?

(на один и тот же вопрос отвечают несколько человек)

Рефлексия.

Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Это можно отразить на дереве успеха, отметив необходимый ответ (красный цветочек-«5», желтый цветочек – «4», белый –«3»).



Подведение итогов:

  • Какую цель мы ставили в начале урока?

  • Достигли ли мы поставленной цели?

  • Как нам это удалось?

  • Подумайте, кому нужны знания о строении цветов?



Домашнее задание:

Изучите параграф 11

Расскажите родителям, бабушкам о строении цветов.