
18.12.15 г.
Туаева Бэла Суреновна
Цель урока:
- формировать УУД.
Задачи урока:
- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Видеофрагмент: «Прорастание семени»
Вступительное слово учителя:
Ребята, посмотрите, как этот проросток упорно и настойчиво тянется вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как растения к свету. Ведь не зря же существует поговорка «Ученье – свет, а неученее - тьма». А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать, и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.
- Скажите, пожалуйста, ребята, какие органы растений мы знаем? (вегетативные и генеративные).
- Какие вегетативные органы мы знаем? (корень, стебель, лист)
-Давайте вспомним, какие органы относятся к генеративным? (цветок, плод, семя).
- Строение и значение вегетативных органов мы изучили, а сегодня приступим к изучению генеративных органов. А именно с какого органа мы начнем, изучать генеративные части растения вы узнаете, дописав синквейн:
(Цветок)
видоизменённый, укороченный
пахнет, привлекает, опыляют
орган семенного размножения покрытосеменных
растение
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.
Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, какова же строение цветка.
Записываем тему урока (Слайд 1) и попробуем сформировать цель нашего урока «Изучить строение цветка»
Я уже сказала, что урок у нас будет необычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования. (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).
Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.
Рассуждаем над каждым, словом темы.
Строение (результат строительства, к ним относятся здания и сооружения, структура, взаимное расположение частей, составляющих единое целое)
Цветок – Что мы знаем о цветке?( Орган семенного размножения)
- У всех ли растений образуются цветки? (Цветки образуются только у цветковых растений).
- Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь).
Слайд 3)
Все вспомнили.
Давайте попробуем сформировать гипотезы. Мы предположили, что цветы имеют следующее строение( Слайд 4).
Формулируем задачи (слайд 5):
Какие части цветка главные?
Какое строение и значение имеет околоцветник?
Все ли цветы имеют одинаковое строение?
А теперь мы приступим к решению наших задач. Приступаем к сбору информации. Где вы его можете найти?
Объединяемся в группы. Задание для каждой группы у вас имеются на столах. Я даю вам на это 3-4 минуты.
Выступление первой группы экспертов:
Какое строение и значение имеет околоцветник?
Функции околоцветника:
1.Защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;
2.Привлечение опылителей
Вывод:
Учитель: Цветы – настоящее маленькое чудо. А зачем растению нужны цветы и почему они такие красивые? Ведь многие художники и писатели воспевают их красоту в своих произведениях. (Учащиеся отвечают и приходят к выводу, что цветок – орган размножения, а яркая окраска и аромат – приспособление к опылению)
Выступление второй группы экспертов:
Изучить значение и строение главных частей (слайд 7,)
Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.
Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянной плод. (Запись в тетрадь).
Вывод:
Переход к физминутке.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать он не хотел.
Потянулся, встрепенулся
И на нас всех посмотрел.
Не обидим незабудку, выполняем физминутку!
Выступление третьей группы экспертов.
Все ли цветы имеют одинаковое строение?
Цветы обоеполые и раздельнополые
(Слайд 9)
Вывод:
Выступление четвертой группы экспертов.
Формула цветка
( записи формул цветков) Формы цветков (правильные и неправильные).
сделали вывод:
Выступление пятой группы.
Растения однодомные и двудомные
Выводы по экспериментальной работе делает учитель.
Учащиеся фиксируют их в тетрадях.
- Ребята, в адрес нашего класса пришло письмо с таким текстом:
«Уважаемые учащиеся 6 «а» класса! Я решил вырастить огурцы, посадил семена, они проросли, огурцы зацвели, цветов было очень много, но большая часть из них были без плодов, то есть пустые. Все эти бесплодные цветы я сорвал, чтобы они не мешали цветам из которых развивались огурцы, после этого у меня урожая огурцов почему-то не стало . Подскажите, пожалуйста, в чем проблема, а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки. Заранее Вам благодарен, Вася Забывакин»
- Как вы думаете, почему Вася не смог собрать хороший урожай?
- У огурцов цветы раздельнополые Вася сорвал все мужские цветы, женские без мужских цветков семена и плоды не дают. Для того, чтобы образовались плоды нужны и мужские и женские цветы.
А сколько может быть цветков у растения?
Я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять «намек». Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители- мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий иногда повкусней чем у крупных цветков, но гости заморские к ним не захаживали, потому что не замечали их… Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
- Что за царство-государство? (Царство растений)
- Кто его жители? (Цветковые растения)
-Кто гости заморские? (Насекомые)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия)
- В чем биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых- опылителей)
Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке
- Спасибо вам, юные биологи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли?
Выводы по уроку:
(на один и тот же вопрос отвечают несколько человек)
Рефлексия.
Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Это можно отразить на дереве успеха, отметив необходимый ответ (красный цветочек-«5», желтый цветочек – «4», белый –«3»).
Подведение итогов:
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы поставленной цели?
Как нам это удалось?
Подумайте, кому нужны знания о строении цветов?
Домашнее задание:
Изучите параграф 11
Расскажите родителям, бабушкам о строении цветов.