Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. (3) пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения.
2) В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия авторского замысла, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию.
3) Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
4) Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир.
5) Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средством раскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
С одной стороны,
Потому что
И хотя
При этом
Например,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОКУС, -а, м.
1) Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком (спец.). Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика.
2) Точка, в которой объектив создаёт отчётливое изображение предмета (спец.). Быть в фокусе. Не попасть в ф.
3) Очаг воспалительного процесса (спец.). Ф. в лёгких.
4) Средоточие, центр. Ф. землетрясения. Попасть в ф. всеобщего внимания (перен.; книжн.).
5) Искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма. Показывать карточные фокусы. Выступать на эстраде с фокусами.
6) перен. Проделка, уловка (разг.). Выкинуть ловкий ф.
7) перен. обычно мн. Каприз, причуда (разг.). Без фокусов, пожалуйста!
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
послАла
навЕрх
включЁн
запертА
(различные) средствА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ.
Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи.
Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
наиболее УСПЕШНЫЙ
ШЕСТИСТАМИ книгами
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
около СЕМИСОТ килограммов
искусные ПОВАРА
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В 2012 году журнал «Природа» отметила свой столетний юбилей. 2) Л. Н. Толстой писал, что «в романе "Анна Каренина" меня волновала мысль семейная». 3) За это время было создано государство, которое сумело справиться со всеми внешними врагами. 4) Работая в своей должности полтора года, инженер многое успел сделать для предприятия. 5) На протяжении всей своей истории Рио-де-Жанейро славился красочными карнавалами и великолепными массовыми праздниками, в которых участвовали тысячи жителей и гостей этого бразильского города. 6) Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. 7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея. 8) На минуту дождь утихает и застучит вновь. 9) Все с нетерпением ждали начала второй серии испытаний нового двигателя, которая должна была стартовать сразу по завершению первого этапа, но почему-то откладывалась. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неприк..саемый
пол..мизировать
изб..рательный
к..варство
тр..вожиться
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под..брал, р..зыскал
сош..ёт, об..ективный
по..сказка, о..правка
пр..мкнуть, пр..слать
и..рядно, бе..конечно
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
завистл..вый
недоум..вать
алюмини..вый
намер..вается
выздоров..ли
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
независ..мый
обид..шься
расстро..вшийся
высп..шься
колебл..шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
П. М. Третьяков, (НЕ)ИМЕВШИЙ в своей галерее изображения Н. А. Некрасова, срочно заказал портрет поэта И. Н. Крамскому.
Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.
Рассказывал он ничуть (НЕ)УВЛЕКАТЕЛЬНО, но слушатели терпеливо дожидались финала истории.
(НЕ)ЗАРОСШИЕ в этом году травой паровые поля печально разнообразили картину засухи.
Глухарь получил своё название не от (НЕ)ДОСТАТКА слуха, который у него очень остр, а из-за характерного поведения — терять весной всякую бдительность.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина.
(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.
ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том, что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владеть ею кому-то одному.
А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры и загоняло в заросли стлаников.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки, которые шли (1) должно быть (2) издалека. Они о чём-то болтали, смеялись (3) однако (4) тотчас замолкли, увидев меня.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Юные художники поднялись на высокий холм (1) с высоты (2) которого (3) открывался вид на всю округу (4) и продолжили работу над этюдами.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Негромкие голоса доносились отчётливо (1) и (2) если раньше щенок слышал в человеческой речи только яркие интонации (3) то сейчас начал выделять отдельные слова и оттенки чувств.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.
Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26
(1)Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. (2)От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.
(3)Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? (4)Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью» (лат. resistentia — «сопротивление, противодействие»). (5)Из его школьных друзей никто не сохранился. (6)«Подавленность — этого состояния у меня не было. (7)В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. (8)Перечить существующим теориям. (9)Например, я сделал доклад против дарвинизма. (10)Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.
(11)Я был карикатурист, рисовал шаржи на школьных учителей. (12)Они смеялись вместе со всеми. (13)Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. (14)Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. (15)Когда меня проваливали в Академию наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. (16)Три раза проваливали!»
(17)Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. (18)Всякое несчастье шло мне на пользу. (19)Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. (20)В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.
(21)Гонения персональные начались в 1972 году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. (22)И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. (23)Это 1965 год. (24)А тут, в 1972 году, остервенели. (25)3апретили упоминать меня в печати и на телевидении».
(26)Скандал разразился, когда Лихачёв выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. (27)Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! (28)Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары много значили для России.
(29)В 1977 году его не пустили на съезд славистов.
(30)Членкора Академии наук Лихачёву дали в 1953 году. (31)В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м — отклонили.
(32)Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере Невский проспект, портик Руска: «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».
(33)Он извлёк древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.
(34)У него ко всему был свой подход: учёные-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. (35)Лихачёв — за то, что они лишают человека свободы воли.
(36)Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина.
«(37)Даже в случаях тупиковых, — говорил Дмитрий Сергеевич, — когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. (38)Не отмалчивайтесь, выступайте. (39)Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос».
(По Д. А. Гранину)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Несмотря на язву желудка и кровотечения, полученные в лагере особого назначения на Соловках, Д. С. Лихачёв дожил до своего девяностолетия.
2) В школе, в которой учился Д. С. Лихачёв, запрещалось высказывать смелые мысли и иметь своё собственное мнение.
3) Д. С. Лихачёв видел пользу в несчастьях и, сталкиваясь с трудностями, не отчаивался.
4) Благодаря Д. С. Лихачёву древнерусскую литературу перестали воспринимать изолированно от европейской культуры.
5) Д. С. Лихачёв критиковал астрологические предсказания за их антинаучность.
22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 3.
2) Предложения 9, 10 иллюстрируют содержание предложений 7, 8.
3) Предложения 24 и 25 противопоставлены по содержанию.
4) Предложения 29-31 содержат описание.
5) Предложения 37, 38 содержат рассуждение.
23. Из предложения 32 выпишите слово со значением «широкая и прямая улица».
24. Среди предложений 11-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного и определительного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25. «Создать достоверный образ выдающегося деятеля XX века Д. С. Лихачёва автору текста помогает приём — (А)___ (предложения 6—16, 17-25, 37-39). Этот приём показывает, насколько хорошо Лихачёв владел языком. Так, используя лексическое средство — (Б)___ ("духом не падал" в предложении 15), Дмитрий Сергеевич подчёркивал особенности своего воспитания. Гранин очень точно передаёт присущее Лихачёву умение подчёркивать, выделять важные для понимания смысла слова — достаточно обратить внимание на такие приёмы, как (В)___ (предложения 7—8) и (Г)___ (предложения 12, 13), которые помогают Дмитрию Сергеевичу быть особенно убедительным».
Список терминов:
1) анафора
2) олицетворение
3) цитирование
4) риторическое обращение
5) антитеза
6) термины
7) фразеологизм
8) парцелляция
9) эпитет
26. Напишите сочинение.
Вариант 17 |
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
1 | 24 или 42 | 13 | вдалинастолько |
2 | приэтом | 14 | 234 или любая комбинация этих цифр |
3 | 4 | 15 | 12 или 21 |
4 | средства | 16 | 23 или 32 |
5 | жилищных | 17 | 123 или любая комбинация этих цифр |
6 | шестьюстами | 18 | 14 или 41 |
7 | 79812 | 19 | 13 или 31 |
8 | полемизировать | 20 | весёлом |
9 | примкнутьприслать | 21 | 134 или любая комбинация этих цифр |
10 | завистливый | 22 | 34 или 43 |
11 | колеблешься | 23 | проспект |
12 | недостатка | 24 | 14 |
| 25 | 3781 |
Проблема
1. Проблема творческого долголетия человека. (Что является причиной творческого долголетия человека?)
2. Проблема вклада в отечественную культуру. (Какой вклад способен внести человек в отечественную культуру?)
Авторская позиция
1. Мужество, смелость мысли, способность к противостоянию, сопротивлению злу не позволяют человеку падать духом: такие люди, как Д. С. Лихачёв, открыто высказывают своё мнение, отстаивают свою точку зрения. Этим и объясняется их творческое долголетие.
2. Человек способен спасти от забвения и уничтожения многие памятники культуры, как сделал это Д. С. Лихачёв, создавший образ защитника культуры, настоящего гражданина, сумевший включить древнерусскую литературу в систему европейской культуры.
5
Русский язык. Сложные вопросы. Теория и...
Русский язык 11 класс ФГОС
Занимательная грамматика 5-7 классы
Русский язык 6 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Русский язык 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
© 2017, Люфахуан Нина Григорьевна 37220 86
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей