Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пушкино»
«УТВЕРЖДЕНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 «Б» класс
Учитель: Багдасарова А.Р.
г. Пушкино
2021-2022 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №2г. Пушкино.
Рабочая программа соответствует авторской программе «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной (Рабочие программы. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019 г.)
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Нормативно-правовой базой для составления данной рабочей программы являются:
Федеральныйзаконот29.12.2012№273-Ф З «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373от6 октября 2009 года»
Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10…».
Примерные программы начального общего образования. В 2ч.Ч.1: учебное издание
–М.: Просвещение, 2010. –400с.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №2 города Пушкино и примерными программами начального общего образования на предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» в 4 классе отводится 34 ч. (34 учебные недели, 1 час в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные УУД:
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
Осознание важности познания нового.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
Выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
Работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Выполнять работу по цепочке;
Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение. 2часа. Этика–наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. 4 часа.
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил –добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет. 4часа.
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Этика человеческих отношений. 4 часа.
В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа.
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья.
Простые нравственные истины. 4 часа.
Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие–закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. 4 часа.
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок пожнёшь характер. 4часа.
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа.
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек–человека. Слово, обращённое к себе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 2 |
Этика общения | 4 |
Этикет | 4 |
Этика человеческих отношений | 4 |
Этика отношений в коллективе. | 4 |
Простые нравственные истины | 4 |
Душа обязана трудиться. | 4 |
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 |
Судьба и Родина едины. | 4 |
Всего часов: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Этика–наука о нравственной жизни человека. | 01.09 | |
2. | Этика–наука о нравственной жизни человека. | 06.09 | |
3. | Добрым жить на свете веселей. | 13.09 | |
4. | Правила общения для всех. | 20.09 | |
5. | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 27.09 | |
6. | Каждый интересен. | 11.10 | |
7. | Премудрости этикета | 18.10 | |
8. | Красота этикета | 25.10 | |
9. | Простые школьные и домашние правила этикета. | 01.11 | |
10. | Чистый ручеёк нашей речи. | 08.11 | |
11. | В развитии добрых чувств - творение души. | 22.11 | |
12. | Природа–волшебные двери к добру и доверию. | 29.11 | |
13. | Чувство Родины. | 06.12 | |
14. | Жизнь протекает среди людей. | 13.12 | |
15. | Чтобы быть коллективом | 27.12 | |
16. | Коллектив начинается с меня. | 10.01 | |
17. | Мой класс – мои друзья. Презентации. Проекты. | 17.01 | |
18. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 24.01 | |
19. | Жизнь священна. | 31.01 | |
20. | Человек рождён для добра. | 07.02 | |
21. | Милосердие–закон жизни. | 21.02 | |
22. | Жить во благо себе и другим. | 28.02 | |
23. | Следовать нравственной установке. | 07.03 | |
24. | Достойно жить среди людей. | 14.03 | |
25. | Уметь понять и простить. | 21.03 | |
26. | Простая этика поступков. | 28.03 | |
27. | Общение и источники преодоления обид. | 11.04 | |
28. | Ростки нравственного опыта поведения. | 18.04 | |
29. | Доброте сопутствует терпение. | 25.04 | |
30. | Действия с приставкой «со». | 03.05 | |
31. | С чего начинается Родина… | 16.05 | |
32. | С чего начинается Родина… | 23.05 | |
33. | В тебе рождается патриот и гражданин. | 25.05 | |
34. | Человек–человека. | 27.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики.4класс»-М.: Просвещение,2018
Шемшурина А.И. «Основы светской этики.4 класс.- М.,Просвещение,2019
Для учителя:
Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс».-М.: Просвещение,2018
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальной школы.
Протокол № ___ от ___. ___. 20___.
Руководитель ШМО: _________ /________________ /
Принято на заседании педагогического совета школы.
Протокол № ___ от ___.___.20___.