СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТТехнологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)ехнологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщение знаний обучающихся об имени существительном, склонении имён существительных.

Задачи: - развивать умение определять склонение существительных, обогащать словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь;

-воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«ТТехнологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)ехнологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)»



Технологическая карта урока русского языка

для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)

Подготовила Головач Ирина Григорьевна. МОУ Ореховская СОШ Галичского района Костромской области

Тема: «Три склонения имен существительных»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: Обобщение знаний обучающихся об имени существительном, склонении имён существительных.

Задачи: - развивать умение определять склонение существительных, обогащать словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь;

-воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.

Метапредметные:

-Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

-Умение грамотно и связно излагать свои мысли;

-Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).


Личностные:

-Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

-Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.


Ресурсы урока: ТСО: компьютер, проектор, экран. Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» ч.1. интерактивная доска, наглядный материал: сказочные герои (Айболит, Буратино), поезд с вагонами, сигнальные карточки, конверты с карточками со словами из пословиц, значки !, ?, -.

Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение существительных; применять правило постановки Ь в существительных

3-го склонения.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1)Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами.

Учитель читает стихотворение:

Тучки нахмурились,
Дождик пошел…
Солнышко взошло,
Вот как хорошо!

- Какое настроение вызывают у нас последние строки стихотворения? (Радостное)

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок


Психологический настрой учащихся на урок.


Личностные УУД:

1.Внимание.

2.Уважение к окружающим.

3.Эмоциональный настрой на урок.

2)Кинезнологические упражнения 

Зайчик

Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко не простое –

Блестит, словно золотое.

«Дом-ёжик-замок»

«Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.

«Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

«Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

Колечко

Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.

Цепочка

Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.

«Внимание»

Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при ослаблении - вдох. То же самое с правой рукой.


Для развития межполушарного взаимодействия необходимо регулярно выполнять кинезиологические упражнения.

Регулятивные:

1.Упражнения повышают стрессоустойчивость

2. Синхронизируют работу полушарий.

3. Улучшают мыслительную деятельность

3)Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

Сообщение темы и цель урока.

Звучит песня из мультфильма «Поезд из Ромашкова»

(К доске прикрепляется поезд с вагонами.)

- Сегодня к нам в гости приехали сказочные герои. Они хотят преподнести нам неожиданный сюрприз. Кто же эти герои и какой сюрприз они нам привезут на этом чудесном поезде мы узнаем, когда выполним все задания, которые они нам приготовили.











Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.


4)Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница… (зима)

- Давайте сплетем из букв красивое зимнее кружево. Зз Злзы



- А сейчас мы попробуем собрать пословицы из слов на карточках. Возьмите конверты (работа в парах на местах).

- Запишите и объясните, как вы их понимаете.


Отгадывают загадку






Чистописание соединение букв





Собирают из слов следующие пословицы:

Знания делают человека сильным.

Знай больше, а говори меньше.

Объясняют их смысл.


Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.


5)Словарная работа

а) С…ло

- В каком селе мы живем? (село Орехово)

- Как выдумаете, почему наше село получило такое название?

(Раньше в нашем селе было очень много кустов орешника, сейчас их не так много).

б) обл…сть

- Как называется наша область? (Костромская)

- От какого города наша область получила свое название? ( От города Кострома)

Название города связывается со славянским божеством,а именно - Костромой, символ которого, соломенную куклу, символически сжигали на масленицу (" похороны Костромы ").

в) р…йон

- А кто знает название нашего района? (Галичский)

г) ст…лица

- Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

Записывают слова. вставляют гласные буквы и отвечают на поставленные вопросы учителя.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.


6) Работа над темой урока


- Скажите, к какой части речи относятся все слова, которые мы записали?

(К имени существительному.)

- Что означает имя существительное? (Предмет.)

- На какие вопросы отвечает? (КтоЧто?)

- Какие бывают имена существительные? (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные)

- Как изменяются имена существительные? (По родам, числам и падежам.)

а) Работа у доски и на местах

Морфологический разбор существительных (схема разбора на карточках.).

(Трое учащихся за раздвижной доской)

Проверка ( развернуть доски)

 

Пока учащиеся выполняют работу на доске, остальные дети работают на местах:

разобрать по членам и частям речи следующие предложения.

I вариант: В лесу на поляне растет ель.

II вариант: Под елью прячется пугливый зайчик.

(Проверка работ учащихся у доски проводится сигнальными карточками:

  • выполнено верно – карточка зеленого цвета,

  • выполнено неверно – карточка красного цвета)

Отвечают на вопросы



















Повторяют морфологический разбор существительных.









Повторяют синтаксический разбор предложения.

Работа с сигнальными карточками.





Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Проектировать свою учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

7)Видео Физкультминутка.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.


Лингвистическая разминка.

- Я называю существительное, если

1 скл. – поднимаем руки вверх.

2 скл. – в сторону.

3 скл.- отпускаем.


1 скл. - река, дедушка, деревня.

2 скл. – дом, облако, море.

3 скл. – ночь, степь, мышь.

Выполняют гимнастику.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

8)Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений.

- Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм.


Составление алгоритма







Пять тетрадей, разгрузить машину с цементом, накормить супом, любоваться новогодней елью, построить шалаш(?), покормить доч(?), много груш(?).


Проверка, проговаривая слова согласно алгоритму.


Работа с сигнальными карточками.

- Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе.


Наблюдение и сравнение

- Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В данном заданий вы увидели орфограммы. От чего зависит выбор ставится Ь или не ставится?

Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания.


Выполняют задание в парах.








Составление алгоритма:

  1. Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).

  2. Определить род.

  3. Выделить окончание.

  4. По роду и окончанию определить склонение.









Работа с сигнальными карточками.

Оценивают работу товарища.




«Ь после шипящих на конце слова»

Пишется Ь:

  • У сущ. 3 склонения.

Не пишется Ь:

  • У сущ. 1 и 2 склонения

  • У сущ. в Р.п. мн.ч.

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

  1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

- На партах лежат карточки с заданием.


Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)

Проверка.

- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.



Каждый самостоятельно работает.











Самооценка.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

10)Итог урока. Рефлексия

- А теперь подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добились мы поставленной цели?

- Довольны ли вы своей работой?


  • Сегодня на уроке я научился…

  • Какие трудности встретились?

  • Своей работой на уроке я …

- Оцените свою работу на уроке.

Для этого выберите один из значков. (Показ на и.д.)

! – понял и могу объяснить другим

? – в основном понял, но есть неуверенность

--- - не понял, нужно повторить еще раз.


- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

- Вот и прибыли наши гости. Угадайте, кто ехал к нам на поезде:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? … (Буратино)

- Каждый из них привез нам свои знаменитые сказки (показ книг) и предлагает вам взять их в библиотеке и прочитать к уроку внеклассного чтения.


Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.



- Повторить склонения имен существительных.



Отвечают на вопросы.







Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;


11)Домашнее задание

Тексты распечатаны.

1 (базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

Записывают домашнее задание.



Раздаточный материал:

Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)

Домашнее задание.

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар.

Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей