СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туристический слёт

Нажмите, чтобы узнать подробности

турслет 

Просмотр содержимого документа
«Туристический слёт»

Досуговая деятельность «Идём в поход» для детей 6–7 лет



Цель: посредством полученных знаний, умений и навыков научиться решать широкий диапазон жизненных задач в различных сферах деятельности, общений и социальных отношений.

Задачи:

Обучение правилам поведения на природе и в экстренных ситуациях;

Развитие ловкости, координации движений, усидчивости, умению ориентироваться по карте;

Развитие пространственного мышления.

Учиться адаптироваться в любых ситуациях, проявлять инициативность, способность творческого мышления, находить нестандартные решения.

Находить правильный подход к решению проблемных ситуаций, давать оценку.

Место проведения: территория лыжной базы

Предварительная работа с детьми:

Беседа с детьми о туристах и туристическом обмундировании;

Создание маршрутных карт;

Обсуждение правил поведения на природе, создание памяток.

Организация:

На территории на расстоянии друг от друга отмечаются точки туристического маршрута. На каждой из отмеченных точек детей будут ждать определенные задания (проблемные ситуации и препятствия, для решения которых будет дано ограниченное время. Для группы туристов будут оформлены маршрутные листы, схематично информирующие о территории и направлении движения.

Раздаточный материал:

Маршрутные карты, рюкзаки с походным инвентарем.

Оборудование занятия:

1. Схематические карты туристического маршрута;

2. Спортивная экипировка детей (физкультурная форма)

3. Спортивное оборудование для пункта «Переправа»

4. Поленца дров, туристическая аптечка, картинки лекарственных растений

5. Палатка, спальные мешки, котелок для приготовления пищи, дождевики.

Ход образовательной деятельности:

- Здравствуйте, дорогие путешественники! Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Для тех, кто не боится трудностей и любит путешествие, мы организуем туристический поход. Вы готовы?

Дети: да!

- Чтоб туризмом заниматься,

надо детям всем размяться,

если утром ты зарядку

делать очень ленишься,

то в походе от нее

никуда не денешься!

- Ребята, вы собрали с собой рюкзаки, а скажите мне, пожалуйста, все ли вы знаете, что нужно брать с собой в поход? (дети предлагают свои возможные варианты). Прежде чем идти в поход, нужно хорошо подготовиться и обязательно знать, что необходимо иметь при себе, путешествуя. Сейчас я проверю, насколько вы хорошо это знаете. Необходимо собрать рюкзак в поход. Так я пойму, насколько вы готовы к походу, насколько вы быстрые, сообразительные, дружные и ловкие.

Игра – эстафета «Что в походе пригодится»

Дети стоят в двух колоннах. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы –как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры гид (воспитатель) проверяет правильность выполненного задания, уточняет, для чего нужен тот или иной предмет.

- Итак, вы справились с заданием без труда! Я вижу, что вы готовы к путешествию и мы отправляемся прямо сейчас. Но как же мы узнаем, куда нам идти? Что нам для этого необходимо?

Дети: маршрутная карта!

- верно! Без навигации нам никуда. А кто сможет объяснить, почему в походах используют именно карты бумажные и компас, а не, например, телефон или какой – либо иной гаджет?

Дети: потому что в местах путешествий может не быть связи и легко можно потеряться!

- правильно! Не всегда у нас есть возможность путешествовать недалеко от сотовых вышек. Есть места, где связи нет совсем, и тогда нам на помощь приходит маршрутная карта. Сейчас всем вам я выдам карту, чтобы каждый мог видеть, куда нам идти. Скажите, а почему я выдаю каждому маршрутную карту, а не, например 2 штуки на всех?

Дети: потому что любой из нас может отстать и потеряться, а если он будет без карты, то не сможет нас найти и будет искать нас очень долгое время, а с картой легко можно понять, куда идти и где мы будем ждать.

- Правильно. Любой из нас, даже я, могут в какой – то момент отстать и потеряться, а с картой, если я умею по ней ориентироваться, смогу легко найти вас и продолжить путешествие в компании.

Давайте мы сейчас заглянем в карту. Что мы там видим?

Дети: мы видим маршрутное направление и места, где нас может ждать опасность, мы видим, где можно отдохнуть, а где необходимо преодолеть трудности, и др.

- Правильно! Карта нам показывает, куда идти, но и показывает, где может ждать опасность, которую можно обойти по безопасному пути, где есть тропа/дорога и маршрут.

Итак, не будем терять время, берем свои рюкзаки и отправляемся в путешествие!

Идем по маршрутной карте и натыкаемся на первое препятствие маршрута «Переправа»

- Вы знаете, что поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на переправу –это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.

Мы с вами прибыли на точку «Переправа», тут нужно быть внимательным и осторожным.

Гид показывает, как преодолевать полосу препятствий, затем подстраховывает путешественников. Они по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, пролезают сквозь паутину, перепрыгивают "болото", подлезают под бревно.)

- Молодцы! Мы справились с первым препятствием, вы не забывали помогать друг другу, держались вместе и были аккуратны. Двигаемся дальше.

Скажите, вы природы любители или губители? А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? (ответы детей). Из-за костра часто случается беда –лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я их вам сейчас расскажу, а вы мне поможете. Помните, что костер –надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.

Я подготовила для вас памятку в картинках, сейчас мы с вами ее рассмотрим.

Правила разведения костра:

костер всегда разводит только взрослый;

нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

Гид с помощью туристов осуждают памятку и картинки. Важно, чтобы дети отвечали сами, поясняли свои ответы, возможно, обсуждали проблемные ситуации в кругу между собой.

Итак, мы с вами не просто так тут обсуждаем правила разжигания костра. Посмотрите на ваши маршрутные карты. Следующая наша точка на пути «Костровая». Мы с вами уже долго в пути, не мешало бы сделать привал, давайте мы разведем костер, но по всем правилам. Для разведения костра необходимо собрать что? дети: хворост).

Игра «Собери хворост»

(в спортивном зале раскиданы веточки, дети должны их собрать и сделать заготовку для костра).

Появляется нарисованный костер.

- Все туристы очень храбрые и ловкие, а еще они спортивные. А вы ребята любите спортом заниматься, а вы ловкие? (ответы детей). Я предлагаю вам конкурс, который называется «Перепрыгни через костер»

Игра «Прыжки через костер»

- Наш костер разгорелся, пора немного подкрепиться. Посмотрите, что у меня в рюкзаке?

Дети: котелок и половничек.

- Да, сейчас мы с вами немного перекусим и отправимся дальше. А пока вы подкрепляетесь, я с вами побеседую.

- В походе может произойти всё, что угодно. Например, кто-то заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? (Дети высказывают своё мнение).

-Прежде всего, не следует бояться. Страх –плохой помощник. Нужно постараться, как-то о себе заявить. Но если долго и громко кричать, то быстро устанешь или сорвёшь голос. В такой ситуации поможет свисток, ведь свистеть намного проще, чем кричать «ау!». Так что свисток нужно обязательно брать с собой в поход. Ещё одна незаменимая вещь –компас. Без него в лесу делать нечего. С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении. Если обнять понравившееся дерево –оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно. Для этого следует оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его было видно с вертолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне –двигающуюся фигуру легче заметить. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное –помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили (ответы детей).

- Подкрепились? Прекрасно! Посмотрите, а что нужно сделать после того, как мы с вами провели время на поляне?

Правильно, убрать за собой.

На природе отдыхали,

Много ели и играли.

Мусор весь мы соберём

И с собой его возьмём.

Ведь полянка –чей –то дом,

Пусть порядок будет в нём!

Игра «Собери мусор»

- Молодцы, нам пора двигаться дальше.

- Посмотрите, что это у нас на карте? Интересно, думаю, тут надо будет проявить много знаний и смекалки.

Игра «Можно – нельзя»

(дети встают в круг, гид с мячиком рандомно кидает одному из путешественников и задает вопросы:

- Можно в лесу громко кричать?

- Слушать пение птиц?

- Ловить бабочек?

- Наблюдать со стороны за муравьями?

- Ловить рыбу?

- Рвать цветы?

- Слушать пение птиц?

- Собирать сухие ветки?

- Разорять гнезда птиц)

Игра «Собери карту»

Ой, посмотрите, а тут почему – то лежат обрывки карты. Ребята, вам не интересно узнать, что же там?

Давайте поделимся на 2 команды и соберем обе карты.

Дети выполняют задания.

- Посмотрите, наша карта ведет нас к палатке, интересно, что же там будет. Давайте узнаем.

Путешественники двигаются в направлении собранной карты, видят, что стоит палатка, а в ней Лиса!

Дети, смотрите, там же лиса! Скажите, можно ли к ней приближаться? Гладить, кормить?

(ответы детей)

правильно, если мы видим животное в лесу, даже если оно заняло наше место, не надо его пугать, злить, кормить и тд. Это может обернуться вам не на руку, потому что животное дикое, мы не знаем, как оно может себя повести.

Давайте мы с вами просто пойдем по нашему маршруту, и узнаем, что же нас ждет дальше.

Выходим на полянку.

- Ой, посмотрите, я поранила ногу! Что необходимо сделать? (ответы детей)

Правильно, у нас с собой всегда должна быть аптечка, без нее ни в какой поход ходить нельзя.

Часто бывает, что в походе случается неприятность –царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать. Подорожник нужен, если вы порезались. Еще одно растение –одуванчик –лекарственное, в медицине применяются все его части –от корня до цветка. Оно съедобно –входит в состав салатов, из него готовят даже одуванчиковое варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого –осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Чистотел –растение ядовитое –есть его нельзя. Но вот если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавку, если ее регулярно смазывать соком этого растения. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько цветков ромашки и листочков мяты, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст вам сил, успокоит и не позволит простудиться даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.

Игра «Какое растение выручит?»

Картинки с изображением растений раскладываются на полянке далеко одна от другой. Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, мозоль, простуда и др., а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может им помочь.

- Молодцы! А теперь заглянем в маршрутную карту, смотрите, нам пора возвращаться, а то у же темнеет, а ночью в лесу ориентироваться тяжелее всего. Все маршруты пройдены, все задания выполнены. На этом туристический слёт завершается. А нам с вами пора домой возвращаться.

Надеюсь, что наше путешествие вам понравилось, многое было для вас новым, но, помните, если будете держаться вместе и не ссориться, любое путешествие будет вам под силу!

- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?

Что запомнилось больше всего? Что хотелось бы повторить?

Что нового вы сегодня узнали?

Спасибо за путешествие!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!