СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Туризм - как основа здорового образа жизни»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс формирования ЗОЖ  с помощью занятий туризмом Применение туристско-краеведческой работы способствует формированию ЗОЖ у детей школьного возраста. Туризм -  как средство   развития физических качеств учащихся и формирования навыков здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
««Туризм - как основа здорового образа жизни»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 5»



Социальный проект по физической культуре:


«Туризм - как основа здорового образа жизни»






Разработала:

Учитель физической культуры

Атаулина Оксана Вячеславовна






Город Дзержинск

2018


Оглавление:

I Введение

Актуальность.

Цель.

Гипотеза.

Задачи.

Методы исследования.

Этапы  исследования

Понятие «Здоровый образ жизни», «Туризм»

 

 II      Обоснование  необходимости работы по данному направлению

 

 III     Описание опыта.  Внеурочная работа   как средство   развития физических качеств обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

Посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер – пожнешь судьбу”.

 

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.
Обычно молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том, к сожалению, дело, что большинство болезней именно заслуженны. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье , как и честь, нужно беречь смолоду.

 Изучение результатов медицинских осмотров учащихся, негодность юношей к военной службе, периодические пропуски учебных занятий заставляет задуматься  педагогов и родителей о здоровье. Одной из причин этого многие считают развитие компьютерной техники, телефонов, интернета, загрязнение окружающей среды и другие. Да, они в какой-то степени правы.  Но главной причиной является не понимание того, что 50 % здоровья зависит от нашего образа жизни. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50— 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 — 25% - от окружающей среды, на 16— 20% - от наследственности и на 10 — 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

В связи с этим,  главная цель: на основе теоретического исследования и практи­ческого внедрения опыта в образовательный процесс выявить эффективность влияния туристско-краеведческой работы на формирование  здорового образа жизни обучающихся.

Гипотеза - если выявить влияние туризма на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.

Задачи работы:

- дать определение понятию «Здоровый образ жизни», «Туризм»;
- изучить влияние занятия туризмом на общий уровень здоровья и  физических способностей учащихся;
- определить основные качества, способствующие формированию здорового образа жизни;
- выявить способности  и интерес у детей к активному туризму.

 

Объект исследования – процесс формирования ЗОЖ  с помощью занятий туризмом
Предмет исследования – применение туристско-краеведческой работы способствует формированию ЗОЖ у детей школьного возраста.

Методы исследования:

-           наблюдение, сбор материалов.

-           сравнение;

-           анализ материалов содержащих данные о детском  туризме и данных, собранных о школьниках;

-           вывод.

.

Этапы исследования.

Опыт внедряется в образовательный процесс МБОУ «Школа № 5»  в течение 4 лет -  с 2018 по 2022 год. На протяжении всего периода работа над данной темой носит как теоретический, так и практический характер, то есть в процессе соревнований, походов, занятий во внеурочное и урочное время, руководителем  был накоплен  теоретический материал.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе школы, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способству­ет формированию активной жизненной позиции молодого человека и является средством формированию здорового образа жизни.  Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе. В туристских походах обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и д.р.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию ответственности за свои поступки, дисциплинированности,  высоких нравственных качеств личности: взаимовыручка, чуткость и внимание к товарищам. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Предполагаемые результаты.

Снижение уровня детской заболеваемости.

Повышение заинтересованности школьников, родителей, педагогов в формировании здорового образа жизни. Приобщение к физической культуре и туризму.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

             Результаты побед на районных туристических слетах

Полученные детьми знания о туризме, и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья.

 

        Понятие «здоровый образ жизни»

           Определяющими понятиями обозначенной нами проблемы являются «здоровый образ жизни» и «туризм». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом основным критерием оценки состояния здоровья является уровень способности человека приспосабливаться к окружающему миру. Имеется в виду не только приспособление к вредным факторам окружающей среды (устранение или изоляция), но и социальная адаптация человека в обществе себе подобных.

«Образ жизни» это философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Данное понятие позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей: труд, быт, культуру, политическую жизнь и др.

Термином «здоровье» определяют так же количество резервов в организме человека, максимальную, производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Одними из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни людей, является гиподинамия в сочетании с неблагоприятной экономической средой.

 

Понятие  «туризм».

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается воз­вращением к месту начала путешествия.

Под школьным туризмом понимают туристско-краеведческую деятель­ность обучающихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и школьными учреждениями в целях обеспечения педагогически це­лесообразного использования их во внеурочном времени.

Следует отметить, что ни одно из представленных определений не отве­чает на вопрос: что такое туризм - средство, форма или метод? Более полным представляется определение А.А. Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юно­шей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности».

Туристские походы школьников - это массовая внеклассная форма рабо­ты обучающихся во всестороннем изучении родного края, решающая воспита­тельные, познавательные, оздоровительные задачи.

 

II. Обоснование необходимости работы по данному направлению

Всего пару десятков лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался спортивным туризмом,  а дети, говоря о туризме, подразумевали палатку, спальник и песни у костра.  Слово "туризм" сегодня обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети городов все чаще уходят не вглубь лесов, а в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам.   Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьей месте -  наличие хронических заболеваний и совсем мало детей, признаны совершенно здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей.  Результаты исследования показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.  У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение  к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Дети  начинают курить , употреблять спиртные напитки.

Конечно, хочется, чтобы дети  были заняты интересным для них делом. Но…

Дети ищут себе занятие в своем районе рядом с домом. В школе всегда есть некоторое количество детей, которые имеют особый, повышенный интерес к туризму, и для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не оставила без внимания и этих детей, удовлетворила  их особый интерес к туризму – создала  для них условия, которые в дальнейшем планируется больше развиваться. У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому. Для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни.  А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие и формирование ЗОЖ

 

Как воспитать закаленного человека, сильного, здорового? Современный подход к оценке здоровья человека складывается из трех составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых.  При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских мероприятий. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в класс.        

В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива

Положительные свойства туризма заключаются в следующем:

 

Туризм – это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Ходить не вредно, вредно не ходить.  Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15-20 километров а по обычной проселочной дороге для них непосильная задача.  Высокий ритм современной жизни требует, чтобы человек мог выдерживать длительные нагрузки эмоциональные и физические. Поход воспитывает волю и терпение, готовит человека к трудностям, неудобствам.  Туристические походы устраняют как минимум два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, гиподинамию и ожирения. Настоящее здоровье достигается через постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании. Занимаясь туризмом ученик получает специальные знания по медицине, физиологии. гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию

Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и  уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться  не только своем здоровье  но и о тех, кто рядом.

Наша молодежь не имеет  культуры  безопасного поведения на отдыхе  в лесу, на природе, нет практических навыков поведения  в экстремальных  условиях  . Ведь турист обладает и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро отремонтировать одежду и обувь.

Участие в походах и экскурсиях расширяют кругозор ребят, знакомит их природой Сахалина, воспитывает  любовь к родному краю. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается   чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляет ребят.

Туризм и здоровье  неотделимы.  Известно выражение: «В здоровом теле - здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа - здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение  использовать  свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья

В целом самодеятельный туризм дает детям:

радостные переживания (эмоциональность);

любопытную, полезную информацию (познавательность);

укрепление здоровья;

физическое развитие;

яркие впечатления (восприятие);

разного рода полезные умения, навыки.

 

 

III. Описание опыта.  Внеурочная работа по туризму-  как средство   развития физических качеств учащихся и формирования навыков здорового образа жизни.

 В нашей школе комплексно решать учебно-воспитательные и оздоровительные проблемы образовательного процесса помогает туристско-краеведческая деятельность. Начиная с 2018 года я организовывала сезонные походы со своим классом.  Дети были сформированы в  1  группу по возрасту 2007,2008 года. В группе создана команда из 25 человек, где у каждого ребенка есть четкие обязанности и которая  регулярно  занимается  туризмом  и участвует в подготовке к соревнованиям.

В школе имеется материально-техническая база, оснащенная  необходимым оборудованием, для проведения тренировок, занятий, соревнований. Спортивный зал,  страховочные системы, карабины, веревки, коврики, тенты).  Наглядно-раздаточный материал по биологии, минералогии, медицине, топографии, компаса и спортивные карты.

Целью моей работы на начальном этапе было:

1) сформировать в школе туристско-краеведческое направление с  детской организацией, принципами работы;

2) активно содействовать школе в воспитании гармонично-развитой личности;

3) укрепление здоровья, и организация активного досуга учащихся вне школы.

Задачи:

1Выявление  уровня физического развития, знаний о  туристической деятельности

2) формирование у школьников интереса к природе родного края;

3) укрепление здоровья, и повышение психологической устойчивости организма к внешнему миру.

4) Содействие в  формировании здорового образа жизни

 

Этапы работы:         

В школе, из числа любителей путешествий и походов, создается внеурочная работа по туризму.   Было проведено анкетирование , в результате которого выяснилось , что 50% детей  плохо представляли, что такое здоровый образ жизни  45%  не понимали , как туристическая деятельность может помочь в его формировании и 5%  детей  считали, что ЗОЖ вести необязательно.

2) Ребята обучаются навыкам туризма, вовлекаются в работу по туристско-краеведческому направлению школьники разного возраста, с целью проведения активного отдыха, укреплению здоровья, познанию мира вокруг себя, участию в соревнованиях школьного и районного уровней по различным направлениям;

3) Результатом работы являются  участие в соревнованиях школьного и районного уровней. Массовое увлечение оздоровительным и научно-познавательным туризмом школьников. Существенное укрепление здоровья, формирование основ ЗОЖ

В целом работа способствует развитию кругозора обучающихся и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе, развивает физические  способности ребят.

Главными целями работы на данном этапе являются:

углубление знаний о своем крае, его природе

формирование гуманного отношения к природе и культуре своего края, желания жить в единстве с природой;

обучение навыкам тактики и техники пешеходного туризма, спортивного ориентирования;

участие в соревнованиях школьного, районного уровней;

помощь в социализации подростков путем их участия в организации туристских мероприятий и  самой походной жизни в рамках разновозрастного коллектива;

дальнейшее формирование ЗОЖ посредством туристической деятельности

 

В течение учебного года обучающиеся участвуют в подготовке к соревнованиям по различным направлениям. И принимают непосредственное участие в соревнованиях школьного и районного уровней.

Основными формами туристско-краеведческой работы  являются

оздоровительно-спортивная деятельность (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки, походы),  так и познавательно-творческая деятельность обучающихся (беседы, рисование природных объектов; изготовление детьми поделок из природных материалов; экскурсии.

В работе объединения  применяются  отработанные на практике методические разработки туристской направленности, что помогает организовать работу с ребятами по трем направлениям


1. Тренировочный процесс помогает ребятам стать сильнее и выносливее физически. Как показала практика, система работы достаточно проста: одно занятие проходит в зале или на спортивной площадке (общая физическая подготовка), второе – в выходной день прогулка в лес (длительное передвижение, которое способствует формированию выносливости), третье – теоретическое занятие (гигиена питания, эффективный подбор одежды и обуви для активного отдыха, оказание первой медицинской помощи и др.).

2. Участие в соревнованиях по таким видам как « Спортивное ориентирование» ,  «Тропами родного края»,  «Готовься в поход»,  «Пешеходный туризм»   способствует развитию мотивации к тренировочному процессу, заставляет ребят работать над собой, над собственным развитием. Только соревнования дают ребятам ощутить «вкус победы», а значит испытать радость от занятий

3. Организация пешеходных  походов. Наши дети неоднократно выходили в однодневные и двухдневные походы  в городе Дзержинске и в Володарском районе. Это район  поселка Решетиха. Целью наших походов  было знакомство с природой  Решетихи, экологическая работа, сплочение команды, и конечно оздоровление и отдых на свежем воздухе. Но самая главная цель – это выработка такого физического качества как  выносливость. Такие выходы на природу показывают как тяжело детям, которые впервые преодолели  даже 1-2 км

соревнования по технике пешеходного туризма. Цель – научить преодолевать различные препятствия во время проведения многодневного похода, развитие физических качеств. Соревнования включали виды: вязка узлов, преодоление условного болота по кочкам и жердям, с помощью ходулей и шеста, хождение по висячему мосту, качающемуся бревну, по канату, преодоление параллельной и навесной переправы, траверс, преодоление препятствия – «стремя»;

соревнования по вязке узлов на скорость

с целью изучения основ оказания первой доврачебной помощи проводятся консультации, практические занятия по поиску, транспортировке и перевязке пострадавшего;

изучаются  инструкции «по технике безопасности при работе с режущими, колющими инструментами, приготовлении пищи на костре», при пожаре, поведения на воде, в населенном пункте;

проводятся тренировки и соревнования по «Школе выживания». Цель -  обучение способам выживания в экстремальных ситуациях.  Виды: обеспечение водой в экстремальных ситуациях, построение укрытий, виды костров, подача сигналов SOS, определение сторон горизонта по местным признакам, аварийное  ориентирование, определение признаков плохой и хорошей погоды, кипячение воды, определения пищевых растений и съедобных грибов, распознавание продуктов питания;

экологический десант по расчистке родника. Цель - воспитание у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций, стимулирующих уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания;

 

Выводы:

-обучающиеся закрепляют  умения и навыки, приобретенные в школе, на занятиях во внеурочное время;

-участвуют в  исследовательской работе по распознаванию растений и животных в местах проведения похода;

-учатся азам выживания в экстремальных ситуациях;

-совершенствуют  навыки техники и тактики пешеходного туризма;

-формируют основы здорового образа жизни.

 

 

 

Результаты в 9 классах


В течение 4 лет наша команда заняла 1, 2, 3 место в различных  видах  туристических соревнований. Безусловно, такие результаты дают возможность почувствовать гордость за то, что делают ребята, удовлетворение от своего труда. 

 

По медицинским показателям

Статистика четырех  последних лет показывает снижение количества пропущенных дней по болезни у обучающихся, которые занимаются туризмом.  Например, в 6 А классе у обучающихся  пропущено 32 дней в году ( 4 чел), в 7 классе – 25дней ( 3 чел), в 8  – 7дней ( 1 чел).  Руководитель- сам тому пример, за 4 года ни разу  не болела простудными заболеваниями

 

Анализ анкетирования  на  данном этапе показал высокую мотивацию детей  к ведению  здорового образа жизни : 98% желают быть здоровы и  продолжают вести ЗОЖ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Туризм прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Эффект туризма переоценить невозможно. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.

 За 4 года мы убедились в том, что  детско-юношеский туризм является одной из наиболее  эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию  здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.

 

В заключение, необходимо сказать, что цели и задачи, поставленные перед началом работы достигнуты, но работа над усовершенствованием проекта будет продолжаться и в дальнейшем

 



















Список литературы

 

 

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ФЕВРАЛЯ 1996 г. N 177 о ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА в РОССИЙCКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Бардин К.Б. Азбука туризма. - М., 1988

Биржаков М.Б. Введение в туризм М - С-Пб, 2001

Верба И.А., Гольцын СМ., Кулаков В.М. Туризм в школе. - М., 1983

Загорский Б.И., Залетаева И.П., Пузырь Ю.П. Практическое пособие. - М., 1983

Е.И.Ильина Основы туристской деятельности., - М, 2000

Моргунов Б.П. Туризм. - М., 1986

Петросян С.А., В походе школьники. - М., 1991

Ю.Рощин А.Н. Туризм и краеведение: программы для внешкольных учреж­дений и общеобразовательных школ. - М., 1988 11.Тронь В.А., Туризм в школе. - М., 1994 12.Шаповал Г.Ф. История туризма., - Минск, 1999

14. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. 81с.

15. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина, 1984. 32с.

16. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 1982. 176с.

17. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2000 №2. с. 5-8.

18. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996г.

 

 

                   

 

  Приложение №1. Анкета для учащихся

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

 

Часть А

Я считаю, что здоровый образ жизни - это ___________________

Главный признак здорового образа жизни - это _______________

3. Здоровье для меня является:

     а) целью

     б) средством

Объясните, почему?

4. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим ?

     а)   да                      б)  затрудняюсь ответить           в)  нет

Почему Вы так считаете ?

5. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на............. %, потому   ,  что я______

6. Я хотел бы вести:

    a) более здоровый образ жизни

    б) такой же образ жизни, как в данный момент

7.  Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:

Иметь много денег

Иметь интересных друзей

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным

Быть здоровым

Иметь любимое занятие -хобби

Быть самостоятельным

Жить в счастливой семье

8.  Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4

            Регулярные занятия спортом

            Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о здоровье

Хорошие природные условия

Возможность лечиться у хорошего врача

Выполнение правил ЗОЖ

 

В пункте 1 представлен список из 15 ценностей. Прочтите их внимательно и расставьте по порядку важности для Вас: той ценности, которая для Вас в жизни является самой главной, присвойте номер 1 и поставьте его в скобки рядом с этой ценностью. Затем из оставшихся ценностей выберите самую важную и поставьте напротив нее номер 2. Таким образом оцените по степени важности все ценности и поставьте их номера в скобках напротив соответствующих ценностей.

Если в процессе работы Вы сочтете нужным поменять какие-то ценности местами, можете исправить свои ответы.

Часть Б

1.         материальная обеспеченность                              (       )

            здоровье                                                                  (       )

            семья                                                                        (       )

            дружба                                                                     (       )

            красота                                                                    (       )

            счастье других                                                        (       )

            любовь                                                                     (       )

            познание                                                                  (       )

            развитие                                                                   (       )

            уверенность в себе                                                 (       )

            творчество                                                               (       )

 

2.

       заниматься спортом                                                    (       )

       не употреблять наркотики                                         (       )

       вести осмысленную жизнь                                          (       )

       позитивное отношение  к себе                                   (       )

       гармоничные отношения в семье                              (       )

       не употреблять алкоголь                                            (       )

       полноценно и правильно питаться                           (       )

       жить полноценной духовной жизнью                      (       )

       не курить                                                                     (       )

       доброжелательное отношение к другим                  (       )

       саморазвитие, самосовершенствование                   (       )

 

Анализ анкеты

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни

46-64 балла: средний уровень знаний.

21-45 баллов: низкий уровень знаний