ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 85»
СОРМОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от « 28 » августа 2020 года
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ «Школа V с’углубленным изучением отдельных предметов №85» 22.0 от « 31 » августа 2020 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Туризм и спортивное ориентирование»
Направленность: туристико - краеведческая
Уровень: базовый
Возраст учащихся: 13-14 лет
Объем: 72 часа
Автор-составитель:
Харитонов Е.В.
Нижний Новгород,
2020 год
Пояснительная записка
Программа туристско-краеведческой направленности «Туризм и спортивное ориентирование» базового уровня разработана для учащихся 5-11 классов.
Программа разработана в соответствии с положениями, статьями и пунктами:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;
приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих
требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных)
услуг (выполнения работ) государственным муниципальным учреждениям;
приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны соблюдать требования:
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность и педагогическая целесообразность
Процессы обучения и воспитания подростков гораздо более эффективны, если они происходят на деятельностной основе: в процессе выполнения учебно-исследовательских работ, самостоятельных исследований в контексте реализации собственных интересов учащихся в привязке к объектам из «ближнего мира», того пространства, которое окружает самих учащихся. Программа нацелена на развитие исследовательской позиции учащихся по отношению к миру вокруг себя, освоению методов исследования для реализации познавательной активности в соответствии с культурными нормами соответствующих наук. Исследовательская позиция - значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и испытывает потребность искать новое. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как условие развития личности, ее духовности. Именно исследовательская позиция помогает становлению уникального в нас. По своей феноменологии исследование базируется на биологических предпосылках (исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение), разворачивается посредством
социокультурных детерминант (контексты, нормы и средства осуществления исследовательской деятельности) и опирается на внутреннюю позицию (способность искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемные ситуации, формировать исследовательское отношение к окружающему миру).
Ситуации неопределенности, новизны активизируют исследовательскую деятельность, и поэтому она особо значима для человека в условиях постоянно изменяющихся реалий мира. В современном мире при выстраивании условий для развития личности невозможно опираться только на репродуктивный путь. Стереотипы действий, стабильность условий развития, сохранность культурных традиций - необходимые контексты для устойчивого развития личности. Однако в современном быстро меняющемся мире они уже не являются основными в системе воспитания и образования. Сегодня для успешной и активной жизни человеку принципиально важно занимать по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Личность развивается в деятельности. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции личности. Именно благодаря развитию исследовательской позиции человек получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире.
Программа также направлена на подготовку к экспедиционным исследованиям или к участию выездной исследовательской школе. Поездки в экспедиции способствуют социализации вступающего в жизнь человека, его самоопределению. К нему приходит понимание собственного места в обществе, неразрывности его связи с прошлым и своими историческими корнями. Понимание того, что развитие истории, культуры малых сёл, бережное отношение к природному наследию - есть часть развития мировой цивилизации.
Изучение вопросов экологии, региональной культуры, краеведения в наше время необходимо, ибо без этого нельзя воспитать гармонично развитую личность, способную любить своё Отечество, уважать людей, живущих рядом, тактично вести себя в любой обстановке, умеющую отвечать за свои поступки, проявлять и показывать свои творческие способности, осознавать свою роль и определять активную позицию в обществе.
Программа в части подготовки к экспедиции подразумевает овладение элементарными туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе и применение их на практике в рамках экспедиционных выходов.
Цель программы: вовлечение учащихся в исследовательское краеведение - исследовательскую и проектную деятельность по изучению различных объектов на местности.
Задачи программы:
Обучающие:
дать представление о типологии исследований, структуре и технологии реализации исследовательской деятельности;
обучение методам краеведческой работе;
освоение основ ориентирования на местности;
Развивающие:
развитие исследовательских способностей и исследовательской позиции по отношению к окружающему миру;
усовершенствование личной и командной работы в организации быта и путешествия;
Воспитательные :
формирование исследовательской культуры и этики отношений в командной работе и исследовательской деятельности;
развитие коммуникативных навыков в подростковом коллективе в полевых
условиях.
Категория обучающихся. Программа рассчитана для подростков 12-18 лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев. Объём программы 72 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Зачисление в учебные группы осуществляется по желанию учащегося, на основании его заявления или родителя/законного представителя, без предварительного отбора и требований к уровню подготовки.
Форма обучения: основная форма обучение - очная, групповая. Наполняемость группы до 15 человек.
Режим занятий: еженедельно по 2академических часа
Формы организации занятий:
тренинг;
практическая работа;
круглый стол;
презентация работ;
семинар.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы
По окончании обучения учащиеся:
будут знать и понимать логику построения и реализации исследовательской деятельности;
отработают основные этапы исследования (замысел - реализация - рефлексия);
будут ориентироваться в терминологии, связанной с исследовательской деятельностью;
овладеют первичные методы исследования в соответствии с избранной предметностью;
получат опыт в проведении исследования, локализованного на местности;
знакомы с основами пешего туризма; владеть первичным объёмом топографических знаков, правила ориентирования по топографической карте.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации /контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | Беседа-диалог с |
| | | | | тестированием |
2 | Рождение замысла исследования на местности | 4 | 1 | 3 | Представление замысла |
3 | Планирование реализации исследования | 4 | 1 | 3 | Представление плана |
4 | Полевая исследовательская работа | 14 | 4 | 10 | Зафиксированные данные (собранные материалы) |
5 | Обработка исследовательского материала | 16 | 4 | 12 | Результаты обработки данных (материалов) |
6 | Оформление результатов исследования | 6 | 2 | 4 | Текст и презентация |
7 | Представление результатов исследований | 4 | | 4 | Стендовый доклад или устный доклад с презентацией |
8 | Рефлексия результатов представления и обсуждения исследований | 5 | | 5 | Рефлексивный анализ |
9 | Выездные занятия (подготовка к экспедиции или выездной исследовательской школе) | 14 | 4 | 10 | Сдача нормативов по экспедиционному туризму |
ИТС | ГО: | 72 | 19 | 53 | |
Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие
Теория. Инструктаж по ТБ. Цель и задачи программы, её особенности. Этика исследовательской деятельности. Направления исследования на местности: живая природа; неживая природа; человек и общество - прошлое; человек и общество - современность.
Практика. Тестирование «Исследование». Игры на проявление и развитие исследовательских способностей (наблюдательность, чувствительность к проблемам и новизне, вопрошание, выдвижение версий).
Рождение замысла исследования на местности
Теория. Принципы поиска объекта для исследования на местности. Логика