СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туризм кружек доп образования

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Туризм кружек доп образования»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 85»
СОРМОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от « 28 » августа 2020 года

УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ «Школа V с’углубленным изучением отдельных предметов №85» 22.0 от « 31 » августа 2020 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Туризм и спортивное ориентирование»

Направленность: туристико - краеведческая
Уровень: базовый

Возраст учащихся: 13-14 лет

Объем: 72 часа

Автор-составитель:

Харитонов Е.В.

Нижний Новгород,

2020 год

Пояснительная записка

Программа туристско-краеведческой направленности «Туризм и спортивное ориентирование» базового уровня разработана для учащихся 5-11 классов.

Программа разработана в соответствии с положениями, статьями и пунктами:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

  • постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";

  • приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  • приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;

  • приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих

требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных)

услуг (выполнения работ) государственным муниципальным учреждениям;

  • приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

  • приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • методических рекомендаций по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны соблюдать требования:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка

применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Актуальность и педагогическая целесообразность

Процессы обучения и воспитания подростков гораздо более эффективны, если они происходят на деятельностной основе: в процессе выполнения учебно-исследовательских работ, самостоятельных исследований в контексте реализации собственных интересов учащихся в привязке к объектам из «ближнего мира», того пространства, которое окружает самих учащихся. Программа нацелена на развитие исследовательской позиции учащихся по отношению к миру вокруг себя, освоению методов исследования для реализации познавательной активности в соответствии с культурными нормами соответствующих наук. Исследовательская позиция - значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и испытывает потребность искать новое. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как условие развития личности, ее духовности. Именно исследовательская позиция помогает становлению уникального в нас. По своей феноменологии исследование базируется на биологических предпосылках (исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение), разворачивается посредством

социокультурных детерминант (контексты, нормы и средства осуществления исследовательской деятельности) и опирается на внутреннюю позицию (способность искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемные ситуации, формировать исследовательское отношение к окружающему миру).

Ситуации неопределенности, новизны активизируют исследовательскую деятельность, и поэтому она особо значима для человека в условиях постоянно изменяющихся реалий мира. В современном мире при выстраивании условий для развития личности невозможно опираться только на репродуктивный путь. Стереотипы действий, стабильность условий развития, сохранность культурных традиций - необходимые контексты для устойчивого развития личности. Однако в современном быстро меняющемся мире они уже не являются основными в системе воспитания и образования. Сегодня для успешной и активной жизни человеку принципиально важно занимать по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Личность развивается в деятельности. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции личности. Именно благодаря развитию исследовательской позиции человек получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире.

Программа также направлена на подготовку к экспедиционным исследованиям или к участию выездной исследовательской школе. Поездки в экспедиции способствуют социализации вступающего в жизнь человека, его самоопределению. К нему приходит понимание собственного места в обществе, неразрывности его связи с прошлым и своими историческими корнями. Понимание того, что развитие истории, культуры малых сёл, бережное отношение к природному наследию - есть часть развития мировой цивилизации.

Изучение вопросов экологии, региональной культуры, краеведения в наше время необходимо, ибо без этого нельзя воспитать гармонично развитую личность, способную любить своё Отечество, уважать людей, живущих рядом, тактично вести себя в любой обстановке, умеющую отвечать за свои поступки, проявлять и показывать свои творческие способности, осознавать свою роль и определять активную позицию в обществе.

Программа в части подготовки к экспедиции подразумевает овладение элементарными туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе и применение их на практике в рамках экспедиционных выходов.

Цель программы: вовлечение учащихся в исследовательское краеведение - исследовательскую и проектную деятельность по изучению различных объектов на местности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать представление о типологии исследований, структуре и технологии реализации исследовательской деятельности;

  • обучение методам краеведческой работе;

  • освоение основ ориентирования на местности;

Развивающие:

  • развитие исследовательских способностей и исследовательской позиции по отношению к окружающему миру;

  • усовершенствование личной и командной работы в организации быта и путешествия;

Воспитательные :

  • формирование исследовательской культуры и этики отношений в командной работе и исследовательской деятельности;

развитие коммуникативных навыков в подростковом коллективе в полевых

условиях.

Категория обучающихся. Программа рассчитана для подростков 12-18 лет.

Срок реализации программы: 9 месяцев. Объём программы 72 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Зачисление в учебные группы осуществляется по желанию учащегося, на основании его заявления или родителя/законного представителя, без предварительного отбора и требований к уровню подготовки.

Форма обучения: основная форма обучение - очная, групповая. Наполняемость группы до 15 человек.

Режим занятий: еженедельно по 2академических часа

Формы организации занятий:

  • тренинг;

  • практическая работа;

  • круглый стол;

  • презентация работ;

  • семинар.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы

По окончании обучения учащиеся:

  • будут знать и понимать логику построения и реализации исследовательской деятельности;

  • отработают основные этапы исследования (замысел - реализация - рефлексия);

  • будут ориентироваться в терминологии, связанной с исследовательской деятельностью;

  • овладеют первичные методы исследования в соответствии с избранной предметностью;

  • получат опыт в проведении исследования, локализованного на местности;

  • знакомы с основами пешего туризма; владеть первичным объёмом топографических знаков, правила ориентирования по топографической карте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

4

2

2

Беседа-диалог с







тестированием

2

Рождение замысла

исследования на местности

4

1

3

Представление

замысла

3

Планирование реализации

исследования

4

1

3

Представление плана

4

Полевая исследовательская

работа

14

4

10

Зафиксированные данные (собранные материалы)

5

Обработка

исследовательского

материала

16

4

12

Результаты обработки данных

(материалов)

6

Оформление результатов

исследования

6

2

4

Текст и презентация

7

Представление результатов

исследований

4


4

Стендовый доклад

или устный доклад с презентацией

8

Рефлексия результатов представления и обсуждения исследований

5


5

Рефлексивный

анализ

9

Выездные занятия

(подготовка к экспедиции или выездной

исследовательской школе)

14

4

10

Сдача нормативов по экспедиционному туризму

ИТС

ГО:

72

19

53




Содержание учебного (тематического) плана

  1. Вводное занятие

Теория. Инструктаж по ТБ. Цель и задачи программы, её особенности. Этика исследовательской деятельности. Направления исследования на местности: живая природа; неживая природа; человек и общество - прошлое; человек и общество - современность.

Практика. Тестирование «Исследование». Игры на проявление и развитие исследовательских способностей (наблюдательность, чувствительность к проблемам и новизне, вопрошание, выдвижение версий).

  1. Рождение замысла исследования на местности

Теория. Принципы поиска объекта для исследования на местности. Логика