1
Турнир юных химиков
«Что мы знаем, что мы умеем»
Открытие турнира
1 ведущий: Итак, мы открываем турнир, который будет проходить под
лозунгом «Что мы знаем, что мы умеем». Сегодня мы подведем итоги и выясним, чему же вы научились за пройденный учебный год, что узнали.
(Объявляет условия конкурса, напоминает о соблюдении дисциплины)
2 ведущий: На наш праздник пришли всем вам хорошо известный Хасан Абдурахман ибн Хоттаб со своими верными друзьями, несравненными Женькой и Волькой.
(входят соответствующе одетый Хоттабыч и его помощники: приветствуют жюри, болельщиков, гостей)
Зажигают огонь в честь открытия турнира.
(Опыт 1 «Цветные огни»)
1 ведущий вызывает на сцену команды. Хоттабыч представляет команды, капитанов и достопочтенное жюри.
Приветствие команд (Команды объявляет 2 ведущий)
Каждая команда представляет приветствие, эмблему, девиз.
Разминка команд (Объявляет 1 ведущий)
а) каждая команда задает друг другу по два вопроса;
б) за каждый полный и правильный ответ – 2 очка;
в) время на обдумывание каждого вопроса – 30 секунд;
г) вопросы задаются поочередно.
Аукцион 1 (конкурс болельщиков) «Кто быстрее» (проводит
2 ведущий)
Назовите пять тел и пять веществ, из которых состоят тела.
а) по 1 человеку от каждой команды болельщиков.
б) за каждый правильный пример – 0,5 бала;
2
в) время – 1 мин.
Конкурс 1 (проводит 1 ведущий)
В каких предложениях речь идет об элементе, а в каких о простом веществе?
а) от каждой команды – по одному игроку;
б) за каждый правильный ответ – 1 балл;
в) время на выполнение заданий – 1 мин.;
г) игроки получают одинаковые таблицы с предложениями и с графой для ответов;
д) синие – вещество; зеленые – элемент.
Конкурс 2 (практический) (проводит Хоттабыч)
Для любителей химического эксперимента. Собрать из предложенных деталей прибор для получения кислорода вытеснением воздуха.
а) вызвать по одному человеку от каждой команды;
б) максимально 20 баллов в зависимости от скорости и правильности действий.
Аукцион 2 (конкурс болельщиков) «Кто больше» (проводит
2 ведущий)
Кто больше назовет элементов, которые названы в честь стран (или космоса, мифических героев)
а) от команды болельщиков – по 1 игроку;
б) игроки записывают элементы на листах, а потом зачитывают;
в) при совпадении названий элементов баллы не начисляются;
г) за правильный, несовпадающий ответ – 1 балл;
д) время на выполнение задания – 1 минута.
Подведение итогов за пройденные Аукционы и Конкурсы.
(Жюри объявляет результаты пройденных конкурсов и аукционов)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА «САМОВОЗГОРАНИЕ КОСТРА»
(Проводит Хоттабыч и его помощники)
3
Конкурс 3 (проводит 1 ведущий)
В каких предложениях речь идет о физических явлениях, а в каких – о химических.
а) по одному человеку от каждой команды;
б) за каждый правильный ответ – 1 балл;
в) время на выполнение задания – 1 мин.;
г) игроки получают одинаковые таблицы с предложениями и с графой для ответов;
д) синие – физические явления; зеленые – химические явления.
Подведение итогов за пройденные Аукционы и Конкурсы.
(Жюри объявляет результаты пройденных конкурсов и аукционов)
Конкурс 4 «Пантомима» (проводит 2 ведущий)
Приглашаются по два человека от каждой команды, обладающих чувством юмора, богатым воображением, артистическими данными принять участие в конкурсе мимов.
Отразить в пантомиме, что произойдет в случае неправильного обращения с нагревательными приборами.
а) по два человека от каждой команды;
б) время на подготовку – 5 мин.;
в) оценка за конкурс – максимально 5 баллов.
Подведение итогов за пройденные Конкурсы (во время поготовки мимов.)
(Жюри объявляет результаты пройденных конкурсов)
Возвращение мимов и исполнение пантомимы.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА «ДЫМ БЕЗ ОГНЯ»
(Проводит Хоттабыч)
Конкурс 5 (проводит 1 ведущий)
Отличите чистое вещество от смеси.
а) по одному человеку от каждой команды;
б) за каждый правильный ответ – 1 балл;
в) время на выполнение задания – 1 мин.;
4
г) игроки получают одинаковые таблицы с предложениями и с графой для ответов;
д) синие – чистое вещество; зеленые – смеси.
Аукцион 3 (конкурс болельщиков) «Кто быстрее» (задание на скорость) (проводит 2 ведущий)
Расставить выданные карточки с символами химических элементов в алфавитном порядке в соответствии с названиями по международной номенклатуре.
а) по одному человеку от каждой команды;
б) максимальное количество баллов – 10.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА «ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ»
Конкурс капитанов (проводит 1 ведущий)(за каждый правильный ответ – 1 балл)
№ 1 Ответить на вопросы
Вопросы капитану 1-й команды.
Какой великий русский ученый был химиком, поэтом, физиком, географом, геологом и сталеваром? (Ломоносов)
Какую воду можно замутить своим дыханием? (известковую)
Вопросы капитану 2-й команды
Какой знаменитый итальянский художник и скульптор средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи)
Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Верно ли это утверждение? (воздух)
№ 2 Составить уравнение реакций.
Написать уравнение реакции горения метана закрытыми глазами.
(Играющим завязывают глаза и ставят у доски, предлагая написать уравнения реакции)
Конкурс 6 (проводит 2 ведущий)
Кто быстрее уравняет предложенные уравнения реакций и определит их тип.
а) по одному человеку от каждой команды;
5
б) за каждый правильный ответ – 2 балла;
в) время на выполнение задания – 2 мин.;
г) игроки получают одинаковые схемы уравнений реакций.
Аукцион 4 (конкурс болельщиков) (проводит Хоттабыч)
Сколько поваренной соли употребляет человек в год? (6-8 кг)
Что общего между взрывом, горением и дыханием? (все относятся к процессу окисления).
Какой оксид самый распространенный на Земле, назовите его по международной номенклатуре. (вода, гидроген оксид)
Какое простое вещество образуется во время грозы и защищает нас от ультрафиолетового излучения? (озон)
Вещество, которое имеет вековое название. (железо)
Перечислите наиболее известные способы получения кислорода.
(6 способов):
а) разложение воды;
б) разложение пероксида водорода;
в) разложение перманганата кальция;
г) разложение меркурий оксида;
д) разложение бертолетовой соли;
е) разложение калия нитрата.
а) опрос ведется – кто первый поднимет руку;
б) за каждый правильный ответ – 1 балл;
в) баллы засчитываются в общий зачет командам.
ПОДВЕДЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ
(Объявляются победители. Награждение команды победителей)
САЛЮТ В ЧЕСТЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ («ВУЛКАН»)
Опыт 1. « Цветные огни»
Реактивы: этиловый спирт, хлориды натрия, бария, стронция.
В чистые фарфоровые чашки наливаем по 10мл. этилового спирта. В него добавляем по 2-3г. мелкорастертых хлоридов натрия, бария, стронция. Смеси поджигаем. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли. Хлорид натрия- желтый цвет, хлорид бария- зеленый цвет, хлорид стронция - карминово-красный цвет.
Опыт 2 Экспериментальная пауза 1
«Самовозгорание костра»
В сухую фарфоровую чашечку насыпать 3-5 г. порошка перманганата калия и обложить со всех сторон сухими лучинками. Непосредственно перед проведением опыта к перманганату калия добовляют 3-5 капель безводного глицирина (все это есть в любой аптеке). Через 1-2 минуты глицирин воспламеняется, а от него возгораются лучинки.
Опыт 3 Экспериментальная пауза 2
«Дым без огня»
В чистую сухую колбу объемом 200 мл. наливают 5-10 мл. концентрированного раствора соляной кислоты. Вращательным движением колбы смачивают кислотой стенки сосуда, выливают избыток раствора и плотно закрывают колбу пробкой.
В другую, точно такую же, колбуаналогичным способом набирают расствор аммиака (25%).
Во время проведения опыта колбы открывают и соеденяют горлышками одна к другой. Через несколько секунд колбы заполнятся густым дымом.
Опыт 4 Экспериментальная пауза 3
«Фараоновы змеи »
Таблетку твердого спирта (сухого горючего) пропитать концентрированным водным раствором нитрата аммония, капая его из пипетки, а потом высушить, то после трех-четырехкратного повторения этих операций можно получить исходное сырье для спиртовой змеи. Подожженная таблетка вспучивается; цвет змеи черный.
Для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползет змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества..
Опыт 5 «Салют в честь победителей»
Вулкан
На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки дихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени сухого горючего и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эффект реакции можно усилить, если дихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния.