Турнир Юных Химиков
«Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать»!
С Лем
Цель: развитие познавательного интереса к предмету химия
Задачи:
-научить ориентироваться в различных ситуациях;
-создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;
- укрепить веру учащихся в свои знания и силы;
- воспитывать навыки работы в коллективе и чувство ответственности;
- в игровой форме развивать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям.
ХОД ИГРЫ
Учитель: Добрый день!
Я приветствую всех на турнире юных химиков.
Кто знает, может среди вас подрастают юные ученые – будущие Менделеевы, Бутлеровы, Ломоносовы. Сегодня в захватывающей борьбе участники команд проявят свои знания по предмету. Я рада приветствовать болельщиков, от вашей активности много чего зависит, так как вы можете принести баллы своей команде.
Оценивать соревнования будет уважаемое жюри (представление членов жюри)
Теперь познакомимся с командами. Команда 8-А и 8-Б класса.
Конкурс 1. «Защита эмблемы»
Домашним заданием командам было подготовить эмблему и девиз. Время представить их жюри.
Конкурс 2. «Разминка (фразеологический диктант)»
Задание: Команда за 5 минут должна определить правильные окончания для предложений по правилам поведения учеников в химическом кабинете.
Максимальное количество баллов – 12
Наибольшая температура огня достигается в его ……..части.
Для проведения элементарных опытов используют такую стеклянную посуду, как …….
Легче всего объём жидкости измерять мерным ………
Перед нагреванием содержимого пробирки сначала необходимо ее………
Для нагревания в лаборатории используют……..
Посуду с реактивом нужно держать этикеткой к ……..
С помощью весов измеряют………
Вещества пробывать на вкус……..
Круглодонными, плоскодонными и конусными бывают…….
Муфта крепится на ……
Для измельчения твердых веществ используют ………..и………… .
Для выпаривания воды из раствора используют…………
Ответы:
…верхней
….пробирка
…цилиндром
….прогреть
…спиртовку, газовую горелку
…себе
…массу веществ
….запрещено
…колбы
….стержне штатива
…ступку и толкушку
…фарфоровую чашку.
Конкурс 3. «Переводчики»
Переведите из химического языка общепринятые выражения.
Феррумный характер (железный характер)
Аурумные руки ( золотые руки)
Не все то аурум, что блестит ( не все то золото ,что блестит)
Слово-аргентум , а молчание аурум ( слово – серебро, а молчание – золото)
Игра с болельщиками.
Названия каких химических элементов связаны с астрономией?
(Уран, Нептуний, Плутоний)
2.Названия каких химических элементов поисходят от имен героев древних мифов?
(Титан ,Тантал, Ванадий)
3.Какой металл в древности называли «небесным»
(Железо, первое железо было метеоритным, то есть « небесного» происхождения)
4.Какой металл является лесом?
(Бор)
Какие металлы имеют магнитные свойства?
(железо, кобальт, никель)
Название какого элемента произошло от названия страны Германии?
(Германия)
Конкурс 4. «Антонимы»
Подберите антонимы к химическим терминам.
Металлы- неметаллы
Физические явления - химические явления
Экзотермическая реакция- эндотермическая реакция
Простое вещество- сложное вещество
Катион – анион
Исходящие вещества- продукты реакции
Пока участники работают , предлагаю болельщикам интересный опыт «Несгораемый платочек»
Платочек смачиваю водой, отжимаю и смачиваю в ацетоне, снова отжимаю . Беру платочек щипцами за один конец и поджигаю. Ацетон вспыхивает, горит. Горение прекращается, а платочек цел.
Учитель: секрет в том, что температура воспламенения влажной ткани выше, чем температура ацетона. Поэтому, когда ацетон сгорает, горение прекращается и платочек остается неповрежденным.
Конкурс 5. «Экспериментальный»
Задание: нагреть воду в пробирке, закрепленной в лабораторном штативе.
Распределение этапов для учеников:
Собрать лабораторный штатив;
Налить в пробирку 1 мл воды и закрепить пробирку в лапке штатива;
Зажечь сухое горючее и нагреть пробирку;
Довести воду до кипения и накрыть горючее;
Снять пробирку и поставить в штатив для пробирок.
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
(при оценивании учитывать правильность собирания прибора, соблюдения правил техники безопасности, качество выполнения работы, скорость)
Конкурс 6. «Ваш выход, капитаны»
Капитаны приглашаются к столу, на котором выставлено химическое оборудование(по два экземпляра)
Задание: найти по описанию и дать название химической посуде. Капитаны оборачиваются спиной друг к другу.
Химическая посуда, которую используют для отведения газов от реакционной смеси ( газоотводящая трубка)
Химическое оборудование , которое используют для обжига сухих веществ ( ложечка для обжига)
Химическая посуда цилиндрической формы, которую используют для проведения химических реакций (пробирка0
Химическая посуда, которую используют для нагревания веществ (спиртовка)
Конкурс 7. «Третий лишний»
Задание: найти соединение, которое отличается от остальных по относительной молекулярной массе.
Максимальное количество баллов -9.
PH3, NO, H2S (34, 30, 34)
MgCl2, H2SO4, H3PO4 (95,98,98)
CaCl2, K2S, P2O3 (111,110, 110)
Конкурс 8. «Эстафета»
Задание: составить формулы бинарных соединений по известной валентности .
Ученики рассаживаются по одному за парты. Ученику за последней партой выдается листок с заданием, он составляет формулу первого вещества и передает листок впереди сидящему , который составляет следующую формулу и т.д.
Максимальное количество баллов-5.
Калий с Кислородом (K2O)
Водород с Серой (II) ( H2S)
Железо (III) с Хлором (I) (FeCI3)
Азот(IV) с Кислородом (NO2)
Аргентум (I) с Фосфором (III) (Ag3P)
Члены жюри объявляют результаты конкурсов. Команды награждают призами и грамотами.