План внеклассного мероприятия по математике + профессии.
24.11.2015 г.
Тема: Турнир юных матеваров (математиков+поваров)
Цели:
Развивающая: дальнейшее развитие умений в аналитическом решении ситуаций, нахождение главного в предложенной теме; поиск необходимой информации в различных источниках, развивать интерес к математике.
Воспитательная: воспитывать у учащихся усидчивость, внимательность, умения работать в команде.
Вид мероприятия: интеллектуальные соревнования трех и более команд
Методы обучения и приемы: работа командная, индивидуальная
Материально-техническое обучение: компьютер, доска
Литература: Математика: алгебра и начала анализа математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/Ш.Алимов, Ю.Колягин, М. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2016. – 463 с.,
дополнительные источники по профессии и математике.
План турнира:
1. Жеребьевка – конкурс капитанов.
2. Поочередное выступление команд в трех ролях.
3. Между вторым и третьим раундом – блиц-турнир с залом.
4. Подведение итогов, награждение победителей.
ПРАВИЛА МАТЕВАР БОЯ
Матевар бой – это соревнование трех и более команд в решении математических, адаптированных в поварском искусстве задач. Он состоит из трех частей. Сначала команды получают условия домашних задач и определенное время на их решение и подготовку. С предварительного согласия жюри при решении задач команды могут использовать необходимую литературу, но не имеют права общаться по поводу решения задач ни с кем, кроме жюри. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая команда оппонирует его, то есть ищет в нем ошибки или недостатки. Предлагать свое решение строго воспрещается! В обязанности Рецензента входит оценка выступления как Докладчика, так и Оппонента. При этом выступления Докладчика, Оппонента и Рецензента по определенным категориям оцениваются жюри в баллах. Побеждает команда, которая по окончании боя набирает больше баллов. При разрыве в 2 и менее баллов признается равность призового места. Оргкомитет может внести коррективы по своему усмотрению (отменить ничьи, передача хода при некорректном вызове, количество замен и т.д.).
Конкурс капитанов.
Вышедшие на сцену капитаны отвечают на три поставленных вопроса.
Кто будет делать первый вызов, определяет команда, победившая в конкурсе капитанов. Он проводится в начале боя, который проводится ведущим. Капитанам предлагаются задачи (вопросы). Капитан, первым сообщивший жюри о своем желании отвечать, получает такое право. Если он рассказывает правильное решение, то он победил, если неправильное, то победил его соперник. При этом, что понимается под «правильным решением»: просто верный ответ, ответ с объяснением или что-либо еще - жюри при необходимости уточняет перед началом конкурса капитанов. При отсутствии второго места двум соперникам предлагается дополнительный вопрос от жюри.
Кроме выяснения первой роли команды, капитаны приносят в копилку еще и баллы: за 1 место - 5, за второе – 4 и за третье – 3.
Результаты вписываются в таблицу и выставляются на экране:
КОМАНДЫ | РОЛИ |
І | Д | Р | О |
ІІ | О | Д | Р |
ІІІ | Р | О | Д |
По мере игры буквы Д,О и Р сменяются на баллы. Итог высвечивается на экране.
Ход раунда.
ДОКЛАДЧИК (может выступать с содокладчиком, который заявляется в начале доклада) излагает суть решения задачи и полученный результат,
акцентируя внимание слушателей на основных математических идеях и выводах, аспектах кулинарного мастерства. При
этом желательно использовать ранее заготовленные рисунки, плакаты,
фотографии, видеофрагменты, а также демонстрировать изделия и макеты.
Доклад. В начале раунда докладчик и содокладчик по очереди рассказывают решение задания. Доклад должен содержать ответы на все поставленные в задаче вопросы и доказательство правильности и полноты полученных ответов. В частности, докладчик обязан доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, как на общеизвестное. Докладчик должен стремиться к ясности изложения, в частности, он обязан повторить по просьбе оппонента или жюри любую часть своего доклада. Время на доклад ограничивается 15-20 минутами, после чего жюри решает, разрешить ли докладчику и содокладчику ОППОНЕНТ (может выступать с сооппонентом, который заявляется в
начале оппонирования) высказывает критические замечания к докладу, объясняет положительные стороны представленного доклада, выявляет недостатки и ошибки. При
этом Оппонент должен воздерживаться от комментариев, не связанных с
докладом.
РЕЦЕНЗЕНТ (выступает самостоятельно) дает краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента, определяет, насколько полно они справились со своими обязанностями, анализирует понимание обсуждаемой проблемы докладчиком и оппонентом. Рецензент имеет право задавать вопросы и докладчику, и оппоненту. Если, по мнению Рецензента, Оппонент не справился с своей ролью, то, после соответствующего обоснования, он может в своем выступлении взять на себя роль Оппонента.
НАБЛЮДАТЕЛЬ имеет право выступать только в общей полемике
команд.
На этапе «Уточняющие вопросы...» команды Оппонента и Рецензента
могут только уточнять детали только что прослушанного выступления или
касаться спорных и недостаточно освещенных положений доклада или
оппонирование. Вопрос может ставить любой член соответствующей команды (согласно выбранных ролей). Отвечают на вопросы только те участники команды, которые выступают от ее имени (другие члены команды – только с разрешения ведущего).
Вопросы и содержание выступлений Оппонента и Рецензента не должны
сводиться к изложению собственного решения задачи и демонстрации собственных экспериментов, что является грубым нарушением регламента. В полемике обсуждается только предложенное Докладчиком решение задачи.
Каждый участник команды в течение одной игры может выступить не более,
чем 2 раза. Выступлениями считаются участие в качестве Докладчика,
Содокладчика, Оппонента, Сооппонента, Рецензента. Уточняющие вопросы с
места, участие в общей полемике выступлением не считаются.
Если в жюри 5 или 6 человек, то при подсчете баллов отбрасывается одна низшая оценка, а если 7 и больше, то отбрасываются две оценки: высшее и
ниже. Члены жюри, поставили крайние оценки, должны обосновать их.
Если членов жюри 4 и меньше, то оценки не отбрасываются.
Регламент боев (раунд):
1 | Ведущий предоставляет Докладчику время для подготовки. | 2-5 мин. |
2 | Доклад | 10-15 мин. |
3 | Уточняющие вопросы Оппонента к Докладчику и ответы Докладчика | 2 мин. |
4 | Подготовка к оппонированию | 1 мин. |
5 | Выступление Оппонента | 3 мин. |
6 | Уточняющие вопросы Рецензента Докладчику и Оппоненту, ответы Докладчика и Оппонента | 2 мин. |
7 | Подготовка к рецензированию | 1 мин. |
8 | Рецензирование | 2 мин. |
9 | Полемика Докладчик - Оппонент - Рецензент | До 5 мин |
10 | Вопросы членов жюри к участникам раунда | 2-5 мин. |
11 | Заключительное слово Докладчика, Оппонента, Рецензента | по 30 сек. |
12 | Слово членов жюри, выставление оценок | 3 мин. |
Начало формы
Конец формы
Ведущий боя
Задачей ведущего является создание условий для нормального проведения боя. Вместе со счетной комиссией ведущий несет ответственность за верность пересчета оценок в баллы и оформление протокола счетной комиссии.
1. Обязанности ведущего:
1. Следить за соблюдением регламента боев и не нарушать его.
2. Представлять команды и жюри, объявлять условия задач и оценки жюри.
3. Проводить конкурс капитанов для распределения ролей в боях.
4. Следить за характером вопросов и за тем, чтобы они не
повторялись.
5. Следить за дискуссией и прекращать ее, если она становится
неконструктивной.
6. Следить за поведением команд и не допускать консультаций команд
с посторонними лицами.
7. Следить за тем, чтобы члены жюри не обсуждали между собой доклад и выступления команд.
9. Записывать на доске окончательные результаты боя, предоставленные счетчиками, и выставлять в протоколе порядковое место каждой команды после завершения игры.
10. Следить за правильностью заполнения протоколов счетной комиссии.
II. Ведущий имеет право:
1. Останавливать участника, который нарушил регламент боя.
2. Удалять вопросы, которые повторяются или выходят за пределы поставленной в задаче проблемы.
3. Прекращать дискуссию, если она становится неконструктивной.
4. Отстранять команду от участия в бою, если она постоянно нарушает
правила турнира или своим поведением мешает проведению боя (с разрешения членов жюри).
5. Удалять с боя наблюдателей и посторонних лиц, в частности руководителей команд, которые не принимают участие в работе жюри, если они своим поведением мешают нормальному проведению боя.
III. Ведущий не имеет права:
1. Нарушать регламент и правила турнира.
2. Останавливать участников до окончания времени, отведенного на их выступление.
3. Каким-то образом комментировать, оценивать выступление и высказывать свое мнение относительно выступлений команд до выставления оценок членами жюри.
4. Объяснять оценки членов жюри.
5. Ставить направляющие вопросы.
6. Решать спорные вопросы, не касающиеся прав и обязанностей
ведущего.
Жюри.
Жюри является верховным толкователем правил боя. В случаях, не предусмотренных правилами, оно принимает решение по своему усмотрению. Решения жюри являются обязательными для команд.
Во время решения командами задач всякое существенное разъяснение условий задач, данное одной из команд, должно быть в кратчайшее время сообщено и другим командам.
Жюри может снять вопрос оппонента (например, если он не по существу), прекратить доклад или оппонирование, если они затягиваются.
Члены жюри ведут протоколы боя. Если одна из команд не согласна с принятым жюри решением по задаче, то она имеет право немедленно потребовать перерыв на несколько минут для разбора ситуации с участием Председателя жюри. После начала следующего раунда счет предыдущего раунда не может быть изменен.
Жюри следит за порядком во время боя. Оно может оштрафовать команду за шум, некорректное поведение, общение со своим представителем, находящимся у доски. Жюри может оштрафовать команду до начала второй части боя (после получения ею заданий для решения) вплоть до снятия команды с соревнований за общение с посторонними лицами без разрешения жюри.
Жюри обязано мотивировать свои решения, не вытекающие непосредственно из правил боя.
После каждого действия жюри выставляет командам оценки от 3– до 5+ с
учетом всех выступлений членов команд, их ответов на вопросы и участия
в полемике. Оценки, выставленные членами жюри, являются основанием для подведения личного и командного первенства. Члены жюри, которые поставили предельные оценки, могут их обосновать.
Таблица перевода оценок в баллы
Оценка | 5+ | 5 | 5- | 4+ | 4 | 4- | 3+ | 3 | 3- |
Баллы | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | 5 |
Выступающие и команда. Докладчик и оппонент могут обращаться к своим капитанам с просьбой о замене или перерыве для консультации. Другое общение между командой и докладчиком (оппонентом) допускала только во время полуминутного перерыва, который любая команда может взять в любой момент (при этом соперники тоже могут воспользоваться этим временем). Каждая команда может взять в течение одного боя не более трех минут перерывов.
Окончание боя.
В любой момент боя команда, которая должна вызывать, может отказаться делать это (обычно это происходит, когда у команды больше нет решенных задач, а делать вызов, который может оказаться некорректным, она не рискует). Тогда другая команда получает право (но не обязана) рассказывать решения оставшихся задач. При этом вторая команда выставляет оппонентов и Может получать баллы за оппонирование, но рассказывать решения она уже не имеет права, даже если они у нее и появятся.
Подведение итогов. Награждение победителей – команды.
Для определения лучших игроков предоставляется один день.
Приложение 1.
Вопросы для капитанов:
1. Какое имя знаменитого математика позапрошлого века носит один из университетов бывшего Советского союза (Ломоносов М.В., Московский университет) (1 балл)
Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.
2. Чье имя носит один из наших луганских университетов? (Владимир Даль, Т.Шевченко.) (1 балл) Как их иначе называли в народе? (1 балл)
4. Назовите имена выдающихся математиков. (Леонард Эйлер, Пифагор, Шкиль, Холмогоров, Карл Гаусс, Андрей Колмогров, Эвклид, Пьер Ферма, Франсуа Виет, Михаил остроградский, Софья Ковалевская, Архимед, Рене Декарт, Николай Лобачевский, (2 балла) (можно помощь команд, зала)
5. Какова разница лет между датами рождения Ломоносова и Даля? (19 ноября 1711 г. и 10 ноября 1801 г. = ровно 90 лет!!!) ( 5, 4 или 3 балла)
Приложение 2.
Вопросы для блиц-турнира с залом (мне нужны 3-4 помощника):
Платон сказал: Числа – это боги. А Лейбниц ему вторил: Не будем спорить, вычислим истину.
Следует ответить на вопросы и получить балл-конфету (её можно съесть, а балл отдать одной из команд):
-
Спасибо за игру!!! И напоследок вспомним слова Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.»