Турнир между детьми и родителями
Знание возраста не имеет!
Фронтальная форма ОД по речевому развитию
(старшая группа)
ЦЕЛИ:
-закрепление материала фронтальных форм ОД по речевому развитию;
-развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (звуко-слоговой анализ слов);
-развитие лексико-грамматической стороны речи;
-развитие внимания и логического мышления;
-формирование познавательного интереса к обучению грамоте через использование ИКТ;
-формирование умения работать и общаться в коллективе сверстников и взрослых;
-практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития речи детей;
-формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Знание возраста не имеет», указка, мольберт, магниты, призовые жетоны – «Мудрые совы», надписи: «РОДИТЕЛИ», «ДЕТИ», сюжетные картинки по теме «Лето», настенное пособие «Звукоград», человечки-звуковички, обозначающие гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки, сладкие призы; индивидуальные кассы фишек для звукового анализа слов.
СОДЕРЖАНИЕ.
Слайд 1.
(сюжетная картинка «Лето» с названием турнира, музыкальное сопровождение – песня «Вот оно какое наше лето…»)
-Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы проведём турнир между детьми и родителями, который называется: «Знание возраста не имеет!», есть такая старинная пословица. В этом турнире – соревновании не только дети покажут, чему они научились в этом году, но и взрослые продемонстрируют свои познания в русском языке.
Турнир будет состоять из 7 туров и за каждый тур команды детей и родителей могут получить призовой жетон – «Мудрую сову». Победителем турнира станет команда, набравшая большее количество «сов».
Ребята, скажите, какое время года скоро наступит? (лето). Наш турнир будет проходить во время летней прогулки. Итак, начинаем!
Слайд 2.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название первого тура «Гимнастика для губ, языка и пальцев»)
-Наш турнир начинает тур «Гимнастика для губ, языка и пальцев» Дети покажут родителям артикуляционную гимнастику, а родители детям –пальчиковую гимнастику.
Слайд 3.
(предметные картинки к тексту артикуляционной гимнастики «В гостях у бабушки с дедушкой»)
-Летом многие из вас поедут в гости к бабушке и дедушке. Давайте сделаем гимнастику для губ и языка, которая так и называется «В гостях у бабушки с дедушкой» (дети выполняют артикуляционные упражнения по тексту, сопровождая их речью)
***
Толстые внуки приехали в гости.
С ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Чаю попили – никто не обижен.
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки!
Слайд 4.
(предметные картинки для пальчиковой гимнастики: «гриб», «ромашка», «радуга», «гнездо», «рыбка», «дерево»; музыкальное сопровождение – весёлая музыка)
- А теперь родители выполнят упражнения из пальчиковой гимнастики ; если у родителей возникнут затруднения, им могут подсказать дети.
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайд 5.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название второго тура «Звук, слово, предложение»)
-Второй тур называется: «Звук, слово, предложение». Вы знаете, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова из звуков. Задание для команды детей: я буду называть вам разные летние слова, звуки, предложения, а вы будете хором называть, что это.
О, солнце, П, радуга, Пошёл тёплый дождь, цветы, Т, Э, Бабочки собирают нектар.
-А теперь посмотрите на картинки и составьте по ним интересные предложения, что могут дети делать летом на улице (демонстрируются сюжетные картины).
Слайд 6.
(сюжетная картинка «Дети летом на даче»)
- Задание второго тура для родителей: посмотрите на картинку, назовите слово, которое начинается на звук «М», придумайте с этим словом предложение, состоящее из 5 -7 слов.
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайд 7.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название третьего тура «Волшебный мир звуков»)
-Третий тур называется: «Волшебный мир звуков».
Слайд 8.
(предметные картинки: «аист», «облако», «ива», «арбуз», «утка», «озеро», поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа)
- Ребята, на летней прогулке мы сможем увидеть много интересного. На картинки посмотрите, звуки первые назовите. (Дети выделяют первые звуки в словах: аист –А, облако –О, ива –И, арбуз –А, , утка –У, озеро –О).
Как одним словом называются все эти звуки? (гласные). Каким цветом мы их обозначаем при звуковом анализе? (красным). Обращается внимание детей на мольберт, на изображение человечка-звуковичка в красных башмачках, обозначающего гласный звук.
Посмотрите на мольберт и скажите, какие ещё звуки вы знаете. (Дети рассказывают про твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются соответственно синим и зелёным цветом. Звуковички «носят» синие или зелёные башмачки.)
Почему у одних звуковичков на головах колокольчики, а у других – цилиндры? (согласные звуки могут быть звонкими и глухими).
Слайд 9.
(4 предметные картинки: «корова», «кузнечик», «кедр», «колокольчик»)
- А теперь задание для уважаемых взрослых. На картинки посмотрите, лишнюю определите! Даю вам подсказку – обратите внимание на первые звуки в названиях картинок. (Родители определяют, что лишнее слово - «кедр», так как оно начинается на мягкий согласный звук «Кь», а все остальные слова – на твёрдый «К»; после ответа родителей лишняя картинка с помощью анимационного эффекта исчезает со слайда).
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайд 10.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название четвёртого тура «Слово делится на слоги…»)
- Следующий тур нашего турнира называется: «Слово делится на слоги, как на дольки апельсин». Дети и родители должны будут определить количество слогов (частей) в словах.
Слайд 11.
(предметные картинки: «туча», «мак», «радуга», «жук», «корова», «река», поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа)
-Мы продолжаем нашу летнюю прогулку и очередное задание для команды детей - всё, что встретится на пути, отхлопать в ладоши, произнести слова по слогам и показать на пальчиках количество слогов в словах.
(Дети определяют количество слогов в словах: туча, мак, радуга, жук, корова, река).
Какое правило вам помогло определить количество слогов в словах? (Дети хором отвечают: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов!»).
Слайд 12.
(4 предметные картинки: «колокольчик», «ромашка», «одуванчик», «гладиолус»)
- А теперь задание четвёртого тура для команды родителей. На картинки посмотрите, лишнюю определите! (Родители должны назвать лишнее слово «ромашка», так как в его названии три слога, а в названиях всех остальных цветов четыре слога; после правильного ответа лишняя картинка с помощью анимационного эффекта исчезает со слайда).
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайды 13 -14.
(видеоролик из логоритмической гимнастики «Гуси»)
- А теперь, уважаемые взрослые и ребята, представьте, что во время нашей летней прогулки мы увидели на лугу пасущихся гусей. Вам предлагается немного отдохнуть, станцевать весёлый танец «Гуси». Дети выполняют движения, сопровождая их стихотворением.
***
Гуси медленно идут.
Вперевалочку бредут.
Гуси: «Га – га – га», гогочут
Будто весело хохочут.(2 раза)
«Га –га –га, га –га –га»
С перепонками нога! (2 раза)
Слайд 15.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название пятого тура «Звуковые схемы»)
- А мы продолжаем наш турнир. Пятый тур называется «Звуковые схемы».
Слайд 16.
(предметная картинка «цветущая липа»)
- Ребята, отгадайте загадку:
***
Солнце печёт.
Липа цветёт.
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
Правильно, летом. Какое дерево цветёт летом? Выложите слово «липа» из цветных фишек (гласные звуки – фишки красного цвета, твёрдые согласные звуки – фишки синего цвета, мягкие согласные звуки – фишки зелёного цвета).
Когда воспитанники выполнят задание, на слайде с помощью анимационного эффекта появляется звуковая схема слова «липа», и один ребёнок анализирует это слово: называет все звуки по порядку, даёт им характеристику, определяет количество звуков и слогов.
Слайд 17.
(сюжетная картинка «Утки плавают в пруду», три звуковые схемы под №№ 1,2,3)
- Представим, что, путешествуя, мы попали на пруд, на котором плавает утка с утятами. На слайде вы видите три звуковые схемы. Задание для команды родителей: под каким номером изображена схема, которая подходит к слову «утки»? (Родители определяют, что это схема под номером три, которая с помощью анимационного эффекта увеличивается в размере).
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайд 18.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название шестого тура «В мире слов…»)
- Уважаемые участники команд! Шестой тур называется: «В мире слов…», на котором вы должны показать, что знаете и любите свой родной русский язык.
Слайд 19.
( 4 предметные картинки: «вода», «водитель», «водопад», «водяной»)
- Ребята, на картинки посмотрите, лишнюю определите. (Дети должны назвать слово «водитель»; после правильного ответа картинка с помощью анимационного эффекта удаляется со слайда).
-Почему слово «водитель» тут лишнее? (Это слово «не родственник» для остальных, у него другое значение, хотя оно и звучит похоже с остальными словами).
Слайд 20.
(3 предметные картинки: братья – летние месяцы: «июнь», «июль», «август»)
- Уважаемые взрослые, перед вами – три летних месяца: июнь, июль, август и их старорусские народные названия, представленные не по порядку: грозник, жнивень, румянец года. Вы должны определить, как раньше назывались летние месяцы. ( При правильном назывании соответствующая картинка при помощи анимационного эффекта увеличивается в размере).
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайд 21.
(на фоне морского пейзажа с плывущим парусным кораблём и замком вдали – название седьмого тура «Игры с буквами»)
- Уважаемые участники команд! Наш турнир подходит к концу и сейчас будет последний, решающий седьмой тур, который называется «Игры с буквами».
Слайд 22.
(предметная картинка «кит» и надпись «КИТ»)
- Задание для команды детей: изменить в слове «КИТ» одну букву так, чтобы получилось новое слово. (Дети должны заменить гласную букву «И» на «О», и получится слово «КОТ»)
Слайд 23.
(предметная картинка «кот» и надпись «КОТ»)
- После правильного ответа детей на слайде появляется новая картинка и новое слово «КОТ».
Слайд 24.
(предметная картинка «веник» и надпись «ВЕНИК»)
- Родителям тоже предлагается изменить одну букву в слове, чтобы получить новое.
Слайд 25.
(предметная картинка «венок» и надпись «ВЕНОК»)
- После правильного ответа на слайде появляется новая картинка и новое слово «ВЕНОК».
(по результатам тура команда, выполнившая правильно своё задание, получает призовой жетон «Мудрая сова», который магнитом прикрепляется на мольберт под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно)
Слайд 26.
(надпись «МОЛОДЦЫ!», предметная картинка «букет цветов», появляющаяся на слайде с помощью анимационного эффекта; звуковое сопровождение – аплодисменты, музыкальное сопровождение – нежная мелодия)
- Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Турнир «Век живи – век учись!» завершён, и завершилась наша летняя прогулка. Вы все сегодня – молодцы и заслужили эти аплодисменты.
- Обратите внимание на мольберт, давайте подсчитаем количество «Мудрых сов» у команд (желательно, чтобы обе команды имели равное количество призовых жетонов).
- Итак, сегодня победила дружба! Наши ребята много трудились на протяжении всего учебного года, многому научились. Прекрасные результаты показали сегодня и родители! Я желаю, чтобы Вы и в дальнейшем во всём поддерживали своих детей! А ребятам желаю хорошо отдохнуть за лето, набраться сил; а осенью мы продолжим знакомиться с жителями Буквограда.
Обе команды награждаются сладкими призами.
8