СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков "Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний учащихся по основным событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вспомнить замечательные страницы и героев войны, воспитание чувства гордости и патриотизма за свою Родину и советских людей.

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков "Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г."»


Турнир знатоков истории

«Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»


Подготовила и провела учитель МКОУ СОШ №3 г.Нововоронежа Титова Ольга Васильевна


Цель: обобщить знания учащихся по основным событиям Великой Отечественной войны, вспомнить замечательные страницы и героев войны, воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою Родину и советских людей.


Оборудование: плакаты с изображением важнейших битв, полководцев войны, аудио записи песен: «Священная война», «Землянка», презентация.


План проведения:

1 конкурс «Исторические события».

2 конкурс «Исторические места».

3 конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны».

4 конкурс «Литература и искусство».

5 конкурс «Подвиги солдата»


Ход турнира:

Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята и гости!

Наше мероприятие посвящено Великой победе советского народа в Великой Отечественной войне. В этом году отмечается очередная годовщина, как закончилась самая страшная война в истории человечества. Миллионы человеческих жизней, нерожденные поколения – вот цена этой войны.

Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду. Матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили.

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить события тех героических лет, славных полководцев и простых солдат, которые обессмертили свое имя.


Представление гостей.


Ведущий. Проведем мы наше мероприятие в форме турнира знатоков истории Великой Отечественной войны, при этом вспомнив те героические события. За каждый правильный ответ вы получаете жетон и в конце мероприятия, после подсчета, мы увидим лучшего знатока.


Ученица (читает стихотворение)


Текут над миром ранние рассветы,

Сады цветами вешними пылят,

И главный день свой – День большой победы

Опять встречает юная земля.

Как весны побеждают снег и стужу,

Как жизнь творит - погибели назло.

Так День Победы был планете нужен,

И это счастье трудное пришло.

А память – как бессмертие. И люди

Через века в лазурный день весны,

Забыв названья воинских орудий,

Все будут помнить ужасы войны.

И страстный облик матери скорбящей,

И пламя над могилой – навсегда.

Чтоб будущее стало настоящим

И снова не грянула бы беда,

Потомкам – чтить своих отцов заветы.

И ярче дня не будет на Земле,

Чем этот день – великий день Победы,

Цветком возросший в пепле и золе!


Итак, мы начинаем турнир знатоков Великой Отечественной войны.


1 конкурс «Исторические события»

Ведущий.

1.14 июля 1941 года под городом Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? («Катюша»)

Давайте послушаем немного из истории создания этих реактивных минометов.

(Рассказ учащегося)

2. Какое историческое событие , которое транслировали на всю страну, происходило в Москве на Красной площади, когда враг стоял в 80 км от города?

(Парад войск на Красной площади, 7 ноября)

3. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии?

(Битва под Москвой, 5-6 декабря контрнаступление советских войск под Москвой)

4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны?

(Сталинградская битва, ноябрь 1942 – 2 февраля 1943 года)

5. Какое кодовое название носила операция по освобождению г. Воронежа от фашистских захватчиков 25 января 1943 года?

(«Малый Сатурн»)

Давайте вспомним немного из истории освобождения Воронежа.

(Рассказ 2-х учеников)

6. Около 2500 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании этой реки и немецкой системы укрепления «Восточный вал». О какой битве идет речь?

(Форсирование Днепра)

7. После какой битвы стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования?

( Курская битва 1943 год)

8. Где и когда проходил парад войск в ознаменовании победы над фашистской Германией Великой Отечественной войне?

( 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади)


В Великой Отечественной войне немало мест, которые стали легендарными страницами в истории войны. И некоторые из них мы сегодня вспомним.


2 конкурс «Исторические места»

Ведущий.

1. Крепость, построенная в начале 19 века, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость.

( Брестская крепость)

Давайте послушаем небольшой рассказ о защитниках этой крепости.

(Рассказ учащегося)

2. В годы войны 28 бойцов генерала Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали панфиловцы?

(Москву)

Послушаем рассказ об этих событиях. (Выступление учащегося)

3. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны?

(Севастополь)

4. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила?

(Ладожскому озеру)

Послушаем рассказ об этой «Дороге жизни». (Выступление учащегося).

5. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 воина 6 национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находился этот знаменитый дом Павлова?

(Сталинград)

6.Рассказ о белорусской деревне учащегося. О какой деревне идет речь?

(Хатынь).

7. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось?

(Прохоровка)

8. Город, основанный в середине 13 века Тевтонским орденом, с 18 века являлся резиденцией прусских королей, 9 апреля 1945 года был взят штурмом советскими войсками. По решению Потсдамской конференции с 1945 года вошел в состав СССР. Как назывался этот город до 1946 года и как называется сейчас?

(Кенигсберг, ныне Калининград)


Война выдвинула значительное число талантливых полководцев и военачальников. И следующий наш конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны»

3 конкурс «Полководцы»

Ведущий.

1. В честь, каких полководцев 13-19 веков в годы Великой Отечественной войны были введены ордена?

(А.Невского, М.И.Кутузова, А.В.Суворова, Б.Хмельницкого)

2. В честь, каких известных русских флотоводцев в годы Великой Отечественной войны для награждения были созданы ордена?

(Нахимов, Ушаков)

3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или их группа. В каждой битве он командовал более чем миллионом человек. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушительным мастерством этого полководца, ибо перед ними был военный гений. О ком идет речь?

(Георгий Константинович Жуков)

4. Как и Жуков, этот полководец не имел специального образования. Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия – во всех крупнейших победах войны есть его вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности и взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды об его особой «заговоренности». Назовите имя этого полководца?

(Константин Константинович Рокоссовский)

5. Как военачальника его отличала тяга к нестандартным решениям и смелому маневру. Неслучайно войска под его командованием совершили в последние дни войны молниеносный марш-бросок к Праге. Он был беспощаден к воюющему, но умел ценить и мужество противника. В дни Корсунь-Шевченковского сражения пал в бою командир окруженной немецкой группировки генерал Штеммерман. Он дал разрешение пленным похоронить своего генерала с воинскими почестями. Назовите его?

(Иван Степанович Конев)

6. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Играл огромную роль в руководстве по обороне Сталинграда. Кто этот полководец?


Ведущий.

Весомый вклад в победу внесли и деятели Отечественной культуры. С первых дней войны на фронт ушли тысячи писателей и поэтов, каждый 4-й из них не вернулся с войны. Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры, особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выжить и побеждать.


4. Наш следующий конкурс «Литература и искусство»


1.Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева-Кумача, которое сразу стало песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется песня?

(А.В.Александров). «Священная война». Прослушивается куплет песни.)


2. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда была создана гениальная 7-я симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите автора этой симфонии?

(Дмитрий Шостакович)


3. Поэт А.Сурков в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня написал письмо жене в 16 строчек, которые впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь?

(В землянке)

Учащийся рассказывает об истории ее создания.


4. Назовите известнейшее стихотворение К. Симонова, написанное в годы Великой Отечественной войны?

(«Жди меня»). Давайте его послушаем. Читает учащийся.


Действительно, любовь и верность оказались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти – таков жизнеутверждающий смысл этого стихотворения.

Ведущий.

Немало подвигов в годы войны совершили и простые солдаты, летчики и матросы.

5. Следующий наш конкурс «Подвиги солдата»


1.Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил свой подбитый самолет в скопление танков противника. Кто это?

(Николай Гастелло).

2. Советский летчик-истребитель, Герой советского Союза, 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик.

(Виктор Талалихин)

3. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки Новгородской области закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. Кто это?

(Александр Матросов)

4. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого?

(Алексей Маресьев)

5. Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине.

(Николай Кузнецов)

6. В каком городе поставлен памятник советскому воину-освободителю с девочкой на руках?

( В Берлине)

Ведущий.

Нововоронежцы , также внесли немалый вклад в Великую победу над фашистской Германией. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Сообщения учащихся)

Ведущий.

Это лишь небольшая частица ратного труда и подвига наших земляков в Великой победе советского народа над врагом. И для вас, школьников, они являются примером патриотизма и преданности Родине.

Слово предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны.

Поздравление ветеранов.

Награждение победителей конкурса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!