СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Образы «униженных и оскорблённых». Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка, ориентирована на активное обучение учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Образы «униженных и оскорблённых». Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.»

Поурочный план открытого урока № 11.

КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»

Раздел 3. Человек и право

Тема занятия

Тема 3.3. Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Образы «униженных и оскорблённых». Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.

Наименование модуля /дисциплины

«Русская литература»

Подготовил преподаватель:

Ковальчук И.А.

Дата

18.11.2021

Группа

191

Тип урока

Освоение новых знаний

Цели обучения:

-давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах.

-анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла;

-характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;

-анализировать художественный мир произведения, представляя идею или взаимоотношения героев в различных формах представления информации (символы, формулы, законы, буктрейлеры);

-определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста.

Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

понимать термины: психологизм, полифония, лите­ратурный двойник, фабула;

характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;

пересказывать текст произведения или эпизод, творче­ски переосмысливая содержание, используя образные средства;

объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла;

анализировать эпизоды;

определять их роль и место в композиции произведения.

Критерии оценивания:

-строит доказательное высказывание с опорой на текст произведения;

-высказывает свое отношение к теме произведения и системе персонажей;

-интерпретирует значение эпизода для раскрытия авторского замысла;

-исследует произведения с целью определения его идеи, художественных особенностей;

-составляет характеристику действующих лиц произведения;

-обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре художественного произведения;

-определяет основные особенности художественного произведения;

-презентует идейно-художественное своеобразие произведения через символы, формулы, законы, буктрейлеры;

-выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики;

-раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения;

-строит устные и письменные монологические высказывания.



Формирование ценностей:

Воспитание патриотизма, толерантности, интернационализма

Оснащение занятия

Учебно-методическое оснащение, справочная литература:

Ж.Х. Салханова А.С. Демченко Учебник «Русская литература» для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп 2019 г.

«Русская литература» Методическое пособие для учителей 10 классов. Алматы: Мектеп 2019.

Техническое оснащение, материалы:

Компьютер, ноутбук, мультимедийное обеспечение, презентация

Ход занятия

Этапы занятия

Запланированная деятельность

«Стадия вызова»

Создание коллаборативной среды.

Слайд 1

Эмоциональная минутка. Становятся в круг.

«Я желаю тебе… Я желаю себе…»

Обсуждение целей урока, критериев оценивания и ожидаемых результатов.

Деление на 4 группы. Дифференциация по классификации: обучающиеся с разными требованиями. Дана ваза в ней номера групп, ребята вытаскивают листочки с номерами.

Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми? Скажите, ребята, по этим вопросам вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока? 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Родион Раскольников. Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…

(демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы, либо картинка)

Слайд 5.

Метод «Стоп-Кадр»

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же  - убийство.

Что такое преступление?  И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова?  И что есть его наказание?  Сегодня определите вы сами.

- Скажите, пожалуйста,  каким компонентом в  композиции романа является сцена убийства? (Кульминация)

Но перед тем, как решится на подобный шаг, главный герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

Слайд 6.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.» - на слайде)

 - Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

«Актуализация знаний»

Слайд 7

— Роман «Преступление и наказание» — история бедного, самолюбивого, неглупого и не подлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастья и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого». Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на каждом шагу в своей жизни испытывает тяжёлые лишения и унижения. Он мечтал быть честным и полезным обществу; он очень любил мать и сестру, на чью долю выпала бедность в далёкой провинции, он надеялся, что, закончив образование в университете, сможет изменить свою судьбу. Во время частых монологов с самим собою, занимающих добрую часть романа, Раскольников решает переменить свою судьбу ловким убийством старой безнравственной ростовщицы, существование которой с самой снисходительной точки зрения приносило людям только вред.

Необыкновенные тонкость и глубина психологического авторского наблюдения отразились в каждой мелочи, описывающей подготовку и совершение убийства.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии.

Слайд 8

Это преступление и наказание. На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

Преступление- преступить, переступить через что-то.

- А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее

Слайд 9.

Диалогичное обучение.

Метод «Мозговой штурм» по теме «Преступление Раскольникова».

Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».

Вопросы:

Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

(Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать пробу предприятию, мысли о котором возникли месяца полтора назад.)

Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

(Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».)

В чем же сомневался герой?

(В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.)

Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе процентщице, в распивочной, после сна.

(«Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор... и нечем тут было смущаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»)

Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.

Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

(В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой — холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.)

Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

(Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!.. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!.. - сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.)

Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба — он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников — мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» — жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

Работа с таблицей.

Слайд 10.

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон).

Слайд 11

Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

( Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он — тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью...) Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Вдумаемся в содержание размышлений героя накануне и в день преступления, проанализируем вторую встречу Сонечки с Раскольниковым, которая раскрывает мотивы преступления.

Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т. к. герой так и не воспользовался украденными вещами, деньгами; и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, ... что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, ... то я бы теперь ... счастлив был! Знай ты это!» Следовательно, бедность — не ведущая причина.

«Не для того, чтобы матери помочь я убил — вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!...не столько деньги мне нужны были, как другое...» Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.

Что же привело героя к убийству? Идея, отвечающая всей истории человечества. Обратимся к размышлениям Раскольникова после письма матери и думы его во время разговора студента с офицером в трактире.

Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Работа в группах. Информацию представляют в виде постеров.

Слайд 12.

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.


Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Слайд 13.

Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

Просмотр видео их фильма «Преступление и наказание» 1 часть (1,35-1,42)

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста,  по парам. Я предлагаю первой паре  проанализировать, какие по теории  Раскольникова люди обыкновенные, вторая пара  исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы, раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд всегда -- господин настоящего,

  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Слайд 14.

Ребята зачитывают  прикрепляют свои выводы на доску в первой части ТЕОРИИ («обыкновенные» и «необыкновенные» люди)


Слайд 15.

Слайд 16

Слайд 17.

Выделите ключевые понятия для теории Раскольникова. Используйте «Ментальную карту» или «Интеллект-карту» для представления информации.


Группы презентуют свои постеры.

Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам: достижения.

«Дискуссия»

В чем заключается суть теории Раскольникова? Согласны ли вы с этой теорией?

В чем заключается проблема Раскольникова: в несостоятельности его идеи или в том, что он принадлежит не к тому типу людей?

(Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею»).

Почему Раскольников совершает два убийства?

(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая».)

- Молодцы, ребята. У нас осталась пустой вторая половина доски. И там тоже написано «теория».  Суть теории Раскольникова вы уже раскрыли. Теперь, ребята, вам нужно раскрыть причины её возникновения (делю половину ещё на 2 части). Их две – внешние и внутренние.

Слайд 18.

 Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к  внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Просмотр видео их фильма «Преступление и наказание» 2 часть (0,55-1,00)

Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1и 3 группа исследует внешние причины, 2и 4 – внутренние.

Также результаты вывешивают на доску.

«Социальные и философские истоки бунта Раскольникова»

— «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главные вопросы урока — не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено и что толкнуло героя на этот путь? Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Каковы же причины этого поступка?

Причины, побудившие Раскольникова к убийству.

ИКТ

Теперь учащимся предлагается поработать с «Колесом баланса». Ребята называют причины 6-8 и проставляют напротив баллы от 0-8. Затем заполняется «Колесо баланса». Анализируется и делаются выводы.

Выводы- Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

 - Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

Слайд 19, 20, 21

 (Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. - опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

 -Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

 - А что значит раскалывается(Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

Выводы.

Итак, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)

Слайд 23-24

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)

Учитель читает текст под презентацию.

Слайд 25.

- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

-Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты)

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские  лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Рефлексия по занятию

Слайд 26.

Сформулируйте ваше мнение по поводу теории Раскольникова, используя современный прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что теория Раскольникова …

Обоснование — Потому что …

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами …

Следствие — Сформулируем вывод о том, что …


- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените свою работу на уроке.


Домашнее задание

Стратегия “Творческая мастерская”

Напишите эссе-рассуждение “Внутрен­няя и внешняя расплата Раскольни­кова”. Какую роль они сыграли в ста­новлении его новой личности — после духовного перерождения? Укажите, в каких частях романа происходят эти события




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!