Слайд 7 — Роман «Преступление и наказание» — история бедного, самолюбивого, неглупого и не подлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастья и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого». Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на каждом шагу в своей жизни испытывает тяжёлые лишения и унижения. Он мечтал быть честным и полезным обществу; он очень любил мать и сестру, на чью долю выпала бедность в далёкой провинции, он надеялся, что, закончив образование в университете, сможет изменить свою судьбу. Во время частых монологов с самим собою, занимающих добрую часть романа, Раскольников решает переменить свою судьбу ловким убийством старой безнравственной ростовщицы, существование которой с самой снисходительной точки зрения приносило людям только вред. Необыкновенные тонкость и глубина психологического авторского наблюдения отразились в каждой мелочи, описывающей подготовку и совершение убийства. Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Слайд 8 Это преступление и наказание. На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ. Преступление- преступить, переступить через что-то. - А что значит – преступил? (перешагнул) Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее Слайд 9. Диалогичное обучение. Метод «Мозговой штурм» по теме «Преступление Раскольникова». Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.) Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации». Вопросы: Зачем Раскольников вышел из своей каморки? (Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать пробу предприятию, мысли о котором возникли месяца полтора назад.) Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя? (Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».) В чем же сомневался герой? (В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.) Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе процентщице, в распивочной, после сна. («Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор... и нечем тут было смущаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!») Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад. Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя. Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого? (В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой — холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.) Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал? (Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!.. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!.. - сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.) Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба — он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников — мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» — жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается. Работа с таблицей. Слайд 10. - Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты. (Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон). Слайд 11 Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? ( Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он — тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью...) Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Вдумаемся в содержание размышлений героя накануне и в день преступления, проанализируем вторую встречу Сонечки с Раскольниковым, которая раскрывает мотивы преступления. Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т. к. герой так и не воспользовался украденными вещами, деньгами; и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, ... что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, ... то я бы теперь ... счастлив был! Знай ты это!» Следовательно, бедность — не ведущая причина. «Не для того, чтобы матери помочь я убил — вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!...не столько деньги мне нужны были, как другое...» Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной. Что же привело героя к убийству? Идея, отвечающая всей истории человечества. Обратимся к размышлениям Раскольникова после письма матери и думы его во время разговора студента с офицером в трактире. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Работа в группах. Информацию представляют в виде постеров. Слайд 12. Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету. Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова. Слайд 13. Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ. Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.) - В чем же смысл этой теории? (делит людей на обыкновенных и необыкновенных.) Просмотр видео их фильма «Преступление и наказание» 1 часть (1,35-1,42) Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные, вторая пара исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы, раскрывающие суть теории. Что должно получиться у 1 группы: Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных… Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Что должно получиться у 2 группы: -
Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. Слайд 14. Ребята зачитывают прикрепляют свои выводы на доску в первой части ТЕОРИИ («обыкновенные» и «необыкновенные» люди) Слайд 15. Слайд 16 Слайд 17. Выделите ключевые понятия для теории Раскольникова. Используйте «Ментальную карту» или «Интеллект-карту» для представления информации. Группы презентуют свои постеры. Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам: достижения. «Дискуссия» В чем заключается суть теории Раскольникова? Согласны ли вы с этой теорией? В чем заключается проблема Раскольникова: в несостоятельности его идеи или в том, что он принадлежит не к тому типу людей? (Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте. Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею»). Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.) Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая».) - Молодцы, ребята. У нас осталась пустой вторая половина доски. И там тоже написано «теория». Суть теории Раскольникова вы уже раскрыли. Теперь, ребята, вам нужно раскрыть причины её возникновения (делю половину ещё на 2 части). Их две – внешние и внутренние. Слайд 18. Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями) - Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне) Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним) Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него) Просмотр видео их фильма «Преступление и наказание» 2 часть (0,55-1,00) Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1и 3 группа исследует внешние причины, 2и 4 – внутренние. Также результаты вывешивают на доску. «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» — «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главные вопросы урока — не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено и что толкнуло героя на этот путь? Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Каковы же причины этого поступка? Причины, побудившие Раскольникова к убийству. ИКТ Теперь учащимся предлагается поработать с «Колесом баланса». Ребята называют причины 6-8 и проставляют напротив баллы от 0-8. Затем заполняется «Колесо баланса». Анализируется и делаются выводы. Выводы- Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. - Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели. Слайд 19, 20, 21 (Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. - опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата всех жизненных ценностей). -Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его) - То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается) - А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.) Выводы. Итак, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?) Слайд 23-24 - Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!) Учитель читает текст под презентацию. Слайд 25. - Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это. -Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты) - В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2. - Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне. - Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами. - Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины. - Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой. - Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других. |