СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твёрдые и мягкие согласные

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения различать на слух и в письменной речи твёрдые и мягкие  согласные звуки. Развитие слухового восприятие учащихся  на основе упражнений в узнавании и соотнесении мягких и твёрдых согласных звуков, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, каллиграфического письма.

Просмотр содержимого документа
«Твёрдые и мягкие согласные»

Конспект занятия по коррекции письменной речи

Учитель – логопед МБОУ СОШ №67 г. Новосибирска

Богоявленская С. И.

Тема: Твёрдые и мягкие согласные.

Цель: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-формировать умение различать на слух и в письменной речи твёрдые и мягкие согласные звуки.

Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении мягких согласных звуков ,

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, каллиграфического письма.

Коррекционно-воспитывающие:

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов.


Ход занятия:

I. Мотивационный этап.

1.Эмоционально психологический настрой: посмотрели в глаза друг другу, улыбнулись и мысленно пожелали успехов и удач себе и своим товарищам.

Чтобы достичь успехов, необходимо правильно, красиво говорить и грамотно писать.

2. Подготовим наши органы речи к работе.

Возьмите зеркала. Сядьте удобно, проведём дыхательную гимнастику.

–Вдох через нос, выдох через рот. Губы трубочкой, воздушная струя холодная.

–Вдох через нос, выдох через рот, небольшими порциями. Задержать дыхание. Губы трубочкой. Воздушная струя холодная.

–Вдох через нос. Задержать дыхание- наклон головы вперёд- назад -выдох .Губы трубочкой.

3.Артикуляционная гимнастика:

–Улыбка –хоботок

–Лопатка-иголочка

–Качели

–Лошадка

–Индюк

4. Подготовим наши пальчики к работе:

Я хочу поострить дом, чтоб окошко было в нём, чтоб у дома дверь была. Рядом ,чтоб сосна росла, чтоб вокруг забор стоял. Пёс ворота охранял, чтоб на травке жил жучок, бегал быстрый паучок. Солнце было, дождик шёл и тюльпан в саду расцвёл.

-Подготовили наш орган речи , пальчики размяли. Отрегулировали дыхание.

5. Запишите дату сегодняшнего дня.

6. Каллиграфическая минутка (пропись слогов то –ти)

-Какие слоги у вас прописаны для образца? Как произносим 1 слог, 2 слог? Почему?

Приведите примеры слов, в которых есть данные слоги: топор, толстый, топать, тишина, светить

Пропишите слоги (то -ти). Обратите внимание на нижнее соединение буквы Т с О, верхнее соединение буквы Т с И.

II. Операционный этап.

1.Сегодня мы отправляемся в гости к Тиму и Тому, которые всегда одевают разные шубки. А вот почему они так одеваются вы ответите сами, если отгадаете загадки:

–Когда за грибами ты в рощу идёшь. Её непременно с собою берёшь.(корзина)

–Свою косичку без опаски она обмакивает в краски, потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.(кисточка)

-Какой это мастер на стёкла нанёс и листья и травы и заросли роз(мороз)

–Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать ничего не хочу, вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.(метель)

( на ИТК высвечиваются ответы –слова в два столбика)

–Почему слова- отгадки расположились в два столбика? Обратите внимание на первые буквы, как они произносятся? О чём они нам говорят?

(в 1 столбике слова начинаются с твёрдых звуков, а во 2 столбике слова начинаются с мягких звуков).

-Кто догадался, почему Тим и Том ходят в разных шубах?

–Какие гласные звуки дружат с Томом всегда бегают за ним?(а, о, у, ы, э)

-Какие гласные звуки дружат с Тимом и всегда бегаю за ним((я, е, ё, ю, и)

2.–Сегодня на уроке мы рассмотрим случаи : почему одна и та же согласная буква в одном случае произносится мягко, а в другом случае произносится твёрдо.

Работа с ИКТ.

3.Выпишите слова, в которых только твёрдые согласные звуки.(мороз) Докажи. Подчеркни синим цветом согласные буквы. Выпиши слова в которых только мягкие согласные буквы.

–Какие гласные звуки смягчают предшествующие согласные? Какие гласные звук не смягчают предшествующие согласные?

4.Назовите слово обозначающее ёмкость, в которую можно положить овощи, фрукты, грибы .Запишите слово корзина. В этом слове есть орфограмма (непроверяемая безударная гласная).

Поэтому это слово необходимо запомнить.

Работа над словом: обозначаем ударение, безударную гласную, делаем звуковой анализ, делим на слоги, устно составляем с данным словом предложение. Запись на доске предложения: В корзине лежат груши. Предлагаю детям подчеркнуть цветом твёрдые и мягкие согласные.- В каких случаях согласные звуки произносятся мягко?

5. Динамическая пауза.

Тим и Том предлагают поиграть. Условия игры: если первый звук в слове произносится твёрдо, то вы стоите. Если же мягко произносится, то вы приседаете. Примерные слова: бидон- батон, река- рука, мох- мех, дай- читай, пей- пою, лук- люк, хлеб, парта. книга, тени, сорока, тихо, дом, часы.

Помассажируем наши пальчики:

Капустка. Мы капустку рубим- рубим. Мы капустку солим- солим. Мы капустку трём- трём. Мы капустку жмём- жмём.

6.Тим и Том хотят посмотреть смекалистые ли вы(. Вы должны записать слова, которые подходят по смыслу к данным предложениям. Кто затрудняется, на столах лежат карточки со словами подсказками ( нос -нёс, лук- люк. Был- бил)

От мороза красный …. Я дрова для печки….

– На грядке растёт зелёный …… Рабочие забыли закрыть

– Вова очень смелый ….. Нападающий по мячу….

–Что вы заметили? Почему одна и та же буква в словах произносится по- разному?

– Гласные звуки не только придают мягкость предшествующему согласному, Но и изменяют лексическое значение слова.

III. Рефлексия.

1.Тим и Том предлагают вам самостоятельную работу по карточкам.

Задание. Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветом буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я взял пил… и доску пил…

В сад… видели дяд… Вас…

Цветы у Вал..ли зав..ли.

Коля был р..д , что попал в первый р…д.

У Любы новый ут..г

Ал..ша и бор.. нес..т с..стре пел..нки.

2.Беседа.

–Кто справился на отлично? Кто допустил 1-2 ошибки?

Том и Тим любят играть в лото. Правила простые: если слова начинаются с с твёрдого согласного звука, то выкладываете синюю фишку, если с мягкого согласного , то зелёную фишку .Слова: лето, лото, сито, сытый, мишка, мышка, ров, рев, тюк, тук. Сравниваем по ключу:

Вывод: Одна согласная может произноситься как мягко, так и твёрдо, в зависимости от гласного, следующего за нею.

- Какие звуки придают мягкость предшествующему согласному?

-Какие звуки не обозначают мягкость предшествующего согласного?

-Где могут пригодиться вам знания о твёрдых и мягких согласных?

3.Том и Тим приготовили вам смайлики. Выберите смайлики, которые соответствует вашему настроению. Том и Тим желают вам удач и приглашают вас почаще заходить к ним в гости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!