Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель : Тишкевич Инна Леонидовна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Ход урока.
I.Мотивация учебной деятельности
- Итак, друзья внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок
- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа, минута каллиграфии.
2. Сообщение темы урока.
- Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)
- Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
- Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
3.Чтение слов на доске.
Наум, Нина, Нора, Нюра
- Что общего в этих словах?
- Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)
-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?
-На какие две группы можно разделить все согласные в словах? (твёрдые и мягкие)
-Сегодня на уроке проведём небольшое исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.
4. Самоопределение к деятельности
А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника.
Зовут их Тим и Том. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания. Вслушайтесь внимательно.
- Какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (Ть)
- Какой это звук твёрдый или мягкий?
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.
- А какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т) Какой это звук твёрдый или мягкий? Том такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.
- Как называются согласные, которых любит Том? (твёрдые)
- Как называются согласные, которых любит Тим? (мягкие)
- А почему они одели такие костюмы?
+ Тим - зелёный, потому что мы знаем, что согласные звуки мягкие мы раскрашиваем в зелёный цвет.
+ Том - синий цвет, потому что мы знаем, что согласные твёрдые мы раскрашиваем в синий цвет.
- О том, какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из небольшой сказки.
Живёт в стране Грамматика ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.
Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.
- Как такое может быть?
Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.
- Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)
- Почему?
- Какие гласные они выбирают?
+ Тим - е, ё, ю, я, и.
+ Том - а,о,у,ы,э.
- Наши друзья останутся на уроке, чтобы напоминать вам.
III. Формулировка темы и цели урока
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
+Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
- Давайте сформулируем цель урока.
+Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать.
IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.
1.Работа по учебнику. С.121 Упр.195.Сравнение слов в парах.
Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?
нос – нёс
мыл – мил
ел -ель
-Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)
-А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)
- Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)
- Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)
-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)
- Давайте повторим , вспомним еще раз, как на письме обозначается твёрдость?
+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у.
- А мягкость предшествующего согласного?
+Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.
2. Чтение правила на стр. 121
- Вспомните! А почему нам так говорят?
+ Мы об этом говорили еще в 1 классе.
А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.
Физкультминутка.
3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.
- Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух
а)Игра «Беговые дорожки»
Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого звука, подчеркнуть зелёным, а если твёрдый то – синим. (1 ученик - у доски)
Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,
4. Выполни стр. 121 упр 196. Запись первой скороговорки
в)Работа в парах.
Запишите слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Подчеркните первый звук зелёным, если он мягкий и синим карандашом, если он твердый. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
Домашнее задание. Стр 122 упр 198
- Девочки записывают 1 скороговорку, а мальчики - 2.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,и,ь)