СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»


Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель : Тишкевич Инна Леонидовна.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Ход урока.

I.Мотивация учебной деятельности

- Итак, друзья внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок

- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою 
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа, минута каллиграфии.

2. Сообщение темы урока.

- Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

- Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

- Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

3.Чтение слов на доске.

Наум, Нина, Нора, Нюра

- Что общего в этих словах?

- Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)

-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах? (твёрдые и мягкие)

-Сегодня на уроке проведём небольшое исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

4. Самоопределение к деятельности

А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника.

Зовут их Тим и Том. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания. Вслушайтесь внимательно.

- Какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (Ть)

- Какой это звук твёрдый или мягкий?

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.

- А какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т) Какой это звук твёрдый или мягкий? Том такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.

- Как называются согласные, которых любит Том? (твёрдые)

- Как называются согласные, которых любит Тим? (мягкие)

- А почему они одели такие костюмы?

+ Тим - зелёный, потому что мы знаем, что согласные звуки мягкие мы раскрашиваем в зелёный цвет.

+ Том - синий цвет, потому что мы знаем, что согласные твёрдые мы раскрашиваем в синий цвет.

- О том, какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из небольшой сказки.

Живёт в стране Грамматика ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

- Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.

- Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)

- Почему?

- Какие гласные они выбирают?

+ Тим - е, ё, ю, я, и.

+ Том - а,о,у,ы,э.

- Наши друзья останутся на уроке, чтобы напоминать вам.

III. Формулировка темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

+Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

- Давайте сформулируем цель урока.

+Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать.

IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

1.Работа по учебнику. С.121 Упр.195.Сравнение слов в парах.

Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?

нос – нёс

мыл – мил

ел -ель

-Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)

-А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)

- Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)

- Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)

-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)

- Давайте повторим , вспомним еще раз, как на письме обозначается твёрдость?

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у.

- А мягкость предшествующего согласного?

+Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

2. Чтение правила на стр. 121

- Вспомните! А почему нам так говорят?

+ Мы об этом говорили еще в 1 классе.

А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.

Физкультминутка.

3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

- Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух

а)Игра «Беговые дорожки»

Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого звука, подчеркнуть зелёным, а если твёрдый то – синим. (1 ученик - у доски)

Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,

4. Выполни стр. 121 упр 196. Запись первой скороговорки

в)Работа в парах.

Запишите слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Подчеркните первый звук зелёным, если он мягкий и синим карандашом, если он твердый. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

Домашнее задание. Стр 122 упр 198

- Девочки записывают 1 скороговорку, а мальчики - 2.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)

- Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,и,ь)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!