СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая активность учащихся на уроках литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С изучением литературы в школе не всё просто. Одни школьники не воспринимают лирические произведения, другие не понимают произведения драматического рода, третьи не хотят читать вообще. Поэтому необходимы такие формы и методы изучения произведений художественной литературы, которые способствовали бы формированию читательского интереса у школьников. Данная статья поможет вам вэтом.

Просмотр содержимого документа
«Творческая активность учащихся на уроках литературы.»

Изучение произведений на уроках литературы (через проектную деятельность).

Творческая активность учащихся на уроках литературы.

Из опыта работы.


Безусловно, уроки литературы играют важную роль в воспитании и образовании школьников. ФГОС ООО ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Восприятие художественной литературы через деятельность – одно из требований ФГОС. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», - писал К.Д. Ушинский.

С изучением литературы в школе не всё просто. Одни школьники не воспринимают лирические произведения, другие не понимают произведения драматического рода, третьи не хотят читать вообще. Поэтому необходимы такие формы и методы изучения произведений художественной литературы, которые способствовали бы формированию читательского интереса у школьников. Литературное развитие школьника связано с формированием способности восприятия и осмысления художественного произведения. И здесь большую роль играют нетрадиционные формы урока, внеклассные занятия, использование элементов других видов искусства – рисования, музыки, театрализации и инсценирования, элементов киноискусства, и одно из приоритетных направлений - проектная деятельность. Хочу поделиться своими наработками из опыта работы.

Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака является программным произведением по литературе и изучается в 5-м классе. Было задумано изучить это произведение через театральную постановку. Следует отметить, что внедрение этого коллективного проекта было приурочено к Году театра в России (2019 г.). Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака была знакома некоторым ребятам по художественному и мультипликационному фильмам. Поэтому было решено ещё раз внимательно просмотреть фильм на занятиях внеурочной деятельности. Следующим этапом стало распределение ролей. Учащиеся самостоятельно выбрали сцены для постановки, решили, кто будет актером, проработали музыкальное оформление пьесы, определились с костюмами. Репетиции, заучивание ролей, раскрытие характера героя сказки – все это требовало от ребят не только творческой активности, воображения, но и ответственности, умение эффективно сотрудничать со сверстниками и учителем. Театральная постановка сказки состоялась в рамках предметной недели 04.03.2019 года на базе МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ. Учащиеся 5-го класса открыли Год театра в своей школе драматической сказкой «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака. Данный вид деятельности для учащихся 5-го класса был новым. Поэтому изучение школьниками художественного произведения через театрализацию способствовало осознанному и энергичному приобретению ими нового опыта. И хотя творческий потенциал артистов был реализован не полностью, аплодисменты зрителей были заслуженной наградой для начинающих актеров.

После изучения сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери в 6-м классе был реализован проект «Литературные сказки». Учащиеся выступили в роли создателей сборника литературных сказок. Работа была групповая (класс был разделен на группы). На подготовительном этапе от учащихся требовалось составить список литературных сказок, изученных в 5-6-м классах. Ребятам необходимо было вспомнить писателей-сказочников русских и зарубежных. Ребята также должны были отработать термины «сказка литературная» и «сказка народная». Учащиеся вспомнили, какие литературные сказки были ими прочитаны, и включили их в сборник. Были сделаны иллюстрации к произведениям. Затем каждая группа презентовала свой сборник. Творческий подход и фантазия ребят привели к удивительному результату.

В каждом классе есть ученик, для которого предмет «литература» любимый. И тогда реализуются индивидуальные проекты. В 7-м классе изучаются два произведения с одинаковым названием – это повести «Детство», написанные Львом Николаевичем Толстым и Максимом Горьким. Писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, о тех условиях, в которых они воспитывались. После изучения этих произведений перед учеником была поставлена задача: сравнить эти две повести, провести исследование, работу с текстом и ответить на вопрос «Почему Лев Толстой и Максим Горький решили обратиться именно к детству, именно к этой поре своей жизни?».

Была проведена сопоставительная характеристика главных героев, в каких семьях они жили, в каких условиях росли, какие мамы у них были. Учеником было отмечено, что у Л. Толстого, например, при описании мамы главного героя мы встречаем слова матушка, любовь, доброта. Совершенно другие впечатления от образа матери складываются у главного героя в повести «Детство» М. Горького. Он и называет её «мать», ни разу не назвал «мамой», у неё темное железное лицо, неприветливые, серые глаза. Мы увидели, что у авторов разное отношение и к детству: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» и «суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». Учеником был сделан вывод, что повесть «Детство» Льва Николаевича Толстого и повесть «Детство» Максима Горького при всей своей непохожести однако имеют много общего. Оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло.

Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь мало одних бесед и самых страстных призывов. А нетрадиционные формы преподавания литературы способствуют не только развитию творческой активности учащихся, но и вызывают интерес к изучению предмета.















Республиканский семинар

для учителей начальной, основной и средней школы







Проектная технология как инструмент развития

функциональной грамотности учащихся в аспекте формирования

универсальных учебных действий







Выступление по теме


«Изучение произведений на уроках литературы через проектную деятельность. Творческая активность учащихся на уроках литературы. Из опыта работы»






Гимазетдинова И.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2» г. Менделеевск РТ

























08 октября 2020 год

г. Набережные Челны

Республика Татарстан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!