СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая деятельность учащихся начальных классов в ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описывается методика организации творческой деятельности в группе продленного дня

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность учащихся начальных классов в ГПД»

Особенности организации творческой деятельности младших школьников


На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» [30] .

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средство их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г», « Концепции структуры и содержания общего среднего образования» делается акцент на развитие творческих способностей учащегося, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащегося, актуальные потребности каждого ученика [8, с. 22]. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» [8, с. 24]. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащегося, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.

Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение . Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике [2, с. 41]. Творческая деятельность младших школьников – это «продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом» [20, с. 37]. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [28, с. 17].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе.

Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности и не являются врожденными особенностями человека. Уроки литературного чтения являются самыми благоприятными, на которых можно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера.

На уроках литературного чтения объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащегося обеспечиваются при реализации принципа проблемности. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Создание проблемных ситуаций в процессе организации литературного чтения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащегося. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведение такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т. е. решения творческой задачи.

Детское творчество – осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Чтобы его приобрести, ребенку необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности. Чтобы обучить творческой деятельности необходимо практическое решение творческих задач, что требует наличие у ребенка творческого опыта, и в то же время способствует его приобретению.

Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь учащегося, он как бы берет уроки писателя; с другой – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи [29].

Трудно представить себе урок без пересказа. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказов вносит оживление в уроки (пересказ, близкий к тексту, выборочный, сжатый, пересказ с изменением лица рассказчика, драматизированный пересказ, пересказ по опорным словам, пересказ – характеристика, пересказ – устное рисование картин, и пр.).

Пересказ относят к числу творческих приемов развития речи учащегося. В изложении звучит живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, беседах, в ходе анализа текста, становятся для учащегося своими, и в процессе составления собственного текста ученик строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творческий.

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему так как пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, получено при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Виды пересказов включают в себя элементы творчества. На уроках литературного чтения можно использовать следующие виды работ:

  • составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему;

  • пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев;

  • изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста;

  • составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта;

  • составить или продолжить рассказ по картинкам, иллюстрирующим прочитанное.;

  • составить рассказ по личным наблюдениям картин, природы, близких прочитанному.

Изучение литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это ведение дневника, описание картин природы, рисование картин, декламация стихов, инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащегося. Так, например, Т. Н. Заруцкая отмечает, что для повышения эффективности уроков литературного чтения полезны следующие творческие виды работы:

1. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

2. Чтение, составление сценария к диафильму.

3. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

4. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное).

5. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе)

6. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

7. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

8. Пересказ с изменением лица рассказчика.

9. Инсценировка.

10. Словесное или графическое иллюстрирование прочитанного [5, с. 15].

В современной методике выработалась определенная система творческих заданий, которые эффективны для использования на уроках литературного чтения. Это такие виды заданий:

Работа с иллюстрацией к тексту. Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная. Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Рецензирование детьми созданных рисунков. Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делают это так: каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации; школьники обмениваются рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста; сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

Составление диафильмов по произведению. На основе прочитанного произведения можно составить диафильм, предложив ученикам следующее задание: по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров; какие строки из текста вы соотнесете с ними; определите количество кадров. Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

Метод моделирования. Это введение системы (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги. Таким образом, моделирование позволяет: включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова; дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями; создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями; поддержать интерес к художественной литературе; обогащать духовный мир ребенка; осознанно воспринимать художественные произведения.

Очень эффективны задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения. К ним относятся:

Составление вопросов и тестов по данному тексту. Начиная с первого класса, детей следует учить не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.

Продолжение произведения (придумывание конца). Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.

Словесное рисование. Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что на словесной картине герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют как на экране. В начале работы по словесному рисованию целесообразно использование «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картинки. При этом после словесного описания учащимся каждой детали рисунка, любого элемента интереса, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответственная картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так, по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Описанные выше графические демонстрации пособия нужны лишь на первых этапах обучения устному иллюстрированию. На следующем этапе используются такие приемы:

Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации. Дома (по желанию) дети раскрашивают иллюстрацию красками или карандашами.

Дети словами «рисуют» картину, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в учебнике по чтению или в детской книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту («В учебнике нет иллюстраций, попробуем создать ее сами»).

На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования.

2) «Рисуется» место, где происходит событие.

3) Изображаются действующие лица.

4) Добавляются необходимые детали.

5) «Раскрашивается» контурный рисунок.

Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка».

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Творческое сочинение. Для развития творческих способностей используют написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении. Значение творческого сочинения как формы вводных занятий: привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения; мобилизация всех знаний, связанных с данной темой; упражнения в самостоятельном построении сочинения. Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Словотворчество. Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

Отзыв-рецензия. Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения. Вариант структуры отзыва: 1. Представление героя и выражение своего отношения к произведению. 2. Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий. 3. Характеристика героя и выражение своего отношения к нему. Такая организация творческой работы активизирует чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.

Работа с читательским дневником. Ведение читательского дневника, «основная цель которого – содействие формированию читательских интересов младших школьников через научение способам ориентировки в мире книг и совершенствовании технической стороны чтения, что позволит сохранить у детей положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще» [5, с. 15]. Е. П. Тихонова отмечает, «опытному читателю (а тем более ребенку 6-9 лет) нужны ориентиры, чтобы проверить качество своего чтения. В читательском дневнике предложены разные формы подведения итогов читательской деятельности: отметка о заинтересовавших читателя книгах, описание своего выбора, составление аннотации прочитанной книги, самозамеры личных достижений. Отслеживание изменений в расширении читательского кругозора ребёнка и в совершенствовании навыков чтения наблюдается на протяжении всего периода его обучения в начальной школе» [25, с. 40].

Кроссворд. Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

Составление викторин. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтоб составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Драматизация. Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных школах. При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести: 1. Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной декламации; 2. Только средствами движения, т. е в виде пантомимы. Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается. Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ.

Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения. Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

Все перечисленные приемы и задания творческого характера помогают учителю существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

Итак, сделаем вывод: уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Организация творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе будет эффективной при соблюдении следующих условий: наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы; разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию; соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся; стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности; разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения. Выполнение заданий творческого характера содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.


12