Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по специальности преподавание в начальных классах
«Творческая деятельность учителя»
Выполнила:
студентка 1 курса группы «Ш-11»
отделение очного обучения
Шводченко Екатерина Сергеевна
Руководитель проекта:
Великановская Л. А.
г. Ейск
Содержание
Введение 3
Творческая деятельность педагога 4
Творчество: признаки и уровни 4
Тест на уровни творчества. 6
Заключение 8
Практическая часть 9
Введение Актуальность.
Тема творчества в деятельности учителя будет актуальна всегда. Ведь если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.
Цель.
Узнать больше о творчестве в педагогической деятельности.
Задачи.
Изучить творчество в педагогической деятельности.
Провести в группе диагностики по выявлению творческих способностей.
Подготовить продукт проектной деятельности.
Предмет.
Творческая деятельность, как средство развития личности учителя.
Объект.
Процесс формирования творческой деятельности учителя.
Творческая деятельность педагога Преподаватель во все эпохи числился очень важным человеком. Только педагог наполнен многочисленными знаниями умениями, качествами, которые так необходимы для того, чтобы ребёнок, стал образованным, воспитанным, развитым, творческим.
Преподаватель с античных времён учил детей и всегда у него были приблизительно одни и те же цели и задачи. И до нас дошла цель: ребёнок обязан быть во всех сторон развитой личностью. Конечно, педагогу при данной цели необходимо быть творческим, так как сильно изменился мир вокруг нас. На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
В Педагогическом словаре Галины Михайловны Коджаспировой такое толкование творчества в сфере педагогики: " Педагогическое творчество - это выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Педагогическое творчество характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку, и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях интуиции; умение видеть "веер вариантов".
В подготовке к занятию педагог проявляет творчество при выборе типа урока и на каждом его этапе: в мотивации учебной деятельности, в выборе методов и средств изучения нового материала, в выборе видов учебной деятельности (фронтальной, индивидуальной, коллективной), на этапе закрепления, организации практических работ, в постановке домашнего задания.
Творчество: признаки и уровни Творческий процесс имеет различные уровни. Для одного присуще употребление уже имеющихся и существующих знаний; для другого создается абсолютно иной подход, который изменяет первоначальный взгляд на объект или на область знаний.
Личность можно считать творческой, если она способна превратить выполняемую деятельность в творческий процесс, так и с профессией преподавателей.
Отрасль выражения творчества педагога определяется структурой деятельности педагога и включает в себя все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
Признаки творческой деятельности:
1. Нестандартность.
2. Общественная значимость, прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников.
3. Искренний характер.
4. Гуманный характер творчества.
5. Творчество должно быть максимально свободным.
Существуют следующие уровни педагогического творчества:
1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.
2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.
Тест на уровни творчества. В данной главе мы раскрываем содержание проведённого теста, направленного на определение уровней творческого потенциала обучающихся студентов группы Ш-11.
В тесте приняли участие 20 человек. Студенту предлагается лист с 20 нарисованными кружочками и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы». На выполнение задания дается 5 минут.
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Критерии творческих способностей:
Оригинальность
Низкий уровень 0—2 балла
Средний уровень 2—6 баллов
Высокий уровень свыше 8 баллов
Гибкость
1—2 балла
3—4 балла
свыше 5 баллов
Беглость
0—9 баллов
10—13 баллов
свыше 14 баллов
После проведения теста и подсчетов результатов, можно сделать вывод. что большинство студентов группы Ш-11 имеют высокий уровень развития творчества.
Заключение Подводя итог, следует обратить внимание на то, что педагогическое творчество – это процесс, направленный от усвоения уже накопленного знания и опыта к изменению и преобразованию. Творчество педагога опирается на знания, опыт и интуицию, новые идеи, умения и навыки, которые помогают находить и применять необычные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать выполнение своих профессиональных функций. Оно возникает на основе усвоения необходимых правил. Следует отметить, что творчество педагога начинается только тогда, когда есть ценностное отношение к труду, стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Практическая часть В практической части хочу рассказать о своем продукте проектной деятельности, который раскрывает мое творчество и образ современного педагога. Такую поделку дети могут сделать с учителем на уроке труда перед 8 марта, а потом подарить её своей маме или бабушке.
Чтобы сделать эту бабочку понадобиться:
много разноцветных полосок, длинной 20 см, а шириной 1 см
разноцветные бусинки
любые маленькие цветочки
клей-карандаш или клей ПВА
обычный белый лист
фломастер любого цвета
Ход работы:
Для начала нужно склеить все полоски на концах, затем на листе бумаги нарисовать очертания бабочки и начать приклеивать склеенные полоски, как на картинке. Когда все полоски приклеены можно начать клеить бусины. После этого нарисовать фломастером усики бабочки и на концах приклеить бусину или закрученную в круг полоску.
7