Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
Ейский полипрофильный колледж
«Творчество в деятельности учителя»
Выполнила студентка группы Ш-11
Демченко Олеся
2023 год.
Цель: понять значимость творчества в профессии педагога.
Задачи:
1) Собрать и проанализировать информацию по данной теме;
2) Провести опрос в своей группе;
3) Выяснить, какой процент моей группы имеет творческие способности
Гипотеза: если учитель обладает необходимым творческим потенциалом, то ученики также будут всесторонне развиты и будут иметь творческий подход к обучению
Актуальность: В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.
В образовательно-воспитательном процессе главным двигателем является творческая энергия учащегося, которую сопровождает педагог. Ученики, включенные в активную творческую деятельность, в итоге, умеют самостоятельно выявлять проблемы, ставить перед собой задачи, искать пути их решения не всегда традиционным способом, уметь критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения. При отсутствии творческой составляющей личности педагога этот процесс не представляется возможным.
Объект: творчество в профессии педагога.
Предмет: влияние творчества в профессии учителя
Что такое творческая деятельность в профессии педагог.
Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости).
Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.
При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить признаки:
- преобразование и сочетание знаний;
- умение действовать самостоятельно;
- способность осмысливать педагогическую деятельность;
- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.
Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:
а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;
в) видение новой функции в уже знакомом объекте;
г) комбинирование ранее известных способов в новые.
И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.
Современный учитель понимает, что педагогический процесс важно рассматривать не как две отдельные деятельности – учителя и ученика, а как деятельность совместную, как взаимодействие. Воспитать творческого ученика может только творческий педагог. Для этого учителю необходимо развивать творчество в себе.
Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.
К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.
Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании)
Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.
2.Уровни педагогического творчества:
1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.
2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.
3. Способы развития творчества учителя.
Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.
Повышение квалификации осуществляется по средствам различных форм организации обучения.
Формы организации обучения:
- курсы повышения квалификации;
- семинары;
- педагогические чтения;
- научно-практические конференции;
- заседания;
- предметные комиссии;
- методические объединения.
Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование:
1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику;
2) анализ, обобщение и использование передового педагогического опыта;
3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогических исследованиях.
Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность.
Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование:
а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы;
б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладения передовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков.
Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться:
1) поиск знаний и овладение ими;
2) критический их анализ и применение в практической деятельности;
3) самостоятельное исследование.
При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе.
4.Творческий стиль деятельности учителя.
В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).
В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя.
А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).
Разрабатывая нестандартные, интересные уроки, педагог не только становится многофункциональным, но и повышает свою квалификацию, раскрывает свой творческий потенциал, мотивирует учащихся на изучение предмета, развивает познавательные универсальные учебные действия. Такой опыт для педагога бесценный, потому что он растет и развивается как личность, видит взаимную отдачу от учеников, большее желание и стремление к своему и их развитию.
Вывод.
1. Педагогическое мастерство – одна из главных частей педагогической культуры преподавателя.
2. Педагогическое мастерство преподавателя не видит себя без общей эрудированности, без знаний педагогики и психологии, военного дела, своего предмета, без знания методики обучения и воспитания, без определенных индивидуальных преподавательских качеств, т. е. без овладения воспитателем преподавательской культурой.
3. Педагогическое искусство – высшая ступень проявления преподавательского мастерства.
4. Педагогическое мастерство можно определить как способность воплощения педагогической культуры преподавателя при решении педагогических задач.
5. В практической работе нельзя разграничить педагогическую деятельность на педагогическое мастерство и творчество. Эти организационные части инновационной деятельности, являясь близкими друг с другом, приводят к взаимосвязи.
Тест «Определение уровня творческого потенциала»
Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:
а) да;
б) часто думаешь, что не сумеешь;
в) да, часто.
6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:
а) да, неизвестное тебя привлекает;
б) неизвестное тебя не интересует;
в) смотря какое дело.
7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;
в) да, но только если тебе это нравится.
8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:
а) да;
б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;
в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда ты терпишь неудачу, то:
а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;
б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;
в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не могу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время ты предпочитаешь:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.
15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;
б) ты более-менее доволен;
в) тебе еще не все удалось сделать.
16. Когда ты один:
а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;
в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем ты находишься;
б) ты можешь делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:
а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;
б) останешься при своем мнении;
в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
РЕЗУЛЬТАТ
Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя;
вопросы 9 и 15-й — постоянство;
У 7 человек: 49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
У 10: От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
У 8: 23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Список литературы.
https://studfile.net/preview/1721593/page:11/
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4472/?ysclid=leofzl0d7f655933893
https://ppt-online.org/1096526?ysclid=leojbtxnq9463782696
https://infourok.ru/test-opredelenie-urovnya-tvorcheskogo-potenciala-uchaschihsya-2007242.html