СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская «А что есть красота?» (по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»), 5-й класс Булгакова Н.И., учитель русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира;

Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки;

Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру как и нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;

Обогащать представления ребят о композиции, о художественной детали.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская «А что есть красота?» (по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»), 5-й класс Булгакова Н.И., учитель русского языка и литературы»

Творческая мастерская «А что есть красота?»

(по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»), 5-й класс

Булгакова Н.И., учитель русского языка и литературы

Цели:

Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира;

Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки;

Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру как и нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;

Обогащать представления ребят о композиции, о художественной детали.

Оформление урока:

Эпиграф:

Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно- научиться жить на Земле, как люди. Б. Шоу

Словарная работа:

ГАРМОНИЯ- 1. Выразить средство в музыке; 2. Согласованность, стройность в сочетании чего либо. (Г. звуков, Г. красок, Г. души).

Рисунки ребят, иллюстрации к сказке.

Пословицы:

Не все то золото, что блестит;

Молодец, красив, да на душу крив;

Лицом детина, да разумом скотина;

Поглядишь- картина, а разглядишь- скотина;

Говорит бело, да делает черно;

Красна ягодка, да на вкус горька;

НЕ ищи красоты, ищи доброты;

С лица воду не пить.

На доске портрет О. Уайльда и звезда с множеством лучей.

ХОД МАСТЕРСКОЙ. 1. Деление на группы.

-Выберите звезду того цвета, который наиболее соответствует вашему настроению, ощущению на данный момент.

-Объединитесь в группы по цветам.

-Объясните свой выбор того или иного цвета.

-Сегодня все результаты труда будут групповыми. Чтобы процесс был успешным, придумайте главное правило вашей совместной работы, запишите его, вывесите на доску.

(Из записей учащихся: «Уметь слушать друг друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому», «Дружно работать»)

Ребята, посмотрите на тему нашего урока и его эпиграф. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?

«А что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Каждое произведение литературы - это всегда загадка. А отгадывает их, прежде всего, тот, кто внимательно читает и следит за «подсказками» автора. Часто бывает, что в названии содержится подсказка.

Сказка английского писателя О. Уайльда озаглавлена необычно: «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать загадку заглавия и другие загадки, которые есть в сказке.

2. Выявление ассоциаций

Приведите ассоциации, которые возникают у вас при слове «звезда». (Ребята рисуют в тетради звезду и напротив каждого луча записывают слово. Учитель делает то же на доске.)

(Очень красивое, далекое, яркое, недостижимое, холодное, знаменитое… Это слово напоминает нам о неземной красоте. Бывает «путеводная звезда», значит, она может быть образцом и вести за собой).

3. Индуктор

-Чудо. Что это такое? Где мы встречаемся с чудесами?

(«Чудо –это что-то не обычное; то, чего в жизни не бывает; это сказка; это волшебство…»).

4. Работа с текстом сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» (прочитана заранее дома – предварительное домашнее задание)

- Какое чудо произошло в этой сказке?

- Подготовьте презентацию от группы вашей версии того, какое чудо произошло в сказке.

(Из вариантов, предложенных ребятами: «Из тирана мальчик- звезда стал милосердным», «Ледяное сердце мальчика- звезды растаяло», «Проделав долгий путь, мальчик- звезда стал добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду обезобразило, а добро сделало красивым»).

- Письменно докажите, работая с таблицей, что чудо, о которым вы говорили, в сказке состоялось. (Вариант выполнения работы см. ниже.)

5. Работа с афоризмами и пословицами.

- Прочитайте афоризмы и пословицы. Что их объединяет? Выберите каждый в группе тот, который кажется вам самым интересным и отражает идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте его каждый для себя.

6. Составление своего текста (приём «пишем вместе»)

- Наклейте понравившееся высказывание на листок. Это будет ваше первое предложение будущего текста – отклика на сказку.

- Допишите предложения.

-Придумайте к полученному тексту заголовок.

- Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его.

Из записей пятиклассников:

Всё возможно изменить!

  • «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп)

  • О. Уайльд в своей сказке «Мальчик-звезда» показал, что красота должна быть духовная.

  • Для меня главным чудом в сказке стало то, что из тирана мальчик-звезда превратился в сострадательного правителя.

  • Я согласен с писателем в том, что мама всегда сможет простить любые поступки.

  • «В человеке должно быть все прекрасно»: как в душе, так и снаружи. (Артем Даньшин)

Красота не главное

  • «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес)

  • О. Уайльд в своей сказке «Мальчик -звезда» показал, что красота не самое главное в жизни, главное- доброта и милосердие.

  • Для меня главным чудом в сказке стало то, что всё- таки мальчик- звезда нашёл маму и стал помогать другим людям, что в его царстве жило доброю

  • Я согласна с писателем в том, что мама- самый важный человек в жизни, которого нужно любить и уважать.

  • «В человеке должно быть всё прекрасно: душа, внешность». (Маша Воротынцева)

Чудо

  • «Не всё то золото, что блестит».

  • О. Уайльд в своей сказке «Мальчик- звезда» показал, что красота- это не главное.

  • Для меня главным чудом в сказке стало то, что злой мальчик стал добрым правителем.

  • Я согласна с писателем в том, что мама- этой самый дорогой человек.

  • «В человеке должно быть всё прекрасно: душа, воля, ум». (Марина Овсянникова)

7. Словарная работа. Выставка рисунков.

ГАРМОНИЯ- (см. выше)

Вывод: Наш герой стал красив только тогда, когда в нем стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а «живое, теплое, страдающее» и прекрасные поступки.

8. Моя формула человеческой красоты.

Попробуйте составить свою формулу красивого человека.

……+……+……+……= КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

(Например, Душа+Сердечность+Помыслы+Поступки+Ответственность+Внешность=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК)

9. Рефлексия

- О чем сегодня на мастерской вы задумались?

- Что было интересно?

- Что было сложно?

- За что вы могли бы сказать спасибо своим одноклассникам?

-Ваше положение себе? Учителю? Одноклассникам?

(выполняется на звездах, вручается соседу по парте, учителю, другу- по желанию).

10. Домашнее задание

- Прочитайте предложенные стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Подготовьте их выразительное чтение (можно наизусть). Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, строки в этих стихотворениях.



Какими бы ни были типы педагогической мастерской, главное в ней то, что для каждого участника процесс обучения становится оригинальным, нужным и востребованным. Здесь все находится в поиске, точные формулировки следуют за приближенными, и никто не боится ошибиться, так как не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а в мастерской обязательно значимым становится погружение участников занятия в материал, «проживание» его. Таким образом, организации работы в педагогической мастерской позволяет уйти от простой передачи информации, повысить познавательную самостоятельность и активность учеников и тем самым дать учащимся понимание возможности самообразования. Кроме того, мастерские решают задачи воспитательного характера: учат ребят взаимодействию друг с другом, умению слушать и принимать или корректно опровергать иную точку зрения, создают условия для освоения духовных ценностей. Работа в мастерской также развивает подвижность мышления как учеников, так и учителя, так как стимулирует мастера к поиску, к серьезной теоретической подготовке по своему предмету, к новому взгляду на учебные программы, к сотворчеству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!