Творческая мастерская «А что есть красота?»
(по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»), 5-й класс
Булгакова Н.И., учитель русского языка и литературы
Цели:
Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира;
Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки;
Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру как и нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;
Обогащать представления ребят о композиции, о художественной детали.
Оформление урока:
Эпиграф:
Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно- научиться жить на Земле, как люди. Б. Шоу
Словарная работа:
ГАРМОНИЯ- 1. Выразить средство в музыке; 2. Согласованность, стройность в сочетании чего либо. (Г. звуков, Г. красок, Г. души).
Рисунки ребят, иллюстрации к сказке.
Пословицы:
Не все то золото, что блестит;
Молодец, красив, да на душу крив;
Лицом детина, да разумом скотина;
Поглядишь- картина, а разглядишь- скотина;
Говорит бело, да делает черно;
Красна ягодка, да на вкус горька;
НЕ ищи красоты, ищи доброты;
С лица воду не пить.
На доске портрет О. Уайльда и звезда с множеством лучей.
ХОД МАСТЕРСКОЙ. 1. Деление на группы.
-Выберите звезду того цвета, который наиболее соответствует вашему настроению, ощущению на данный момент.
-Объединитесь в группы по цветам.
-Объясните свой выбор того или иного цвета.
-Сегодня все результаты труда будут групповыми. Чтобы процесс был успешным, придумайте главное правило вашей совместной работы, запишите его, вывесите на доску.
(Из записей учащихся: «Уметь слушать друг друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому», «Дружно работать»)
Ребята, посмотрите на тему нашего урока и его эпиграф. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?
«А что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Каждое произведение литературы - это всегда загадка. А отгадывает их, прежде всего, тот, кто внимательно читает и следит за «подсказками» автора. Часто бывает, что в названии содержится подсказка.
Сказка английского писателя О. Уайльда озаглавлена необычно: «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать загадку заглавия и другие загадки, которые есть в сказке.
2. Выявление ассоциаций
Приведите ассоциации, которые возникают у вас при слове «звезда». (Ребята рисуют в тетради звезду и напротив каждого луча записывают слово. Учитель делает то же на доске.)
(Очень красивое, далекое, яркое, недостижимое, холодное, знаменитое… Это слово напоминает нам о неземной красоте. Бывает «путеводная звезда», значит, она может быть образцом и вести за собой).
3. Индуктор
-Чудо. Что это такое? Где мы встречаемся с чудесами?
(«Чудо –это что-то не обычное; то, чего в жизни не бывает; это сказка; это волшебство…»).
4. Работа с текстом сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» (прочитана заранее дома – предварительное домашнее задание)
- Какое чудо произошло в этой сказке?
- Подготовьте презентацию от группы вашей версии того, какое чудо произошло в сказке.
(Из вариантов, предложенных ребятами: «Из тирана мальчик- звезда стал милосердным», «Ледяное сердце мальчика- звезды растаяло», «Проделав долгий путь, мальчик- звезда стал добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду обезобразило, а добро сделало красивым»).
- Письменно докажите, работая с таблицей, что чудо, о которым вы говорили, в сказке состоялось. (Вариант выполнения работы см. ниже.)
5. Работа с афоризмами и пословицами.
- Прочитайте афоризмы и пословицы. Что их объединяет? Выберите каждый в группе тот, который кажется вам самым интересным и отражает идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте его каждый для себя.
6. Составление своего текста (приём «пишем вместе»)
- Наклейте понравившееся высказывание на листок. Это будет ваше первое предложение будущего текста – отклика на сказку.
- Допишите предложения.
-Придумайте к полученному тексту заголовок.
- Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его.
Из записей пятиклассников:
Всё возможно изменить!
«Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп)
О. Уайльд в своей сказке «Мальчик-звезда» показал, что красота должна быть духовная.
Для меня главным чудом в сказке стало то, что из тирана мальчик-звезда превратился в сострадательного правителя.
Я согласен с писателем в том, что мама всегда сможет простить любые поступки.
«В человеке должно быть все прекрасно»: как в душе, так и снаружи. (Артем Даньшин)
Красота не главное
«Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес)
О. Уайльд в своей сказке «Мальчик -звезда» показал, что красота не самое главное в жизни, главное- доброта и милосердие.
Для меня главным чудом в сказке стало то, что всё- таки мальчик- звезда нашёл маму и стал помогать другим людям, что в его царстве жило доброю
Я согласна с писателем в том, что мама- самый важный человек в жизни, которого нужно любить и уважать.
«В человеке должно быть всё прекрасно: душа, внешность». (Маша Воротынцева)
Чудо
«Не всё то золото, что блестит».
О. Уайльд в своей сказке «Мальчик- звезда» показал, что красота- это не главное.
Для меня главным чудом в сказке стало то, что злой мальчик стал добрым правителем.
Я согласна с писателем в том, что мама- этой самый дорогой человек.
«В человеке должно быть всё прекрасно: душа, воля, ум». (Марина Овсянникова)
7. Словарная работа. Выставка рисунков.
ГАРМОНИЯ- (см. выше)
Вывод: Наш герой стал красив только тогда, когда в нем стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а «живое, теплое, страдающее» и прекрасные поступки.
8. Моя формула человеческой красоты.
Попробуйте составить свою формулу красивого человека.
……+……+……+……= КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
(Например, Душа+Сердечность+Помыслы+Поступки+Ответственность+Внешность=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК)
9. Рефлексия
- О чем сегодня на мастерской вы задумались?
- Что было интересно?
- Что было сложно?
- За что вы могли бы сказать спасибо своим одноклассникам?
-Ваше положение себе? Учителю? Одноклассникам?
(выполняется на звездах, вручается соседу по парте, учителю, другу- по желанию).
10. Домашнее задание
- Прочитайте предложенные стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Подготовьте их выразительное чтение (можно наизусть). Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, строки в этих стихотворениях.
Какими бы ни были типы педагогической мастерской, главное в ней то, что для каждого участника процесс обучения становится оригинальным, нужным и востребованным. Здесь все находится в поиске, точные формулировки следуют за приближенными, и никто не боится ошибиться, так как не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а в мастерской обязательно значимым становится погружение участников занятия в материал, «проживание» его. Таким образом, организации работы в педагогической мастерской позволяет уйти от простой передачи информации, повысить познавательную самостоятельность и активность учеников и тем самым дать учащимся понимание возможности самообразования. Кроме того, мастерские решают задачи воспитательного характера: учат ребят взаимодействию друг с другом, умению слушать и принимать или корректно опровергать иную точку зрения, создают условия для освоения духовных ценностей. Работа в мастерской также развивает подвижность мышления как учеников, так и учителя, так как стимулирует мастера к поиску, к серьезной теоретической подготовке по своему предмету, к новому взгляду на учебные программы, к сотворчеству.