Творческая мастерская.
«Карнавал животных»
(К разделу «Вокализация, лад, тоника в поэтическом произведении», второй год обучения).
Музыкально-поэтическое занятие.
Занятие проводится старшей группой студии для младшей группы.
Тип занятия: интегрированное (русский язык, литература, музыка, МХК, ИЗО)
Цели занятия:
Образовательные: формирование умения составлять высказывание типа описания на основе музыкального произведения.
Воспитательные: развивать у учащихся интерес к музыкальному искусству, интерес и любовь к животным.
Развивающие: развитие монологической речи, развитие образного мышления, создание художественного текста на основе прослушанного музыкального произведения, умение отбирать языковые средства.
Оборудование: музыкальный центр с диском, фотография композитора, раздаточный материал, иллюстрации и фотографии животных.
Ход урока.
- Ребята, узнайте, о каком животном пишет В..Маяковский. (Читаем по строчкам и попросим ребят сразу поднять руку, как только они узнают животное. Как правило, узнают после второй строки. После этого можно прочитать стихотворение до конца)
Двух- и трехэтажный рост, с блюда уха оба, впереди на морде хвост под названьем «хобот». А из пасти – шутки бросьте! - два клыка слоновой кости. Сколько им еды, питья, сколько платья снашивать! Даже ихнее дитя ростом с папу нашего.
- Скажите, а бывают слоны ростом с трехэтажный дом? Как называется такой художественный прием? (Гипербола)
- А какие еще художественные средства вы здесь видите? (Сравнения)
- В каком стиле дано описание? (Художественный)
Работа с раздаточным материалом.
Текст № 1. Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на хвосте. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, м висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, наверное, достал бы им до окна. (А.Куприн)
- В каком стиле написан текст? Докажите. (Это художественный текст Здесь используются сравнения, эпитеты)
- Тип речи? (Описание)
Текст № 2.
…Смешная очень. Руки вдвое короче. Но это у ней ноги вдвое длинней. (В.Маяковский)
- Впишите на место пропуска название животного.
- Как вы определили, что речь идет о кенгуру? ( По описанию характерных признаков.)
- Покажите свои рисунки и прочитайте свои стихи – подписи к ним. ( Предварительное домашнее задание)
Дети читают, старшие комментируют. Ребята высказывают свое мнение.
- А сегодня мы увидим, вернее, услышим еще один портрет – музыкальный. Эти портреты создал французский композитор Камиль Сен-Санс. Он написал сюиту «Карнавал животных».
Сведения о композиторе.
Камиль Сен-Сан был не только композитором, он был пианистом и писателем (он писал стихи и комедии).Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять с 5 лет. Первый концерт состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
Сен-Санс несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских композиторов.
Сюита «Карнавал животных» создана в 1986 году Сюите автор дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия».
В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства. С раннего детства Сен-Санс прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, и все эти звуки находили воплощение в создаваемых композитором музыкальных произведениях. Маленький Камиль увлекался естественными науками – он собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания «Карнавала животных».
В сюите 13 пьес, некоторые из них мы сегодня будем слушать в исполнении двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона: «Куры и петухи», «Слон», «Кенгуру» «Королевский марш львов».
Лексико-стилистическая и орфографическая работа.
Записываем на доске названия музыкальных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, рояль (м.р.), фортепиано (с.р.).
Комментируем значение слов.
- Объясните значение слов: карнавал, сюита, композитор, квартет. (Работа со словарем).
В музыкальном произведении есть свои выразительные средства:
Темп (быстрый, медленный), сила звука (громкая, тихая),
Высота звука (низкие, высокие звуки). Тембр (у каждого инструмента своя окраска). Слушаем все пьесы в определенном порядке. Дети прослушивают все пьесы, стараются представить того или иного животного и после этого показывают свои рисунки в порядке расположения пьес.
Подводим итог и после этого начинаем работать над каждой отдельно.
После прослушивания задаем вопросы:
- Какие картинки возникают в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку?
- Какая эта музыка по характеру?
- Что это: марш, танец или песня?
На доске материал-подсказка, дети в процессе работы обращаются к записи.
Характер, настроение музыки: отрывистая, могучая, грозная, легкая, тяжелая, неуклюжая, назойливая, однообразная, четкая, плавная, танцевальная, маршевая, изящная, торжественная (дописываем в результаты ответов).
Слушаем Пьесу «Слон».
Создание речевой ситуации.
- У А.Куприна есть рассказ «Слон» (краткое изложение рассказа). Представьте, что слон пришел к больной девочке. Как он еще мог ее развеселить? Конечно, станцевать. А какой танец удобнее всего танцевать слону? Вальс. Как он звучит, а почему?
Музыка звучит в ритме вальса, это танец. Но она тяжела и неуклюжая, слону нелегко танцевать – он большой.
«Королевский марш львов». Пьеса маршевая, четкая, восточного характера, поэтому легко определить, какое животное она изображает. Слышат низкие звуки, которые изображают рычание льва, узнают контрабас, так как это инструмент очень низкого тембра.
«Кенгуру». Музыка легкая, прыгающая, звуки-аккорды заканчиваются остановками, как бы изображая смену изящных движений и внезапных остановок кенгуру.
«Петухи и куры».
В быстром и назойливом повторении одного и того же звука остроумно изображается кудахтанье кур, которое прерывается пением петуха. Тембр рояля и флейты. Отмечаем звукоизобразительный момент.
Можно прослушать столько произведений, сколько позволит время.
Вывод, заключение. Литература и музыка – это виды искусств, у каждого из них свои изобразительные средства. Сегодня мы соприкоснулись с удивительной музыкой, узнали значение и написание новых слов. Музыка рождает в нашем воображении интересные образы, попробуйте воплотить эти образы в прозаической миниатюре или стихотворении.
Литература:
1.Карцева С.А.Музыкальная фонотека в школе: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1976.
2. Рябцева Е.А. Подготовка к сочинению-описанию. «Литература в школе».№6.2007.
Осенние пейзажи в творчестве поэтов и художников.
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.
К разделу «Система эмоционально-выразительных средств языка».
Цель: помочь учащимся увидеть красоту осеннего пейзажа, проникнув в мастерскую поэта и художника, обнаружить общее в слове и картине; обогащение внутреннего мира учащихся, развитие творческих способностей. Через изучаемый материал; воспитание эстетического вкуса, любви к красоте природы.
Оборудование: рисунки учащихся с изображением осеннего пейзажа, репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», А.Грицая «Золото осени».
Эпиграф: «Живопись – это та поэзия, которую слышат, но не видят» (Леонардо да Винчи)
На доске записаны вопросы:
Какие картины из жизни природы рисует поэт?
Попробуйте рассказать, что вы представили, почувствовали, слушали стихотворение.
Какие эпитеты, олицетворение, сравнения передают одухотворенность природы?
Какое настроение вызывает это стихотворение?
Вот и закончилось лето. Наступила осень, о которой Пушкин сказал: «Унылая пора! Очей очарованье…» Сегодня мы будем говорить об осени с помощью поэзии и красок. А сейчас закройте глаза и представьте то, что услышите.
Ученица читает стихотворение Дементьева «Сентябрь»
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен и тих.
Давно скворцы дома свои забросили
И где-то с грустью вспоминают их.
Ступает осень тихо по земле,
Кружатся листья, как воспоминанья,
Как искры в остывающей золе,
На небе звезд спокойное мерцанье.
Ах, все уйдет – жалей иль не жалей!
Все превратится в памятную небыль:
И это одиночество полей,
И тишина покинутого неба.
От злых ветров реку бросает в дрожь.
И сбились в стаю лодки на причале…
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.
Автор любуется осенним пейзажем, хотя чувствуется грусть и одиночество. Изображение природы дается через восприятие человека. Автор очень внимателен, он заметил много осенних деталей: отлет птиц, лодка на причале, злой ветер.
Ученик читает стихотворение Н.Рубцова «Сентябрь»:
Слава тебе поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября.
Каким настроением наполнено это стихотворение?
Лирический герой радуется этому радостному покою. Звучат восклицательные интонации.
- В чем вы услышали эту радость? Как ее передал поэт?
Он так и говорит: радостный покой, блеск чудесный, праздник нагрянул, радуюсь…
- Давайте посмотрим, что радует поэта
Он говорит: «Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу…»
Вот интересно: поэт радуется самому обычному. Как вы это объясните и о чем это вам говорит?
Ему так хорошо от того, что он видит, что он признается: «И ничего не желаю, и ничего не хочу»
Он светлый человек. В обычном видит красоту, покой, радуется высокому небу. Он видит, как солнечный луч играет с рекой, с рощей»с россыпью ягод в сенях».
- Красивая осень предстает перед нами в стихотворении Рубцова? Как художественные средства помогают нам в создании в нашем воображении картин осени?
Эпитеты здесь очень яркие и праздничные: солнечный блеск, златогривые кони
_Осень - словно праздник, который нагрянул на златогривых конях. Этот прием- сравнение.
- А как вы поняли последние строки?
Такой красивой бывает осень почти в конце. Еще вроде ничего не говорит о зиме, но она уже близко.
С ее приходом связана грусть.
Чтение стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень».
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Чертог – пышное великолепное помещение или здание, дворец.- А теперь какая картина вам представилась?
Здесь все золотится и сверкает. Здесь, как на выставке картин, выстроились деревья в осеннем уборе, в золоченых рамах.
- А какой здесь цвет преобладает?
Вязы, ясени, осины – «в позолоте небывалой», «липы обруч золотой», «в желтых кленах флигеля, словно в золоченых рамах», и закат оставляет янтарный блеск на коре деревьев.
Осенью все яркое, красивое, золотое, как на свадьбе.
Читаем стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
-Какие строфы вам показались необычными?
День как бы хрустальный; тонкий, нежный, звонкий, ясный до прозрачности, до сияния. Вот такую осень и любил Пушкин: золотую, тихую, спокойную. Поля пустые, они отдыхают, но какое чистое голубое небо!
- Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту картину.
Итак, ребята, мы прослушали замечательные стихи об осени. Чем они отличаются? Чем похожи?
У каждого поэта, как и человека, есть что-то свое, любимое в каждом времени года, каждый по-своему отражает свое отношение к тому, что отображает…
- А какие ассоциации вызывает у вас осень?
Дождь, шелест листьев…Ветер, голые деревья…Красные ягоды рябин, тронутые первым инеем…
Звучит музыка Вивальди «Времена года».
- Вторая часть занятия – осень, которую вы увидите.
Живопись так же, как и литература, способна воспроизвести всю полноту и многообразие окружающего мира. Глядя на картины величайших мастеров, понимаешь, что запечатленное в них многообразие действительно прекрасно.
Обратимся к вашим работам. В них вы показали всю палитру золотой осени, тот ее момент, когда она прекрасна. Не случайно и в названиях картин художников звучит слово «золотая»: «золотая осень», «Золото осени».
- Какие цвета вы использовали в своих работах? Теплые или холодные? Какие цвета в большинстве своем присутсвуют на ваших рисунках?
Но осень бывает не только золотой, но и «плаксивой», печальной. Какую же палитру красок вы использовали, изображая такую осень?
Предлагается каждому защитить свою работу. Дети выходят к доске, подходят к своему рисунку и рассказывают о нем.
Занятие заканчивается на улице, в непосредственном созерцании осенней природы.
Домашнее задание: написать стихотворение или лирическую миниатюру об осени.
В итоге этого занятия созданы стихотворения «Осенняя заря», «Осенняя фантазия» (Кацай Олеся), «Осень» (Вдовенко Анжела), «Осень» (Кожевникова Наташа), «Рябина» (Карбан Валя. (См. в поэтическом сборнике «Рождение первой строки»).
7