СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

класс делится на четыре группы, каждая является мастерской со своими целями и задачами.

Дети работают с юмористическим текстом, отвечают на поставленные для их группы вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская на уроке литературы»

Смех – великий лекарь.

Литературоведческая мастерская

Определите отношение к объекту осмеяния, оценивание, уровень культуры. Характер вкусов. Комическая ситуация или смешное недоразумение? Манера повествования, обрисовка внешности и язык героев. При ответе используйте предложенный материал.

Юмор – изображение чего-либо в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает.

Способы юмористического повествования: неожиданность; несоответствие; гипербола (преувеличение до неправдоподобия).

Обобщенная схема создания комического в художественной литературе: объективный смех (смешное) – средства комического (языковые средства – фонетические, лексические, фразеологические, грамматические средства и неязыковые средства) – приемы комического (эзоповский язык, иносказание, деформация, неожиданность, несоответствие, недоразумение, приемы разоблачения анахронизмы) – формы комического (юмор, сатира) – результат – смех (комизм).

Юмор сложен, и юморист часто столько же сочувствует явлению, сколько и осуждает его, и больше прощает, чем может делать это сатирик.

Существуют различные формы юмора: парадокс, ирония, оксюморон или игра слов, остроумие, пародия, сатира, сарказм и так далее.

Юмор имеет различные литературные формы — анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ, каламбур, остроумный ответ собеседнику, к месту сказанный афоризм и так далее. Кроме текстовой формы, юмор может быть также представлен в графической форме — карикатура, рисунок, фото и т. п.

Мастерская группы психологов


Для чего человеку нужен смех? Как герой рассказа шутит над окружающими и как воспринимает шутку над собой? Какова психология юмора? При ответе используйте предложенный материал.

Слово имеет древнегреческие корни. В античной медицине человеческое состояние описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор» (ср. — «гуморальный»). Соотношение и гармония этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.

Сатирик склонен к пессимизму, юморист — к оптимизму; сатирик — идеалист, юморист — реалист. Теоретики предлагают еще иные различные попытки классифицировать многообразные явления Ю. Различают три вида юмора — Ю. настроения, Ю. изображения, Ю. характера; выделяют также три его степени: 1) Ю. положительный (или оптимистический, Ю. в узком смысле), 2) Ю. отрицательный, сатирический и, наконец, 3) Ю. примиренный, преодолевший голое отрицание, иронический. Юмористическое отношение к себе или к миру является на первых порах оптимистическим: человек замечает все ничтожное, неразумное и мало сознательно, смеется над ним, сохраняя душевное спокойствие; неразумное в отдельных явлениях не колеблет его веры в великое и разумное.

Пользуясь старой классификацией темпераментов, можно, с известными оговорками, сказать, что холерику свойственно патетическое изображение жизни, меланхолику — элегическое, сангвинику — комическое, флегматику — юмористическое. В эстетике, поэтому, важно отграничить Ю. от комического и возвышенного, в литературе — от сатиры.

Чувство юмора - способность человека понимать юмор. Оно придает человеку уверенности в себе и оптимизм. В крайних случаях вызывает чувство превосходства и власти над объектом унижения.

Инструмент юмора - это шутка. Обычно удачно придуманная шутка снимает напряжение, уныние или страх. Скорее всего, именно для этого природа и наделила человека способностью шутить. Однако, если шутка сказана в адрес какого-либо человека, то она может нести не только радость, но и являться актом агрессии, так как человек может увидеть в ней злонамеренное оскорбление и унижение. Поэтому шутки обычно допускаются только по отношению к хорошо знакомым людям, которые воспринимают ее как проявление доверия к ним самим, дающую возможность взглянуть на себя со стороны в критическом свете. В этом случае отношения людей укрепляются еще больше. В противном же случае шутка, особенно сказанная на публике, воспринимается как личная обида и способствует возникновению неприязненных отношений между людьми. Не все, значение чего принижается - кажется смешным, так как чувство юмора может вступать в противоречие с другими чувствами. Например, у каждого человека или народа есть дорогие и святые для него вещи, шутки над которыми воспринимаются враждебно в принципе, так как составляют предмет их гордости и обожания. В таком случае удовольствие от смеха перевешивается неприятным чувством уязвленной гордости. Другой пример - когда шутка слишком жестока и направлена против заведомо слабого и беззащитного существа, которое не представляют никому угрозы. Такая шутка вызывает у большинства людей лишь жалость к объекту унижения, а также неприязнь к самому шутнику. По вышеназванным причинам смех может быть как злым, так и добрым. Тоже самое можно сказать и про шутника.

Художественная мастерская

Создайте иллюстрацию к рассказу, передав идею произведения и используйте при этом соответствующую цветовую гамму.

Литературная мастерская

Задание на выбор. 1.Создайте новый фрагмент рассказа, что случилось с героем рассказа, когда он попрощался со старушкой и до момента, как он вошёл в класс. (Этот фрагмент не должен отличаться по стилю от авторского).

2. Попробуйте написать свой рассказ на одну из тем: о школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).



Текст для работы



Чувство юмора К.Леонидов

Было первое апреля. Юра Сережкин бодро шел в школу. Солнце, как и положено в весенний день, сияло вовсю. Юра тоже сиял: во-первых, уроки сделаны, и можно не бояться Людмилы Аркадьевны. Во-вторых, день сегодня особенный: веселись и обманывай всех, сколько хочешь! Впереди Сережкин увидел девочку в синем пальто и синем берете. Юра громко крикнул:

— Эй ты, синяя! Рукав порвала!

Девочка оглянулась, потом внимательно осмотрела рукава.

— Первый апрель, никому не верь! — захохотал Юра.

— Дурак! — сказала "синяя" и повертела пальцем у виска.

"Нет чувства юмора", — снисходительно подумал Юра и стал догонять старушку, которая несла авоську с бутылкой подсолнечного масла.

— Извините, бабушка, — громко сказал Юра, — это не вы уронили кошелек?

— Где, миленький? — старушка стала близоруко осматривать тротуар.

— Первый апрель, бабуля, никому не верь! — радостно засмеялся Юра.

— А вот как вызову сейчас милицию!.. — рассердилась старушка.

"Да-а, с чувством юмора у населения туго", — опять подумал Юра и заспешил в школу.

В класс он пришел вовремя. Успел только сообщить Петухову, что у того спина белая, как начался урок.

— Что-то у нас Сережкин сегодня очень веселый, — сказала Людмила Аркадьевна. — Неужели уроки сделал?

— Нет, не сделал, — спокойно ответил Юра и подмигнул Петухову. — Некогда было: смотрел по телику "Тайны следствия"!

— Ах, вот как? Спасибо за откровенность! Итак, Сережкин, два! — И учительница вывела в журнале большую двойку.

— Ой, что вы делаете? — испуганно закричал Юра. — Я пошутил! Первый апрель, никому не верь, то есть, не верьте!..

— Понятно. Это, значит, остроумная первоапрельская шутка? Но что же я могу теперь сделать? Что написано пером, того не вырубишь топором!

— А вы двойку-то зачеркните, а рядом напишите: "Исправленному верить!".

— Как же я напишу? Ты же сам сказал: "Первый апрель, никому не верь!"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!