СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская "Счастье - это..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Счастье - это..."»

Счастье – это …

Классный час для учащихся 9 - 11 классов

Цель:

  1. показать учащимся многогранность понятия «счастье»;

  2. воспитать нравственную личность, умеющую быть счастливой и несущую счастье другим;

  3. способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся


Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы построим с использованием «Аквариума», суть которого состоит в следующем: все участники делятся на две группы. Одна группа – рыбки, занимает внутренний круг. Рыбки находятся в свободном плавании, могут свободно высказывать свое мнение по обсуждаемой теме, активно работают. Другая группа – наблюдатели, занимают внешний круг. Наблюдают за работой рыбок, оценивают, выявляют наиболее активных, могут вмешиваться в процесс обсуждения, делать замечания, подкармливать рыбок идеями. Все вы получили по капельке счастья. Тех, у кого белые капельки, попрошу занять внешний круг. Вы будете наблюдателями. В течение урока вам предстоит определить самых активных участников мероприятия. В конце урока дадим вам слово. Остальные занимают места в аквариуме. Распределяемся на 3 группы по цвету капелек.

Инсценирование отрывка из пьесы Метерлинка « Синяя птица»

- музыкальный фон -

Ночь: Кто идет?..

Кошка: Это я, матушка Ночь! Я совсем без сил!

Ночь: Что с тобой, дитя мое? Ты бледна, худа . в грязи по самые усы… Опять дралась на крыше под дождем и снегом? Кошка: Мне теперь не до крыш! Речь идет о нашей Тайне! Это начало конца! Я вырвалась на минутку, чтобы тебя предупредить. Боюсь только, что теперь уж ничего нельзя будет поделать. Ночь: Что такое? Что случилось?.. Кошка: Я уже тебе говорила о маленьком Тильтиле, сыне дровосека, и о волшебном алмазе… Ну так вот, он идет к тебе за Синей Птицей… Ночь: Пока еще у него ее нет… Кошка: Если мы не пустимся на какую-нибудь необыкновенную хитрость, то он скоро завладеет ею… Душа Света, узнав, что настоящая Синяя Птица, единственная, которая выносит дневной свет, прячется здесь, среди Синих Птиц Сновидения, питающихся лунным сиянием и умирающих на солнце, ведет Тильтиля сюда… Если на наше несчастье Человек сцапает настоящую Синюю Птицу, то все мы сгинем… Ночь: Боже всемогущий! Боже всемогущий!.. В какое ужасное время мы живем! Ни минуты покоя… За последние годы я перестала понимать Человека… До чего это дойдет? Неужели он со временем узнает все?.. Он и так уже завладел третью моих Тайн, все мои Ужасы дрожат от страха и не смеют выйти наружу, Призраки разбежались, большинство Болезней хворает… Кошка: Знаю, матушка Ночь, знаю, времена суровые, только ты да я и ведем сейчас борьбу с Человеком…Вот они идут!..

– музыкальный фон -

Учитель: Когда-то давным-давно на земле жили волшебные птицы. Волшебными они были потому, что могли исполнить любое желание. Поэтому их называли Птицами Счастья. Всем хотелось иметь Синюю Птицу. Люди стали на них охотиться, ловили и сажали в клетку, чтобы птица не могла улететь. Но в неволе они погибали, а те птицы, которые выжили, научились прятаться и стали невидимыми. Лишь тот ее сможет увидеть, кто найдет ответ на вопрос: что такое счастье?

Инсценировка по рассказу К.Паустовского « Приточная трава»

Юноша с букетом синих цветов идет навстречу двум девушкам. Девушки (улыбаясь) Спасибо Вам! Юноша (удивленно) За что? Девушки: За то, что Вы нам повстречались с этими цветами (смеясь, побежали, оглядываясь). Спасибо Вам! Спасибо! Старушка (остановилась, всплеснула руками) Ой, милок! И до чего это ж это чудесно, что ты мне встретился на пути. Уж и не знаю, как мне тебя благодарить. Юноша: За что же меня благодарить, бабушка? Старушка: Ишь, притворенный! Уж будто ты и не знаешь! Сказать этого я тебе не могу, нельзя говорить. Ты иди своей дорогой и не торопись, чтобы тебе встрелось побольше людей (уходит). Иван Карпович: Это Вы нашли редкий цветок. Называется «приточная трава». Есть такое поверье – да вот не знаю, стоит ли его разоблачать? – будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям спокойную старость. И вообще – счастье (беседуя, уходят). Учитель: Счастье… Что такое счастье?.. Сегодня нам предстоит попытаться ответить на этот вопрос, создать творческий ландшафт « Счастье – это …» У вас на столах лежат листочки (кирпичики) с незаконченной фразой. Каждый выбирает листок того цвета, который у него ассоциируется со словом « счастье», и дописывает фразу. В группах озвучьте свои мысли, обсудите, что включает в себя это понятие, каковы его составляющие.

- работа в группах (под музыку) -

- каждый читает вслух написанное, кирпичики вывешиваются на доску -

Учитель: Итак, каждый из вас высказал свое мнение. Сейчас поработаем в группах.

1 группа - составить синквейн на тему «Счастье» ; 2 группа - составить кластер «Счастье» ; 3 группа - выполнить задание «Займи позицию» (на листочках написаны высказывания великих людей о счастье. Если вы полностью согласны с мнением автора, наклеиваете его слова на лучик солнца. Если не согласны или не вполне разделяете его взгляды – наклеиваете на облачко. Свою позицию необходимо обосновать ).

- выступление представителей от групп –

- оформление доски -

Учитель: По латыни счастье называли « фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля» , «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».Таким образом, семантика слова «счастье» отражает представление разных народов о нем : для одних это шанс, удача в жизни, для других – часть его жизни и участие в счастье другого человека. Каждая эпоха представляла свой манифест счастья, в котором были размещены ценностные приоритеты, предпочтения и интересы человека. Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как меняется ощущение счастья.

- видеофильм с высказываниями о счастье -

Учитель: А что говорит о счастье народная мудрость? Проведем физкультминутку «Найди пару».

– раздаются бабочки и цветы с половинками пословиц, надо найти свою половинку, составить пару, озвучить пословицы –

А сейчас разделимся на 2 группы: бабочки и цветочки.

Учитель: Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?» Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: - Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем. Вон какие мозоли набил на руках! Второй сказал добродушно: - Что я делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам. А третий распрямился, отер с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал: - Как вы думаете, что сказал третий рабочий?

- обсуждение варианта ответа сначала в парах, затем в группах -

- представители от групп озвучивают свои ответы -

Учитель: (читает культурный аналог ) - Я строю Шартрский собор!

Этому человеку его работа приносила счастье, и он считал себя счастливым. А что вам нужно для счастья? Запишите 5 желаний, расставьте их в порядке возрастания. Это задание для 1 группы. 2 группа – составьте Рецепт счастья.

– музыкальный фон -

- представители от групп озвучивают свою работу, записи вывешиваются на доску -

Учитель: Знаменитый физик Лев Ландау вывел для себя «формулу счастья», по ней человеку необходимы работа, любовь и общение с людьми. Поэтесса Татьяна Сельвинская считает, что счастье… Если ешь любимую пищу, Надеваешь красивые вещи, Общаешься, с кем интересно , Думаешь о высоком - Это и есть счастье. Спектр счастья широк. Психологи выделяют 5 ступеней счастья. Сейчас мы начнем восхождение к наибольшему счастью. С какой ступени начнем?

( На переносной доске в произвольном порядке написаны ступени счастья. На доске ступени распределяются по порядку и восходят к изображению дома)

1. Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив) 2. Удовлетворенность материальными благами (я приобре ) 3.Удовлетворенность от общения с другими людьми 4.Удовлетворенность в момент творчества (созидаю , создаю) 5.Удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя)

Таким образом, начинается это возрождение от умения дорожить радостью бытия, умения видеть счастье уже в том, что ты идешь по земле, до высшего счастья – умения созидать, счастья творчества. Принцип созидания: обретать, давая. Общими усилиями мы построили Дом, в котором живет счастье

(на крыше дома вывешивается Птица Счастья).

– музыкальный фон –

Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Передайте словами свое ощущение. По цепочке каждый следующий повторяет предыдущее высказывание и добавляет свое

(по принципу снежного кома).

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. ( М. Скребцова )

Учитель: На фоне нашего «творческого ландшафта» (показывает на оформленную в течение урока доску ) поразмышляем о нашем занятии.

(Всем раздаются карточки с незаконченными фразами, по цепочке все договаривают полученные фразы)

Сегодня на уроке мне понравилось… Я доволен(а) собой, потому что… Мои достижения сегодня – это… Сегодня мне удалось… Мне хотелось бы, чтобы… Радуюсь тому… Сегодня я задумался(ась)… У меня настроение… Сегодня я узнал(а)… Как хочется, чтобы… Оказывается, что… Как здорово, что… Хочу сказать, что… Я просто обязан(а)…

Учитель: А сейчас предоставим слово наблюдателям.

- выступление наблюдателей -

Учитель: Всем спасибо за работу. Будьте счастливы!

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!