Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Рябинка»
Творческая презентация Дидактическое пособие «Круги Эйлера»
Подготовила
Цецова М.Н.
Сергач, 2019 г
Сегодня очень актуально является использование и создание новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.
В своей работе я использую технологию развития логического мышления с применением
кругов Леонарда Эйлера
Автор технологии
Леонард Эйлер — швейцарский, немецкий и российский математик и механик 18 века
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Множества
не пересекаются
В подмножество А
Пересечение
множеств
Круги Эйлера можно использовать как в различных образовательных областях "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, развивается речь, память и мышление. Построение и использование наглядных моделей способствует развитию умственных способностей дошкольников.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Геометрические фигуры»
Цель: развитие логического мышления, овладение действием наглядного моделирования отношений между множествами объектов с помощью кругов Эйлера.
Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий
«внутри круга», «вне круга»
Ход игры: Раскладывается
круг красного цвета.
Дети располагают все большие
фигуры внутри круга,
а все маленькие
фигуры «вне» красного круга.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации по развитию логического мышления у дошкольников могут быть использованы педагогами для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста.
Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается круг зеленого цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры зеленого цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.
Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в красный – все фигуры красного цвета.
- Динамика развития логического мышления
Игра «Маленький - большой»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры : Раскладывается два круга разного цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в желтый круг все желтые фигуры маленького размера, в зеленый круг все зеленые фигуры большого размера .
Игра «Не большой, не маленький;
не круглый не квадратный… »
Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга красного и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в красный круг все красные фигуры, но не круглые;
в желтый круг - все жёлтые фигуры,
но не треугольники.
- Динамика развития логического мышления
Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зеленого круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.
- Динамика развития логического мышления
И другие игры и задачи, которые решаются с помощью кругов Эйлера
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Тема: «Транспорт и знаки дорожного движения»
Цель: развитие логического мышления, овладение действием наглядного моделирования отношений между двумя множествами объектов с помощью кругов Эйлера.
Задачи:
-формировать познавательный интерес к окружающему миру,
-учить решать вопросы проблемного характера,
-закрепить знания о видах транспорта, о значении знаков дорожного движения.
Материал: кольца разного цвета, круги разного цвета; карточки с видами транспорта, карточки с видами знаков дорожного движения, карточки с пешеходами.
- Динамика развития логического мышления
- Динамика развития логического мышления
Задания
1. Кольцо – это весь транспорт. Разложить внутри кольца на круги картинки с транспортом по виду передвижения.
2. Кольцо – это знаки дорожного движения. Расположить внутри кольца на круги знаки по их назначению.
4. Разложите карточки так, чтобы в одном круге лежали только автомобили, а в другом круге – автомобили грузовые.
3. Расположить в одном кольце транспорт, а в другом кольце – знаки дорожного движения.
Задания
6. Разложите карточки так, чтобы в одном круге был транспорт, а в другом знаки дорожного движения. (непересекающиеся круги);
5. Разложите карточки так, чтобы в одном круге лежали только знаки, а в другом круге – знаки запрещающие. (один круг вложен в другой);
7. Разложите карточки так, чтобы в одном круге были пешеходы, а в другом транспорт.
8. Разложите карточки так, чтобы в одном круге был весь специальный транспорт, а другом – воздушный.
Круги Эйлера
Задачи для дошкольников
Цель: научить ребенка определять предмет, наиболее соответствующий
одновременно двум или трем свойствам.
Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать. Развитые компетенции у дошкольника работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
Спасибо за внимание!