Задания творческого характера по русс.яз для1- 4 кл
а) Игры и упражнения на развитие творческих способностей на уроках по русскому языку для 1 кл
б)Задания турнира смекалистых
в) Индивидуальные задания турнира смекалистых
г)Задания эстафеты знаний
д) Задания творческого характера для младших школьников
е)Творческие и восстановленные диктанты
ж)Упражнения по русскому языку для младших школьников на тему «Звуки и буквы»
Игры и упражнения на развитие творческих способностей на уроках по русскому языку для учащихся 1 класса
Игры на уроках русского языка в первом классе могут стать отличным способом развить творческие способности учащихся, сделав обучение интересным и увлекательным. Вот несколько идей для игр, которые помогут детям лучше усвоить материал и проявить свою креативность:
1. Игра «Составь слово»
Цель: Развитие навыков составления слов из букв.
Как играть:
Учитель пишет на доске несколько букв, например, «К», «О», «Т». Ученики должны составить из этих букв слова. Кто составит больше слов, тот выигрывает. Можно усложнить задачу, добавив условие, что все слова должны начинаться на одну букву или относиться к одной теме (например, животные).
Пример: Из букв «К», «У», «Б» можно составить слова «куб», «бук».
2. Игра «Подбери рифму»
Цель: Развить чувство ритма и рифмы.
Как играть:
Учитель называет слово, а ученики должны подобрать к нему рифмующиеся слова. Можно делать это в форме соревнования, где каждый ученик по очереди называет слово. Тот, кто не сможет найти рифму, выбывает из игры.
Пример: Слово «кот» – рифмы: «рот», «глот», «полёт».
3. Игра «Создай историю»
Цель: Развитие креативного мышления и умения составлять связные тексты.
Как играть:
Каждому ученику дается карточка с одним словом. Задача – составить короткую историю, используя все эти слова. Затем истории обсуждаются в классе, и выбирается самая интересная.
Пример: Карточки с словами «лес», «волк», «яблоко». История:
«Однажды в лесу волк нашел яблоко и решил его съесть».
4. Игра «Кто я?»
Цель: Узнать новые слова и расширить словарный запас.
Как играть:
Один ученик выходит вперед и изображает какое-то животное, предмет или явление (например, кошка, дождь). Остальные ученики задают вопросы, пытаясь угадать, что это. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Угадавший становится следующим ведущим.
Пример: «Я пушистый?» – «Да». «Я мяукаю?» – «Да». Ответ: «Ты кошка!»
5. Игра «Словесный калейдоскоп»
Цель: Научиться комбинировать слова и придумывать оригинальные сочетания.
Как играть:
Ученики получают набор слов, из которых они должны составить необычные предложения. Например, учитель дает слова «дерево», «корабль», «чашка». Ученик может составить предложение: «На дереве висела чашка, похожая на корабль».
6. Игра «Рассказ по цепочке»
Цель: Улучшить навыки повествования и логического мышления.
Как играть:
Первый ученик начинает рассказ, второй продолжает, третий добавляет еще немного, и так далее. Каждый ученик говорит одно-два предложения, стараясь сохранить смысл и логичность истории.
Пример: Первый ученик: «Жил-был мальчик по имени Петя...»; второй ученик: «Он очень любил читать книги...» и так далее.
Турнир смекалистых
1 класс (за правильный ответ 1 балл)
Разгадайте ребусы:
40 А; 100 Л.
Ответ: __________________________________________________________________________
Расставьте ударение в словах:
Фигура, мастерская, сороконожка, признание.
Соберите пословицу из слогов:
ша ро кни я га хо ший луч друг
Ответ: __________________________________________________________________________
Разгадайте метаграмму:
С буквой «У»-
На мне сидят,
С буквой «О» -
За мной едят. Ответ:______________________________________________________________
Соедини линией название сказки с недостающим словом:
Аленький медведь
Цветик искусница
Марья семицветик
Машенька и цветочек
Вспомните, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедините название сказки и предмет:
Санки «Дюймовочка»
Крапива «Снежная королева»
Скорлупа грецкого ореха «Дикие лебеди»
Как называется сказка?
«Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слышали. Вези ее во чисто поле на трескун-мороз!». Ответ: __________________________
Прочитайте «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог:
САПОХАР ВАСУРЕНЬЕ ОРЕБРИХИ БАЛИРАНКИ
Ответ: _________________________________________________________________________
Угадайте сказку:
Бабушка девочку очень любила, Лечит маленьких детей,
Шапочку красную ей подарила Лечит маленьких зверей
Девочка имя забыла свое Сквозь очки на всех глядит
А ну, подскажите, как звали ее? Добрый доктор …..
Ответ: _________________________________________________________________________
Турнир смекалистых
1 класс
Индивидуальные задания
Найди лишнее слово и подчеркни его:
Василий, Федор, Иван, Петров.
Молоко, сметана, сыр, мясо.
Дождь, снег, град, иней.
Футбол, волейбол, плавание, баскетбол.
Собери из слогов названия зверей:
МЕД КА БАР ТЕЛ ДЯ ВЕДЬ БЕЛ СА ЛИ ЯЦ ЗА СУК
Ответ: _____________________________________________________________________
Исправь ошибки в словах:
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!» Ответ: ______________________________________
На виду у детворы
Крысу красят маляры. Ответ: _______________________________________
У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу. Ответ: _____________________________________
Узнай букву:
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…. Ответ: ______________
Разгадай ребус:
ЛОДКА Д Ж Ответ: ____________________
ГОЛО
Ответ: _____________________
Впиши названия:
Звери.
1.Это большой, сильный зверь.
2. У него большие ветвистые рога.
3. У нее грива и копыта.
4. Он любит мед.
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Занимательные задания по русскому языку
Эстафета знаний
I класс
Для первоклассников подготовлены занимательные задания по русскому языку.
В эстафете принимают участие команды по 6 учащихся. После выполнения первого задания первый участник передаёт его другому члену команды, а тот меняет его на новое и т.д. (какая команда закончит первой).
Задание «Сам»
Придумайте предложения к данным схемам
Задание «Свой дом»
Распределите слова в свои «домики» (по слоговому составу).
Котик, пёс, собака, столик, гараж, сок, воробей, дорога, конь, окно, берёза, столбик, дом, сорока, стол.
Задание «Буквы. Звуки. Слоги»
Сколько букв, звуков и слогов?
Слова | ? букв | ? звуков | ? слогов |
семья | | | |
соль | | | |
берег | | | |
тень | | | |
листья | | | |
дела | | | |
рана | | | |
юла | | | |
Валя | | | |
речка | | | |
Задание «Звуки»
Запишите звуками.
Даль - ... Дядя - ...
Ручьи — ... Собака — ...
Дымится — ... Ошибка — ...
Задание «Задачи»
Решите орфографические задачи.
Дев.ч?ка, п.с.мо, вар..к, вал.нки, ч.лок, к.р.нда., руч?ка, в.да, тр.ва.
Задание «Путаница»
Приведите текст в порядок.
"Допиши"
(У)мальчика Юры ... (на)коленке
Размером (с)дыру (у)него (на)штанах.
Их издали видно — мужские коленки,
Их синего цвета не спрятать никак.
"Соедини"
«Рядом»
Детёныш лисы —
Маленький дом —
Рука маленького ребёнка —
Очень большая рука —
Человек, который строит дома, —
Человек, который ухаживает за лесом, —
Тропинка в лесу —
В полученных словах выделите суффиксы.
«Строение»
Покажите строение подчёркнутых слов (разбор слова по составу).
Из сумки показалась мордочка с крохотным носиком, блестящими глазками и маленькими ушками. Мордочка у зверька была очень забавная.
«Докажи, что две»
раССказ
раССыпать
оТТолкнуть
раННий
длиННые
тумаННая
«Проверь!»
X..лмистая мес?ность—
П..хучий цв..ток—
Пр..мая д..рога—
В..рёная к..ртошка—
П..тнистая к..рова—
Т..нистая ..л?ея—
«Почему?»
Почему снеговика снеговиком назвали?
А почему кукушку так назвали?
Почему птицы перелётные?
А почему хлопушка так называется?
Почему линейку линейкой назвали?
А почему растение вьюн так называется
«РАЗБИЛ...— шутил»
Задания творческого характера для младших школьников
Игры со словами
1. Поиграем со словом «корзинка».
а) Какой первый звук в слове «корзинка»? Придумайте слова, начинающиеся со звука [ к ].
б) Какой первый слог в слове «корзинка»? Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога «кор».
в) Из букв слова «корзинка» составьте и запишите другие слова. Кто больше?
г) Заполните словами лесенку( первое слово их 3-х букв, второе - из 4=х, пятое - из 5-и и т.д.
к___ | | | | | | | |
о_____ | | | | | | | |
р______ | | | | | | | |
з________ | | | | | | | |
и__________ | | | | | | | |
н_____________ | | | | | | | |
к____________________ | | | | | | | |
а________________________ | | | | | | | |
д) Подберите как можно больше рифм к слову «корзинка». Попробуйте составить из них рифмованные строки.
е) Напишите на каждую букву слова «корзинка» по одному слову так, чтобы все записанные слова относились к разным частям речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие).
ж) На каждую букву слова «корзинка» напишите по одному слову так, чтобы получилось предложение. Смысл предложения может быть любым: реальным, фантастическим, юмористическим. Можно использовать имена собственные.
К______ о_______ р_______ з_______ и________ н_______ к________ а________.
з) На каждую букв слова «корзинка» придумайте и запишите по одному слову. На основе этих восьми слов сочините своё литературное произведение (сказку, рассказ, стихотворение).
и) Как вы думаете, что означает слово «каркизон»? Придумайте какое-нибудь объяснение его значения. А теперь переставьте буквы местами так, чтобы получилось русское слово.
к) Предположим, что ваша корзинка научилась говорить. Что бы она о себе рассказала? Составить рассказ вам помогут вопросы, которые корзинка задаёт сама о себе.
- Что со мной происходило до того времени, когда я попала в дом?
- Как я попала в дом?
- Что со мной можно делать?
- Кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?
- Какие интересные истории со мной происходили?
- С какими предметами я дружу?
- Кого я не очень люблю?
2. Даны буквы : о т р а и к р к о л а б
Составьте и запишите как можно больше слов из этих букв.
3.Укрась слово. Подберите как можно больше прилагательных, подходящих к данному существительному. Например: зима.
4.Группировка слов. Развиваем умение обобщать.
Сколько групп вы можете составить из слов:
1) аквариум, река, стол, чашка, озеро, табурет, стул, ложка, кастрюля;
2) стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей;
3) сыр, санки, сало, ножницы, молоко, масло, коньки, сметана, сливки.
Выпишите группы слов и объясните, почему вы объединили эти слова.
Работа с предложением
1. Распространи предложение последовательно, прибавляя по 1-2 слова. Серёжа учит.
Например: Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.
2.Сократи предложение последовательно, убирая по одному слову, но сохраняя основное содержание. Под старой берёзой Алёша увидел маленького птенчика.
Например: Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.
3. Измени одно слово. Измени в предложении только одно слово. Сколько вариантов вы можете предложить?
По дороге шла старушка с ведром воды.
4.Быль или небылица? Послушайте предложение и определите: может ли это быть. Если да, то где и почему. Если нет, то докажите свою точку зрения.
Сегодня ночью я слышала, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали лисицы.
5.Закончи предложение. Возможно множество вариантов или всего один случай.
Девочка шла по …
Семь раз примерь, а один …
6.Задай вопрос – ответь! Учитель произносит предложение, детей просит составить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.
Воробей поселился в скворечнике.
- Кто поселился в скворечнике?
- Что сделал воробей?
- Где поселился воробей?
- Какая птица поселилась в скворечнике?
- Где нашёл приют воробей?
- Кто справил новоселье в скворечнике?
- Почему из скворечника доносится воробьиное чириканье?
Попробуйте сами. Черепаха Тортилла подарила Буратино золотой ключик.
7.Два слова. Даны два слова, например: «кошка» и «лампочка». Придумайте как можно больше предложений, в которые бы входили оба слова. Форму слов можно менять.
Пушистая рыжая кошка греется под лампочкой.
У кошки Анфиски усы, как спираль у лампочки.
Моя любимая кошка круглая и тёплая, как лампочка.
Глаза у кошки горят, как лампочки. и т.д.
8.Три слова. Даны 3 слова: разбойник, зеркало, кровать (дворец, бабушка, клоун).Напишите как можно больше осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.
9.Согласовываем слова в предложении.
1) Папа, нарисовать, машина, Дима.
Мама, кормить, каша, Света.
Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений. Запиши их.
2) Расставь строки стихотворения в нужном порядке.
Закипит громада вод,
Смело, братья! Туча грянет,
Глубже бездна упадёт!
Выше вал сердитый встанет.
(Н.М.Языков)
10. Составь вопросительные предложения, соединяя два предмета. Например: газета и верблюд.
Сколько верблюдов можно завернуть в газету?
Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд?
Составь как можно больше вопросов со словами «дорога» и «шляпа».
Развиваем умение обобщать.
1. Назовите лишнее слово, объясните, почему.
Лещ, ёрш, рак, сельдь, щука.
Рысь, лось, тигр, гепард, кот, лев.
Сколько разных вариантов вы можете предложить?
2. Найдите как можно больше отличий самолёта от птицы. Затем перечислите общие признаки этих предметов.
Отличия Общее
Самолёт Птица Самолёт Птица
1. 1.
2. 2.
3. 3.
3. Классифицируем слова и составляем из них предложения.
Из данных слов выделите такие группы, которые могут быть обозначены одним словом или словосочетанием. Запишите эти группы слов.
Животное, пихта, сосна, растение, кролик, щука, рысь, корова, овца, лось, берёза, мак, василёк, дерево, цветы, липа, дуб, волок, лошадь, хищник.
Придумайте несколько предложений, в которых бы использовалось как можно больше перечисленных выше слов. Можно дополнять предложения своими словами.
4. Ищем альтернативные способы действия.
Назовите как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, свистеть.
5. Планируем преобразование предметов.
Постарайтесь усовершенствовать диван, стол, расчёску, кастрюлю, добавляя к ним новые функции, и соединяя их с другими предметами. Объясните, как устроены ваши усовершенствования.
Например: очки можно соединить с радиоприёмником, чтобы слушать новости и музыку.
6. Представляем последствия событий.
1) Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:
- Какое бы у тебя было любимое занятие?
- Чего бы ты опасался?
- Через какое время ты бы снова захотел стать большим? Почему?
2) Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.
- Из окна выбросили кусочек булки.
- Охотник выстрелил в воздух.
3) Что бы произошло и что бы вы сделали, если бы из крана на кухне полился апельсиновый сок. Сочини небольшой рассказ.
4) Представь, что ты можешь стать высотой 3 м.
- Какое бы у тебя было любимое занятие?
- Что бы тебе не понравилось?
- С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем не захотелось бы встречаться?
- Через какое время ты бы захотел снова стать нормального роста?
7. Находим причину события.
Назови как можно больше причин для описанной ниже ситуации.
1) Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
2) Внезапно из леса раздалось громкое протяжное звериное рычание.
8. Оцениваем событие с разных сторон.
В воскресенье с утра идет проливной дождь.
Хорошо Плохо
1.
2.
3.
… …
9. Составляем сюжетный рассказ по картинке.
Попытайся ответить на вопросы:
1. Что происходило до события, изображённого на картинке?
2. О чём думают нарисованные герои?
3. Что будет происходить дальше?
4. Чем всё закончится?
10. Составляем рассказ.
1) Выберите один из предметов домашнего обихода (утюг, чайник, холодильник, мясорубка, зубная щетка и т.п.). Составьте о нём рассказ по вопросам, которые задаёт сам предмет.
Что происходило со мной до того времени, как я попал в дом?
Что я могу делать или что со мной можно делать?
Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
Какие интересные истории со мной происходили?
С какими предметами я дружу?
Кого я не очень люблю?
2) Представьте, что на какое-то время вы можете стать собакой, попугайчиком, лошадью или кошкой.
Что бы вы ели?
Чем занимались днём?
Каким был бы ваш хозяин и как к вам относился?
Где бы вы спали?
Какой приятный сюрприз вы бы хотели получить от хозяина?
Составь рассказ от имени выбранного животного.
11.Составляем текст по вопросам.
Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества, а также позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.
Придумайте сказку по вопросам:
- Кто это был?
- Как выглядел?
- Куда пошёл?
- Кого встретил?
- Что ему сказали?
- Что он ответил?
- Что ему сделали?
- Какова была его реакция?
- Чем вся история закончилась?
- Вывод или мораль.
12.Подбираем слова, противоположные по значению.
Найди и исправь ошибку.
- У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
- На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
- Было у матери две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая.
13. Устанавливаем причинные связи между событиями.
Отыщите связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями. Объясните, как всё происходило.
1) Белка, сидя на дереве, уронила шишку.
. . .
Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
2) Собака погналась за курицей.
. . .
Самолёт совершил вынужденную посадку.
Котёнок подошёл к блюдечку.
. . .
Мальчик не выучил уроки.
14. Придумываем продолжение сказок.
Придумайте продолжение сказки «Снегурочка». Облачко поднялось вверх, превратилось в тучку и пролилось дождём. И в том месте, где прошёл дождь…
15.Работа с антонимами.
В названии сказок все слова заменили антонимами. Угадайте истинное название сказки. «Один из Молоково», «Мышь в лаптях», «Зелёный платочек», «Рассказ о простой курочке», «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке». Таким же образом зашифруйте название других сказок. Что у вас получилось?
16.Постановка необычных проблем.
Даётся два слова. Например: жук и кресло. Сформулируйте как можно больше различных проблем и предложите различные способы их решения.
Например, проблема: жук купил кресло, как он доставит его к себе домой?
Или: жук решил сделать себе кресло, какие подручные материалы и инструменты ему понадобятся?
17. Выведение следствий.
Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим для успешной учёбы. Дайте как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
- Что произойдёт, если животные начнут говорить на человеческом языке?
- Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?
- Что произойдёт, если дождик будет лить не переставая?
18.Объясняем значение пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Что обозначает выражение «белая ворона». Придумай короткую историю, объясняющую смысл данного выражения.
19.Незаконченный рассказ. Придумай продолжение рассказа.
Проделки белки
Пошли две подружки в лес и набрали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо!
«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвём»,- предложила одна девочка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.
Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает, . . .
Лучше, когда в игре участвует несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.
20.Фантастические гипотезы.
Техника «фантастических гипотез» выражена в форме вопроса: Что было бы, если …?
Для работы заготавливается одинаковое количество карточек (например, 25), на которых пишутся 25 любых имён существительных и 25, на которых пишутся 25 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые две попавшиеся карточки. Сочетание существительного и глагола даёт гипотезу, на основе которой можно работать.
Например, вынуты карточки «город» и «летать». Формулируется гипотеза: «Что было бы, если бы город начал летать?». Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета. Можно доставать следующие карточки и помогать сюжету, вводя новые гипотезы и персонажи.
21.Сценарий.
Работа проводится с классом. Каждый ребёнок называет по очереди по 1-2 предмета. Эти слова записываются на доске. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы в той последовательности, в которой они записаны на доске. Сочинительство должно быть групповым. Все идеи и предложения записываются. Так как это сценарий, в нём должно быть много действий, динамики.
Целесообразно стимулировать активность ребят вопросами типа: Кто это? Где находится? Что делает? Что говорит? Куда пошёл? С кем? Полученный сценарий может быть разыгран детьми.
22. Учимся формулировать законы.
В жизни мы часто наблюдаем повторяющиеся события или явления. Если эти явления происходят при одних и тех же условиях, то это называют законом.
Например: закон про воду: если воду в кастрюле нагреть до 100*С, то она закипит. Подумайте, что можно менять в этой фразе, а что нельзя. От каких слов можно отказаться или какие слова можно добавить?
Сформулируйте ещё несколько законов: про воду, про солнце, про деревья.
23.Разрешаем противоречия.
В лесу много грибов. Надо показать это, не изображая людей. Придумайте сюжет для такой картины. Какое количество идей вы можете предложить?
Синтаксические задания
1. Определи количество предложений. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.
Ярко светит солнышко на реке ледоход быстро плывут льдины над водой кружат чайки
2. Составить предложения из слов каждой строчки.
Играли, песочнице, в, малыши
Они, из, замок, построили, песка
3. Составить из слов два предложения.
Саша, читать, он, научился, книгу, читает, сам
Контрольное списывание
Списать текст.
Мой друг
Мы живём в новом доме. Серёжа – мой друг. Он любит читать.
Наш парк
Вот наш парк. Мы любим там гулять. Тут клумба. На клумбе много цветов.
Задания творческого характера
1. Вставить подходящие по смыслу слова в предложения.
Жужжит майский__________. Журчит_________________. Моросит мелкий_______________.Чирикает маленький _________________.
Течёт_________Волга. Мычит _____________Ночка. Лает______________Дружок.
2. Выбрать предложения, из которых можно составить текст «Цыплёнок и его мама».
Под дубом рос гриб. Жил на свете цыплёнок. Ястреб свил гнездо на сосне. Он был маленький. Мама учила цыплёнка искать корм.
3. Списать текст. Выбрать к нему самый точный заголовок.
Саша ловит рыбу. А кот Васька рядом сидит. Клюнет рыбка – кот Сашу лапой толкает. Вот так рыболов!
Заголовки: Саша
Кот Васька
Кот –рыболов
4. Списать предложения, из которых получится текст.
Зайчик.
Голодно зайке зимой. Вот и грызёт он кору осины. Рябчики ночуют под снегом. Горькая кора, а зайке нравится.
Творческие и восстановленные диктанты
Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила правописания. При формировании орфографической грамотности закладываются следующие виды орфографических умений:
1. Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость).
2. Правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе с непроверяемыми написаниями).
3. Обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и при графическом письме.
4. Нахождение и исправление ошибок в словах (между словами) с изученными орфограммами.
Для успешного формирования орфографических умений учитель начальных классов использует различные виды диктантов: контрольный, предупредительный, объяснительный, словарный, диктант «Проверяю себя», самодиктант, выборочный диктант, распределительный, свободный, восстановленный, творческий, зрительно-слуховой, по памяти, грамматический, графический, по аналогии, диагностический и др.
Эффективность диктанта исследована еще недостаточно, но наблюдения методистов, опыт работы свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Несомненно, что диктант эффективнее списывания. Ученик во время диктанта молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук, то есть фонему.
Среди диктантов можно выделить группу с творческим заданием, в которую входят следующие виды диктантов: выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный и др.: первые три – на 12–15 минут, а остальные могут быть на весь урок.
Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Почти все диктанты этой группы проводятся по связному тексту. Подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся.
В работе над любым диктантом выделяют три этапа:
1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;
2) запись текста;
3) проверка текста, по-другому – считывание.
Подробнее остановимся на диктантах с творческим заданием.
1. Выборочный диктант
Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.
Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.
У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.
2. Распределительный диктант
Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с ь; существительные м. р. без ь; инфинитив ь; глаголы 2-го лица единственного числа с ь; -тся без ь (глаголы 3-го лица).
Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.
3. Выборочно-распределительный диктант
Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).
Диктует учитель | Ответ детей |
1. Косолапый зверь, хозяин леса | 1. Медведь |
2. Любитель сметаны, враг мышей | 2. Кот |
3. Серый разбойник | 3. Волк |
4. Могучий царь зверей | 4. Лев |
5. Зверек в бархатной жилетке | 5. Крот |
6. Белоснежный вестник весны | 6. Подснежник |
7. Знаток фокусов, волшебник, чародей | 7. Маг |
8. Могучее растение с мощным стволом | 8. Дуб |
У детей – запись в тетрадях в два столбика:
С оглушением: медведь лев маг дуб | Без оглушения: кот волк крот подснежник |
4. Творческие диктанты
Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:
Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).
После дождя
... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся ... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)
Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?
Перед дождем
...
... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся ... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)
– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.
Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.
2 класс
... зверята
Мы ходили в цирк. Там смотрели на ... лисичку. Глеб смеялся над ... медвежонком. Веселая обезьянка корчила ... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.
(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)
Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.
Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).
Как переходить через дорогу
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.
Как переходить через дорогу (после преобразования)
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.
Творческие диктанты на соединение текста: например, два простых предложения соединить в сложное.
4 класс
Первый текст читается и разбирается устно.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.
После преобразования текст записывается в тетрадь.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:
1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.
У. Выберите вывод из пословиц:
Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье даром не дается, за него бороться придется.
5. Восстановленный диктант
Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.
Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант – хорошее средство для развития связной речи.
Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.
При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2–3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.
1. Чтение текста.
Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.
(46 слов)
2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.
3. Называют тему, главную мысль.
4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.
Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными).
Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки
5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.
7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.
ТЕКСТЫ ВОССТАНОВЛЕННЫХ ДИКТАНТОВ
3 класс
Тема: «Непроизносимые гласные»
Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима – настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.
(55 слов)
(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)
Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением»
Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
(71 слово)
(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)
4 класс
Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа»
Урок здоровья
С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым – принесешь больше пользы себе и другим.
(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)
ОБРАЗЦЫ РАБОТЫ С ВОССТАНОВЛЕННЫМИ ДИКТАНТАМИ
2 класс
Тема: «Написание большой буквы в словах»
В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.
(57 слов)
Этапы работы
1. Читается весь текст.
2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:
Делай добро и бросай его в воду.
Жизнь дана на добрые дела.
Добра желаешь – добро и делай.
Добро творить – себя веселить.
3. Ученики называют тему и главную мысль текста.
4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).
5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.
6. Лексико-орфографическая подготовка.
Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.
На доске – слова по группам (столбикам).
Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли. Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка. жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа. Исключения: здесь. |
7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.
8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.
3 класс
Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.
Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.
1. Учитель читает текст.
2. Задает вопросы по содержанию.
3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).
4. Дети называют тему, главную мысль текста.
5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.
6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; ...на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).
7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.
9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.
Тема: «Правописание приставок и предлогов»
Грибы-лекари
В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)
На доске:
Этапы работы
1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.
2. Придумывание заглавия.
3. Выяснение темы и главной мысли текста.
4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае – правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!
5. Лексико-орфографическая подготовка.
Проверяемая безударная гласная в корне слова | Непроверяемая безударная гласная в корне слова |
удивительные грибы дождевик кровотечение | народ собака поросята картошка |
У. По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?
6. Восстанавливание текста по опорным словам.
7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).
В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.
Выводы. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.
4 класс
Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Тёма и Жучка
Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.
(73слова)
Этапы работы
1. Читается весь текст.
2. Называется тема, главная мысль текста.
3. Задаются вопросы по содержанию.
4. Читается каждое предложение в отдельности.
Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.
Опорные слова выписываются на доску:
темная ... (ночь), длинную ... (веревку), к старому ... (колодцу), любимую ... (собаку), над страшным ... (колодцем), радостным ... (визгом), в холодной вонючий ... (колодец), дрожащую ... (Жучку), последние ... (силы), измученную ... (Жучку), благодарная ... (собака)
5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.
6. Лексико-орфографическая подготовка.
На доске выписаны по группам слова.
Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).
проверяемая безударная гласная | непроверяемая безударная гласная | парные согласные | удвоенная согласная | ь после шипящих | непроизносимые согласные |
спасти осторожно холодный вонючий обвязал дрожащую вытащил облизала спаситель | сарай фонарь колодец собака | веревка к колодцу вылез | длинная измученная | ночь | радостный |
У. Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?
7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.
8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.
Упражнения по русскому языку для младших школьников на тему «Звуки и буквы»
1. Подпиши картинки. Из каких звуков и букв состоят эти слова?
2. Угадай слова: вставь пропущенные гласные буквы.
3. Сколько раз встречается звук в данных поговорках?
4. Выполняя это задание, можешь пользоваться орфографическим словарём. Напиши слова только с гласным о; 1) одно слово с четырьмя о; 2) два слова с тремя о; 3) три слова с двумя о; 4) четыре слова с одним о.
1. ___________________
2. ___________________
3. ___________________
4. ___________________
5. Продолжи ряд имён существительных, изменяя в слове только первый согласный.
Бок, ______________
Дом, _________________
Боль, _________________
Мост, ________________
Байка, _______________
Бочка, _______________
Весть, _______________
6. Прочитай.
Солнце глянуло сквозь щёлку,
Свесив огненную чёлку.
Вышел ёж с сапожной щёткой,
Занялся работой чёткой.
(Я. Козловский)
Выпиши слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Какие это звуки?
Слова: _______________
Звуки: _______________
7. В название каждой из сказок вкралась ошибка: где буква не та, а где буква и вовсе пропала. Найди эти ошибки и исправь их. А помогут тебе в этом наши картинки.
1. «Полк и семеро козлят» — ________________
2. «Каша и медведь» — ________________
3. «Красная Лапочка» — _____________
4. «Кол в сапогах» — ______________
5. «Нежная королева» — ______________
6. «Шурочка Ряба» — _______________
7. «Колосок» — _______________
8. «Щепка» — ________________
8. Собери рассыпавшиеся слова. Напиши их.
Выполни фонетический разбор последнего слова.
9. Укажи, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я.
До небес поднялся кран —
Настоящий великан.
Труженик отменный,
Занят все три смены.
Лишь рабочие попросят,
Тут же он кирпич подносит.
Я любуюсь: с каждым днём
Выше, выше новый дом!..
(А Деружинский)
10. Допиши знаменатель.
Выбери любую из «дробей» и приведи по одному примеру слов с твёрдым и мягким согласными. Запиши эти слова при помощи транскрипции.
11. Сложи в слова первые буквы названий нарисованных предметов и прочитай пословицу.
Запиши пословицу. Обозначь ударение в словах. Подчеркни в каждом слове ударный слог.
12. Преврати торт:
1) в боковую стенку корабля _________;
2) в площадку для тенниса ____________;
3) в водное пространство, специально оборудованное для стоянки, погрузки и разгрузки судов ______________;
4) в категорию товара ____________;
5) в крепостное укрепление ____________ .
Подчеркни буквы, которыми различаются записанные тобой слова.
13. Из букв данных слов составь другие слова.
Образец: рыбак ➙ рыбка.
1. Ров ➙ _______
2. Пика ➙ _______
3. Арка ➙ _______
4. Мышка ➙ _______
5. Норка ➙ _______
6. Навес ➙ _______
7. Сокол ➙ _______ 8. Канал ➙ _______14. Отгадай ребусы.
Подчеркни буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков.
Раздели слова-отгадки для переноса.
15. Запиши звуки, которые издаёт:
1) жук [_____________ ];
2) змея [_____________ ];
3) комар [_____________ ].
Приведи свои примеры слов с данными звуками. Запиши каждое слово буквами и звуками.
1. ___________ [______________]
2. ___________ [______________]
3. ___________ [______________]
16. Прочитай слова.
Щавель, цемент, столяр, хвоя, магазин, портфель, километр, арбуз, шофёр.
Подчеркни слово, в котором ударение падает на первый слог.
17. Скороговорка потому так и называется, что её надо «скоро говорить», то есть произносить быстро и чётко. Произнеси именно так следующие скороговорки.
1. Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
Только белка не бела,
Белой вовсе не была.
2. Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
3. Егор шёл через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Егор шёл чинить забор.
Подчеркни звуки, которые, повторяясь, создают трудности в произнесении скороговорок.
Объясни смысл слова поплоше.
18. Соедини произведение с его автором.
Запиши фамилии писателей в алфавитном порядке.
19. Прочитай начало стихотворения В. Брюсова «Июльская ночь».
Очень трудное задание!!! Вопрос на твою наблюдательность и внимание: как ты думаешь, в чём особенность построения этого стихотворения? Если у тебя не возникнет никаких предположений, загляни в «Ответы».
20. Прочитай стихотворение Я. Козловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Обозначь ударение в выделенных словах.
Мне слово чудно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на о —
Исчезло чудно,
Родилось чудно.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука —
Поварам наука.
Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
Определи количество букв и звуков в словах.
Родилось: ________ букв, ________ звуков.
Листья: __________ букв, _________ звуков.
21. Отгадай слова и впиши их в клеточки по вертикали.
1. Часть суток.
2. С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями.
3. 100 - 91 = ...
4. Последний месяц года.
5. Часть механизма, машины.
6. Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой — провожает.
7. Не пойду в такую ....
На что указывает мягкий знак во всех словах-отгадках?
22. Прочитай загадку, напиши отгадку.
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (____________)
Выпиши слово, в котором звонкий согласный в корне оглушается. Запиши это слово при помощи транскрипции.
____________ [___________]
Ответы:
1. Волк ➙ звуки: [в], [о], [л], [к];
буквы: в (вэ), о (о), л (эль), к (ка).
Лиса ➙ звуки: [л’], [и], [с], [а];
буквы: л (эль), и (и), с (эс), а (а).
2. Берёза, ворона, дорога, лопата, победа, погода, ракета, солома.
3. [к] - 3 раза (поро[к], с[к]о[к]);
[с] - 3 раза ([с]трашен, моро[с], но[с]);
[ц] - 3 раза (ржи[ц]е, земли[ц]ы, кланя[ца]).
4. Например: 1 — водоворот; 2 — колокол, волосок; 3 — сокол, поход, рожок; 4 — лом, вол, сок, бор. (Для справки: в русском языке есть, например, слово с семью гласными о — обороноспособность.)
5. Бок, док, кок, рок, сок, ток, шок.
Дом, ком, лом, ром, сом, том.
Боль, моль, ноль, роль, соль, толь.
Мост, пост, рост, тост.
Байка, гайка, зайка, лайка, майка, пайка, сайка, чайка, шайка.
Бочка, дочка, кочка, мочка, ночка, почка, точка.
Весть, жесть, лесть, месть, тесть, честь. (Значения незнакомых тебе слов посмотри в толковом словаре.)
7. 1. «Волк и семеро козлят». 2. «Маша и медведь». 3. «Красная Шапочка». 4. «Кот в сапогах». 5. «Снежная королева». 6. «Курочка Ряба». 7. «Колобок». 8. «Репка».
17. ПоплОше — похуже.
18. Андерсен («Огниво»), Верн, Гримм («Рейнеке- Лис»), Дефо («Робинзон Крузо»), Кэрролл («Алиса в Зазеркалье»), Линдгрен («Малыш и Карлсон»), Перро («Синяя Борода»), Родари («Приключения Чиполлино»), Ролинг («Гарри Поттер и Кубок огня»).
19. Стихотворение В. Брюсова «Июльская ночь» — это абецедарий, то есть стихотворение, в котором первые буквы всех слов образуют алфавит:
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели...
20. В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Не мукА, а мУка —
Поварам наука.
КОсит косец,
А зайчишка косИт,
ТрУсит трусишка,
А ослик трусИт.
Сосёт Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
Родилось: 8 букв, 7звуков (родило[с’]).
Листья: 6 букв, 6 звуков (лис[