Творческая работа «Быть наставником – это…»
Сегодня одной из наиболее острых проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой. Так как система образования стремительно «стареет», необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. Я убеждена, что самой важной поддержкой молодым специалистам, является наставник с большим багажом знаний. Педагог-наставник для молодого специалиста – это как первый учитель для первоклассника!
Работа с молодыми преподавателями традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной профессии. Работа преподавателя не проста. Яркая, творческая, благородная, в то же время ответственная, сложная и порой даже изматывающая! Быть современным педагогом-наставником трудно, но интересно. Наставник старается быть всесторонне развитой личностью, справедливым и строгим, понимающим, знающим своё дело не только для своих обучающихся, но и для своих молодых коллег. А ещё он счастливый человек! Ведь учится у молодёжи, потому всегда идёт по жизни в ногу со временем.
Наставник – это тот человек, который всегда присутствовал в моей жизни в лице разных людей. Каждый из них оказал огромное влияние на становление меня как личности. Роль каждого наставника ценна и по сей день. Эти люди помогали раскрыть мой творческий потенциал, направляли мои мысли и энергию в нужное русло, давали мудрые советы, находили вместе со мной решение тех или иных проблем. В детстве роль наставника принадлежала маме. В школьные годы в этой роли выступали учителя. Каждый из этих людей в значительной мере влиял на мое восприятие окружающей действительности. Кто-то – своим советом, другой – историями из жизни, а кому-то было достаточно одного действия, чтобы направить поток моих мыслей в нужное русло. Наблюдая за этими людьми, за их многогранной, невероятной и захватывающей жизнью, я каждый раз делала для себя какие-то выводы и понимала, в каком направлении хотела бы развиваться. Наставник - это человек, который может помочь вырасти в карьере, выстроить хорошие взаимоотношения с коллективом и получить удовлетворение от рабочего процесса. Молодые специалисты, приходя на работу, часто сталкиваются с трудностями, связанными с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Если вовремя не помочь и не поддержать, у них могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личной. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь наставляемому не наступать на «грабли», на которые наступал он сам. Это позволяет наставляемому «проходить» профессиональный путь быстрее и с меньшим количеством критических ошибок. Но самое главное в работе наставника – ни в коем случае нельзя решать проблемы наставляемого и никогда не давать точные советы, как поступить. Задача наставника – оградить от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно, для того, чтобы наставляемый смог своими усилиями достичь собственного успеха, а не при четких указаниях наставника. Поэтому наставник должен иметь значительный профессиональный опыт, обладать высоким уровнем культуры, заниматься самообразованием, быть справедливым и равным в общении, знать верный выход из любой педагогической си- туации и может преодолеть любую сложность, как в обучении, так и в воспитании обучающихся. Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.
Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и администрация техникума. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой специалист, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор техникума повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками. Преимущества наставничества для наставляемых: повышение самоуважения и уверенности в себе, расширение горизонтов и доступ к новому опыту, признание достижений и повышение устремлений, мотивация, улучшенная производительность, удовлетворение от работы, самостоятельное обучение, карьерные возможности и карьерная мобильность.
Преимущества наставничества для самих наставников: улучшение навыков коучинга и слушания, возможность развивать и практиковать персональный стиль лидерства, изучение новых перспектив и подходов, получение дополнительного признания и уважения, личное удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности, расширение профессиональной/общественной сети контактов, получение опыта решения сложных ситуаций, возможность продемонстрировать профессиональный опыт и поделиться знаниями и навыками. Успешные наставнические отношения позволяют людям получить доступ к качественному опыту, отличному от их собственного, - это доверительные отношения, в которых наставляемые могут конфиденциально обсуждать проблемы и опасения, опираясь на советы наставника.
Элементы, которые способствуют развитию здоровых наставнических отношений:
- Слушать активно и проявляйте сочувствие;
- использовать разные методы общения;
- давать конструктивную обратную связь, которая предполагает действия;
- быть готовым отказаться от собственных суждений и предрассудков;
- помочь определить цели подопечного;
- поощрять наставляемого брать на себя ответственность за собственное обучение и развитие;
- быть готовым, когда это уместно, поделиться собственным опытом работы, навыками и связями;
- заранее выделять время для встреч и быть последовательным;
- использовать любую возможность для собственного развития.
В нашей жизни много внешней мотивации, но никто нам не говорит, как работать с внутренней мотивацией. Внешней мотивации хватает не надолго, а далее, мы должны поддерживать этот внутренний огонь самостоятельно. И когда ты не знаешь, как это сделать, наставник в твоей жизни просто необходим. Не можешь найти наставника - стань наставником сам! Это сложно - но можно! Стать наставником для ищущего подопечного, чтобы помочь ему, и за это тебе обязательно воздастся. Мудрецы говорили, что жизнь состоит из того, что видит человек, оглянувшись назад. Хочется, надеяться, что вся деятельность молодых специалистов раскроет их талант, повысит их мнение о педагогической профессии, и они останутся в системе образования, а опытные педагоги, педагоги-наставники будут попрежнему прилагать все усилия и создавать благоприятные условия для дальнейшего их профессионального роста.