СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа на уроках русского языка. Выступление на ШМО языковедов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа на уроках русского языка. Выступление на ШМО языковедов.»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках

русского языка и литературы.

Тот не писатель,

кто не прибавил к зрению человека

хотя бы немного зоркости.

К. Г. Паустовский

Никто не будет спорить, что научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо – это одна из самых серьезных и трудных задач, стоящих перед современным педагогом. Убеждена, что этим мы, учителя русского языка и литературы, и занимаемся на своих уроках.

На уроках литературы мы приобщаем своих учеников к прекрасному, к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям поэтов и писателей, воспитываем потребность в чтении, интерес к литературе, к пониманию художественного слова. Наряду с этим необходимо развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

Слово – основа творчества, считал В.А.Сухомлинский, и огромная сила, облагораживающая духовный мир ребёнка, заключена в чуткости к языку, к красоте слова, его особенностям.

И где, как ни на таких предметах, как русский язык и литература, мы можем направить все силы на воспитание детской души? Именно эти уроки помогают формировать творческое воображение у обучающихся, умение анализировать, самостоятельно рассуждать, потому что словесное искусство учит читателя эстетическому вкусу, эмоциональной восприимчивости, вырабатывает у него жизненную, гражданскую позицию.

Сейчас, как никогда, в нашем обществе возникла потребность в людях, творчески одарённых, способных саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться, решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. У них высоко развита способность расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Поэтому необходимо быть мобильным, обладать особым стилем мышления, успевать за временем, постоянно совершенствоваться, реализовывать своё «Я». Наш мир непрерывно меняется, и именно сильные личности готовы жить и работать в нём. Они способны самостоятельно и креативно мыслить.

Поэтому главной целью своей работы я выдвигаю формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. Ставя такую цель и осуществляя её по мере возможности в своей работе, мне, на мой взгляд, удастся не только научить детей неординарно мыслить, но и развивать у школьников творческое отношение к любой деятельности и потребность в самореализации. Каждый ребёнок имеет право на собственную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на мир и ответственен, как всякий, перед собой и окружающими за результат своего труда.

Задачи, необходимые для достижения обозначенной цели:

  1. Изучить методическую литературу;

  2. Составить задания для развития творческих способностей учащихся;

  3. Использовать (внедрить) различные виды творческих работ учащихся на уроках литературы и русского языка;

  4. Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению через проявление собственного мнения, видения образа, развития творческих способностей в различных видах работ учащихся;

  5. Систематизировать, распространить и обобщить опыт по данной теме.

Методы исследования.

  • По способу деятельности.

  1. Словесный (теоретический);

  2. Наглядный;

  3. Практический;

  • По источнику знания:

  1. Метод проблемного изложения материала;

  2. Исследовательский метод.

Использование этих методов позволяет развивать у учащихся общеучебные навыки и умение анализировать художественное произведение, закладывать основу для выработки своей позиции, своего видения образа.

Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала у учащихся 5-9классов.

Предмет самоанализа: творческие способности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На протяжении многих лет я работаю над темой «Коммуникативные особенности уроков русского языка и литературы». Но о каком развитии речи можно вести разговор, если на уроках не развивать творческие способности обучающихся.

Прежде всего, я проанализировала специальную литературу по проблеме исследования, передовой опыт творчески работающих учителей русского языка и литературы. Мои наблюдения показали, что особо эта проблема встаёт в среднем и старшем звене. Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу. Но творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.

У психологов и педагогов складываются разные точки зрения, как на природу способностей, так и на само понятие «творчество». Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.

В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Поэтому особое внимание я уделю методам, приёмам, технологиям, которые использую при воспитании креативно мыслящей личности.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Т.И.Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности. Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия и т. д.

Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности учащихся. Но для того чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения, продумать её так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Особой популярностью пользуются темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно оставлять место для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений: это отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения в школе. Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например: «Что есть красота? И почему её обожествляют люди?»

Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства. Яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые разные темы для написания сочинений-миниатюр, например, такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама».

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с чётко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т. п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Как раз на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Всё это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Творческие сочинения:

  1. формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

  2. обогащают содержание литературного образования, выступая средством обучения различным учебным предметам, привлекая внешкольный опыт детей;

  3. могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);

  4. реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.

Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать – этому должны мы научить ребят в школе. Развивая воображение, образное мышление ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского языка и литературы. Кто, как ни учитель литературы, может и должен привить детям вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что нас окружает.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

На уроках литературы используются различные виды творческих работ. Например, в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку. Дети любят сочинять сказки по типу сказок русских народных, Киплинга, Андерсена. Иногда удаётся создать и поэтические шедевры после изучения «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. При оформлении таких работ формируется художественный вкус, развиваются творческие способности. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы в старших классах, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой А.И. Куприна «Суламифь», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду по любой библейской истории или мифу о языческих богах; сочинить «Песнь о любви Суламифь и Соломона»; нарисовать, какими представляются им Соломон и Суламифь; написать письмо в Прошлое о том, возможна ли такая любовь, какая была у царя и простой девушки из виноградника, сегодня.

Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.

Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Любая игра будет во много раз эффективнее, если обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся.

Дискуссия. Еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии:

  1. четко письменно излагать свое мнение;

  2. понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно задавать вопросы на понимание;

  3. вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую работу. В общении со сверстниками зарождается необходимость принять или опровергнуть точку зрения другого и всегда есть для этого возможность. Кроме того необходимо координировать его действия со своими, а за счет этого понимать остальных. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать своё мнение, принимать чужое, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. Проектная и исследовательской деятельности — необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий.

Например: «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени числительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

«Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Поэтому необходимо пользоваться всем арсеналом типов уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:

  1. интегрированный урок;

  2. урок-исследование;

  3. урок-игра;

  4. урок-праздник;

  5. урок-путешествие;

  6. урок-презентация;

  7. урок-творческая мастерская;

  8. олимпиады;

  9. интеллектуальные игры;

  10. проба пера;

  11. интеллектуальный марафон учеников.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.


Список литературы:


  1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

  2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

  3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.

  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

  5. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

  6. Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г.

  7. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.

  8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.

  9. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

  10. Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978..

  11. Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001 г.

  12. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература, №5, 2006 г.

  13. Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.

  14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

  15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.

  16. Российская педагогическая энциклопедия, 2т. - М., 1999, с.420.

  17. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

  18. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. – пед. ин – т.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!