СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие работы малой формы как средство развития креативных способностей учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие работы малой формы как средство развития креативных способностей учащихся»

Творческие работы малой формы как средство развития креативных способностей учащихся

Сколько раз мы с вами, уважаемые коллеги, читали такие вот школьные сочинения? (слайд 1) Мы смеёмся, удивляемся бессвязности речи учащихся, а тем временем это превращается из единичных случаев в проблему глобальную.

Для обучающихся общение является ведущим видом деятельности, потому подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, у них велик интерес к жизни, к миру, им хочется об этом думать, говорить. Хочется, но не хватает или словарного запаса, или качество речи не позволяет им достигнуть коммуникативной цели.

Учитель должен организовывать коммуникативное обучение, помогать ученику преодолевать коммуникативный барьер, решать вопрос о снижении дефицита общения учащихся в социальной среде.

Тема сегодняшнего моего выступления «Творческие работы малой формы как средство развития креативных способностей учащихся».

Формирование и совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. 

Как научиться пользоваться несметными богатствами русского языка? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов?

Наконец, какими приемами, методами работы со словом побудить наших учащихся пойти навстречу этому творческому вдохновению?

Это малые формы работ, они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами. Учащимся часто трудно соотнести разделы лингвистики и нормы, у них достаточно сложно формируется системный взгляд на различные языковые понятия.

Использование текстов малых форм позволяет учителю быстро и доступно «донести» до ученика самые сложные теоретические понятия, а детям усвоить эти сведения и успешно применять в процессе свободного письма.

Тексты малой формы таят в себе неограниченные возможности для развития речи учащихся. Они относятся к типу тех упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения.

На мой взгляд, наиболее эффективными являются следующие методы и приемы малых форм: сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, сочинения – этюды, портретная зарисовка, сочинение – письмо, сочинение – интервью, различные виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) текста и т.д. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность.

В методике работы над созданием сочинений-миниатюр можно выделить несколько этапов: настрой на творческую работу – продуцирование текста – его прочтение («выступление на публику» - презентация) - слушание миниатюр товарищей – прочтение сочинения соседа по парте и рецензирование его работы. Восприятие текста на слух, зрительно, путём взаимооценки помогает осмыслить значение разных признаков и средств выразительности текста. Активность учащихся в порождении творческих текстов – показатель интеллектуального развития детей. Несомненно, сочинения – миниатюры способствуют формированию лингвистической компетенции, когда ученикам предлагается составить небольшой рассказ, сказку, описать иллюстрацию, используя в качестве сюжета орфографическое правило.

Для результативности подобных работ учителю следует учитывать мотивацию создания текста – желание детей высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому темы необходимо предлагать такие, которые были бы интересны для них, вызывали бы у детей эмоциональный отклик, давали бы возможность содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом, но во всех случаях о том, о чём мне хочется сказать.

Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли. Такие задания, как показывает практика, формируют не только орфографическую зоркость, но и умение создавать текст.

Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).

Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли.

Какие же еще формы можно использовать? Например, эссе.

Сочинение-письмо.

Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении - интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Мини-изложения – ещё один тип работы над развитием речи. В 6-8-ых классах можно проводить следующие виды мини – изложений: 1) изложения – миниатюры с передачей авторского отношения к описываемому предмету; 2)изложения – миниатюры по прослушанному тексту с творческим заданием; 3)изложения – миниатюры с сохранением особенностей построения текста; 4)изложения – миниатюры с формулировкой темы текста (сформулировать узкую и широкую тему);

Изложения – миниатюры можно использовать в качестве упражнений по грамматической стилистике для формирования правописных умений.

Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения. Эти упражнения помогут детям проникнуться творческим настроением, станут для ребят праздником открытий, удивления и радости. В качестве источников для диктантов, сочинений и изложений (мини-текстов) лучше использовать художественные или публицистические тексты, в основном не входящие в школьную учебную программу. Тем самым расширяется круг произведений, с текстами которых будут работать учащиеся. Хорошо известно, что разного рода афоризмы, изречения, цитаты, высказывания – полезный и необходимый материал для сочинений, важное средство аргументации, подтверждения своей мысли. Таким образом, систематическая работа с текстами малых форм активно способствует формированию правописных и речевых умений учащихся средней школы.