СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характерной чертой творческих заданий является наличие в них скрытых путей решения, что требует от школьника смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания»


Виды творческих упражнений в 3-4 классах

Характерной чертой творческих заданий по русскому языку является наличие в них скрытых путей решения, что требует от школьника смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления.



  1. Реконструирование текста, дополнение текста, высказывание собственных суждений.

  2. Изложение с элементами сочинения.

  3. Сочинение на свободную тему.

  4. Сочинение на заданную тему.

  5. Сочинение по картине.

  6. Сочинение по сюжетным картинкам.

  7. Составление четверостиший по заданной рифме:

  8. Например: Дверь –Зверь, Закрой- Рой.

  9. Составь как можно больше слов, используя буквы: а,о,ы,и,н,л,к,т,с.

  10. Назови предметы круглой (прямоугольной) формы и запиши их названия.

  11. Самостоятельное составление и запись рассказа о случае из своей жизни с элементами рассуждений.

  12. Составление письма кому-либо из товарищей (подруг) или родственников с обращением, вопросами, рассказом о своей жизни, делах в школе.

  13. Самостоятельное составление и запись сочинения на основе прочитанной книги, с использованием результатов своего опыта и жизненных наблюдений.

  14. Составление и запись ответов на вопросы по прочитанному тексту.

  15. Подбор примеров на изучаемые орфограммы: Запишите три любых слова с удвоенной согласной, безударной гласной в корне: (суббота, одиннадцать), (вода, гора).

  16. Составление и запись рассказа.

  17. Составьте рассказ из четырех-пяти предложений на тему: «Школьные каникулы».

  18. Свободный диктант, суть которого в том, что текст делится на отдельные логические части, состоящие из нескольких предложений, затем читается и пересказывается весь текст и учащиеся записывают все, что могли запомнить.

  19. Творческие диктанты:

Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, н-р: прилагательные.

Например: Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу плыли (серые) тучи. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

  1. Конструирование предложений с определенным грамматическим заданием: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определенную тему в сочетании с каким-либо грамматическим заданием и т.п.

Например, задание: составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения: «Какой забавный у меня щенок!»; «Летом я отдыхал в деревне».

  1. Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических, пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют редактированием.

  2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в предложенном тексте на целый ряд правил правописания.

  3. Упражнения, связанные с творческим использованием материалов учебника. Можно выделить следующие:

  4. Виды работ: Составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложение, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести анализ композиции текста и т.д.

  5. Задание: озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на веселое торжество. В воздухе ощущается какая-то особая свежесть.

Слова для справок: ненастье, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

  1. Завершение предложений по догадке: Ребята были в лесу. Вдруг слы(…) во(…) елочки кто-то шур(…).

  2. Работа по исправлению слов в предложении:

(Ежик смотался в клубок. Я уже ездил на самолете. Речка замерзла льдом. Меня пробудил мой папа.)

  1. Составление плана рассказа, оглавление, запись изложения от 1 лица (от имени охотника).

Старый охотник пошел осенью в лес. Устал старик и присел на пенек. Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки. Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе раздался певучий звук струны (По В.Бианки).

  1. Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу.

Учащимся предлагается прочитать запись, найти в ней несоответствие и сформулировать задание.

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха.

Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

  1. Создание двух текстов из одного, содержащего слова-омонимы.

Учащемуся предлагается прочитать текст и сформулировать задание к нему. Задание: Необходимо определить, о ком или о чем идет речь в тексте. На основе этого составить два текста.

  1. Создание текста учащимися по кругу.

Работа проводится в группах по 3-5 человек. Учитель контролирует время проведения работы. У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку учителя записывает один ученик из группы. Затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику. Получивший лист второй ученик в течение 2-3 минут должен написать 1-2 предложения, соответствующие содержанию первого предложения.

Далее второй ученик передает лист по кругу третьему ученику, которому необходимо прочитать записанный текст и дописать свои предложения. Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту. Затем группа читает получившееся сочинение. Выбирают наиболее удачный текст.

  1. Составление и разгадывание ребусов. Например: У • (уточка); 7я (семья).

  2. Придумывание и отгадывание загадок.

  3. Составь из букв слова доброжелательный другие слова и запиши их.

  4. Подбери слова, значение которых меняется от добавления одной буквы. Например: шар – шарф; верь – зверь.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!