СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий мини-проект по русскому языку. Урок-портрет «Знаю ли я…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок-зкрепление по теме "Обращение" в 5 -ом классе.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Урок-зкрепление по теме "Обращение" в 5 -ом классе.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Урок-зкрепление по теме "Обращение" в 5 -ом классе.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Просмотр содержимого документа
«Творческий мини-проект по русскому языку. Урок-портрет «Знаю ли я…»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

Творческий мини-проект по русскому языку.

Урок-портрет «Знаю ли я…»

Разработала и провела учитель русского языка и литературы

Шкиль Лина Викторовна

Тема: Обращение.

Цель урока: познакомиться с понятием «обращение»; обучиться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.

Цели:

Познавательные: выяснить, что такое обращение и какова его функция; использовать обращение в речи.

Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в команде.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

Тип урока: урок обобщения и закрепления материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметныезнать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

УУД: Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания.

Предметные: научиться выделять интонационно, пунктуационно в предложении обращение.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных и второстепенных членов предложения.

Технология: развитие критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент, мотива­ция к учеб­ной деятельности.

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Рада всех вас видеть, сегодня нам предстоит плодотворно поработать на уроке

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число

Двадцать седьмое ноября

Классная работа

I. Этап актуализация знаний

2мин

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем создавать портрет слова. Тема нашего проекта «Знаю ли я…»:

Прочитайте эпиграф к уроку и определите слово, портрет которого мы с вами сегодня должны создать.

Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом-

И не одним- двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

II этап – этап разрыва между знанием и незнанием

3 мин

-Хорошо, исходя из этого, назовите тему нашего урока. Портрет какого слова нам предстоит создать сегодня на уроке?

(Обращение. )

Запишите дату исследования…

Предмет исследования…

III этап – этап целеполагания.

3 мин

  1. Кто скажет, какова цель урока? ( Узнать, что такое обращение, какую роль играет обращение в предложении, какими знаками препинания выделяется обращение на письме; уметь находить обращения в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при обращении)

  1. Планирование работы: что нам надо для этого надо сделать?

1. Надо проанализировать предложения с обращениями, сравнить их, сделать выводы.

2. После этого найденное решение записать.

3. Создать алгоритм (план) действий.

4. Закрепить алгоритм при выполнении заданий.

IV этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос.

15 мин

  1. Языковая разминка «Я исследую». Задание: создать текст «Исследование одного слова»

  2. Создание кластера «Обращение», запись в тетрадь

- Происхождение слова

-Способы его выражения

- Член предложения

- Интонация.

-Обобщение

  1. Начнём мы с прослушивания сказки ( я буду читать, а вы мне помогать, добавляя необходимые слова и фразы) :

В далёкой стране, на Необитаемом острове, жило-было Обращение. Это слово (сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Однажды Обращение решило постранствовать по свету, найти себе друзей. Долго ли коротко ли оно путешествовало, как вдруг увидело перед собой красивый зАмок. По обеим сторонам ворот стояли зеркала. Посмотрело Обращение в первое зеркало и услышало визгливый голос:

« Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло!»

С ужасом узнало Обращение самого себя.

Обращение быстро повернулось ко второму зеркалу и услышало нежный голос:

« Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи!»

Обращение снова узнало себя! И тогда оно поняло, какую важную интонационную роль играет в речи. Ведь по Обращению можно понять, каков человек!

Открылись ворота, и Обращение осторожно вошло в здание. Это оказалась школа. Навстречу выбежали ученики. Со всех сторон неслись слова:

- Дружок, а ты не устал с дороги?

- Пойдём, дружище, учиться с нами!

- Мы поможем тебе, дорогой друг!

С тех пор стало Обращение стало жить-поживать и новых друзей наживать

А теперь выполним задания

  1. - разберите в парах все предложения с обращениями, которые у вас на партах

- сделайте вывод.

- как вы будете находить обращения в этих предложениях?

- давайте ещё раз обратимся к нашим предложениям

- сравните предложения по интонации (в первом интонация обычная, вопросительная, а во втором звательная)

  1. Выводы:

- если интонация звательная, то перед нами обращение

Это будет нашим алгоритмом нахождения обращения в предложении

Итак, перед вами предложения с обращениями. Расскажите об обращении, используя кластер.

- Даю вам на работу в парах 3 минуты

-Давайте посмотрим, что у вас получилось

1. Обращения выражаются именем сущ. или прилагательным. Одним словом или иногда словосочетанием

2. Обращения не являются членами предложения, так как грамматически не связаны с главными членами предложения, задать вопрос к обращению нельзя. Можем убрать из предложения, при этом предложение не потеряет смысл

( - С чем можно спутать обращения? Почему?

(Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже, выражены сущ.или прил.).

- Как различить?

(Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть)

3. Высоким голосом - повышение голоса, пауза

4. Звательная

5. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. Может находиться в начале, внутри и в конце предложений и даже отдельно от него. Выделяется запятыми или восклицательным знаком

7. Служат для привлечения внимания собеседника, показывают отношение говорящего к собеседнику

- Зависит ли количество знаков препинания от места обращения в предложении?

- Да, если внутри предложения находится обращение, то выделяется двумя запятыми, а если в начале и конце предложения, то одной.

- А когда ставится ! знак?

-Если предложение произносится с восклицательной интонацией

Давайте теперь составим алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении (вместе определяем)

1) Нахожу обращение.

2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается).

3) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения).

- Запишите схему

V этап – этап первичного контроля.

7 мин

  1. Тест «Я умею использовать обращение в речи.

  2. Самопроверка

  3. Работа по иллюстрациям к любимым сказкам.

- Вспомнить предложения с обращениями из знакомых сказок и записать их

  • Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

  • Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

  • Свет мой, зеркальце, скажи.

  • Ах, Иван –царевич, сжалься надо мной –не ешь меня.

  • Не пей, братец, водицы из копытца: козленочком станешь.

Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

Важную роль О играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращение – один из способов олицетворения. В этом упр. Прочитаем первые три предложения.

Даны предложения из сказки, какой?

( «Сказки о мёртвой царевне и о 7 богатырях» А. С. Пушкина)

- К чему обращается королевич Елисей, как к живому существу?

(Ветру)

– Очень часто обращение раскрывает характер человека.

– Как характеризуют лисицу обращение из 2 предложения ”?

Физкультминутка

3 мин

- Ребята, вы хотите отдохнуть. Я предлагаю сделать физкульминутку, но она будет необычная. Встаньте, пожалуйста. Я буду назвать предложения, а вы внимательно слушайте. Если в нём есть обращение, вы будете хлопать в ладоши. Если нет обращения, будете топать.

1. Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

2. Ребята охраняют зеленые насаждения.

3. Друзья посещают детскую библиотеку.

4. Я вам, друзья, открою сказочный мир.

5. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

6. Муравьи – санитары леса.

Спасибо. Садитесь.

VI этап - этап первичного закрепления знаний.

8 мин

Составление и разыгрывание кратких диалогов с обращениями

(Работа в паре.)

- Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

Можете использовать ситуации из 301 упр., а можете придумать свои.

- А какие этикетные слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т.д.)

- Составьте предложения с О, называя того, к кому вы обращаетесь. Расставьте знаки прпепинания. Составьте схемы этих предложений

Резервное задание

Самостоятельная работа

Если в предложении есть обращение, ставим «+», если нет,

то «–».

1) Дениска, ты можешь выступить в концерте?

2) Дениска не хотел выступить в концерте.

3) Мама не знала, что я умею громко петь.

4) Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?

5) Ты что про меня пишешь, Карнаухова?

6) Брюквин постоянно мешал Карнауховой.

VII этап - Домашнее задание:

1 мин

Составить синквейн по теме : «Обращение»

1 слово – (существительное)

2 слова – (прилагательные)

3 слова –(глаголы)

Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

VIII этап – Подведение итога урока.

3 мин

Самоанализ

Теперь я могу…

Меня удивило…

Было трудно…

Достигли ли вы поставленных целей?

Итак, что такое обращение?

Для чего служат обращения? (для привлечения внимания собеседника)

Что показывают обращения? (отношение говорящего к собеседнику, чувства, характеры)

- Дополните нужными словами

1) Обращение называет …, к которому обращается говорящий.

2) Обращение в устной речи выделяется … интонацией.

3) На письме обращение выделяется …

4) Обращение не является …

Оценки за урок