Языковая разминка «Я исследую». Задание: создать текст «Исследование одного слова» Создание кластера «Обращение», запись в тетрадь - Происхождение слова -Способы его выражения - Член предложения - Интонация. -Обобщение Начнём мы с прослушивания сказки ( я буду читать, а вы мне помогать, добавляя необходимые слова и фразы) : В далёкой стране, на Необитаемом острове, жило-было Обращение. Это слово (сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Однажды Обращение решило постранствовать по свету, найти себе друзей. Долго ли коротко ли оно путешествовало, как вдруг увидело перед собой красивый зАмок. По обеим сторонам ворот стояли зеркала. Посмотрело Обращение в первое зеркало и услышало визгливый голос: « Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!» С ужасом узнало Обращение самого себя. Обращение быстро повернулось ко второму зеркалу и услышало нежный голос: « Свет мой зеркальце, скажи Да всю правду доложи!» Обращение снова узнало себя! И тогда оно поняло, какую важную интонационную роль играет в речи. Ведь по Обращению можно понять, каков человек! Открылись ворота, и Обращение осторожно вошло в здание. Это оказалась школа. Навстречу выбежали ученики. Со всех сторон неслись слова: - Дружок, а ты не устал с дороги? - Пойдём, дружище, учиться с нами! - Мы поможем тебе, дорогой друг! С тех пор стало Обращение стало жить-поживать и новых друзей наживать А теперь выполним задания - разберите в парах все предложения с обращениями, которые у вас на партах - сделайте вывод. - как вы будете находить обращения в этих предложениях? - давайте ещё раз обратимся к нашим предложениям - сравните предложения по интонации (в первом интонация обычная, вопросительная, а во втором звательная) Выводы: - если интонация звательная, то перед нами обращение Это будет нашим алгоритмом нахождения обращения в предложении Итак, перед вами предложения с обращениями. Расскажите об обращении, используя кластер. - Даю вам на работу в парах 3 минуты -Давайте посмотрим, что у вас получилось 1. Обращения выражаются именем сущ. или прилагательным. Одним словом или иногда словосочетанием 2. Обращения не являются членами предложения, так как грамматически не связаны с главными членами предложения, задать вопрос к обращению нельзя. Можем убрать из предложения, при этом предложение не потеряет смысл ( - С чем можно спутать обращения? Почему? (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже, выражены сущ.или прил.). - Как различить? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть) 3. Высоким голосом - повышение голоса, пауза 4. Звательная 5. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. Может находиться в начале, внутри и в конце предложений и даже отдельно от него. Выделяется запятыми или восклицательным знаком 7. Служат для привлечения внимания собеседника, показывают отношение говорящего к собеседнику - Зависит ли количество знаков препинания от места обращения в предложении? - Да, если внутри предложения находится обращение, то выделяется двумя запятыми, а если в начале и конце предложения, то одной. - А когда ставится ! знак? -Если предложение произносится с восклицательной интонацией Давайте теперь составим алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении (вместе определяем) 1) Нахожу обращение. 2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается). 3) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения). 4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения). - Запишите схему |