Творческий отчет по самообразованию « Экологическое воспитание детей с ОВЗ» воспитателя коррекционной школы-интернат Виллер Т.В.
Много значит природа для народа,
Любить природу я дете учу,
Беречь природу научить хочу.
Чтоб каждая букашка,
Вызывала интерес,
Чтобы книжки мы читали-
Про море и про лес.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – актуальная проблема. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, сис-тема работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Ведущей тенденцией занятий в школе-интернате является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
А теперь немного поиграем: Природный верифактор
Прочитав, скажи в ответ
Слово «да» иль слово «нет»
1. Кугуар и пума – это одно и то же животное. (ДА)
2. Двух одинаковых зебр найти невозможно. (ДА. Узор из линий на шкурах зебр так же индивидуален, как и отпечатки пальцев у людей.)
3. Гиппология – это наука о гиппопотамах. (НЕТ. Это наука о лошадях, ныне – коневодство.)
4. Слово лемур в переводе означает «привидение». (ДА)
5. Летучие мыши не умеют ходить. (ДА)
6. Лещ и подлещик – это рыбы разных видов. (НЕТ, одного вида, но разного возраста.)
7. У китовой акулы икринки имеют прямоугольную форму. (ДА, длина их – 63 см, ширина – 40 см.)
8. Осьминоги, кальмары и каракатицы имеют четыре сердца. (НЕТ, три.)
9. Осьминог от страха становится почти белым. (ДА, он также меняет свою окраску, приспосабливаясь к цвету дна.)
10. Кобра танцует под звуки дудочки факира. (НЕТ, она не способна слышать музыку. Когда с корзины со змеёй факир снимает крышку, кобра приподнимается, готовясь к защите, а затем следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)
11. Крокодилы способны взбираться на деревья. (ДА, молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.)
12. У крокодилов жир зелёного цвета. (ДА)
13. Все рыбы имеют желудок. (НЕТ, только хищные.)
14. Птицеед – это свирепый паук. (ДА, это паук размером до 10 сантиметров. Охотится ночью на насекомых и мелких позвоночных, включая птенцов.)
Викторины про животных.
Про растения, про птиц,
Можем быстро отгадать мы,
Ведь прочли немало книг.
Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в школе- интернат ппредполагает решение ряда задач:
– расширение экологических знаний;
– повышение экологической культуры;
– развитие потребностей гармоничного общения с природой;
– обогащение кругозора детей;
– развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
– развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
– привитие бережного отношения и любви к природе.
Для решения названных задач в группе продлённого дня по экологическому воспитанию спланрованы занятия, объединённые в цикл «Зелёная неделя».
Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:
1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические зна-ния, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети зна-комятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной инфор-мации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).
4-й – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.
Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.
Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.
Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности [ http://nsportal.ru].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы- интернат осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
Воспитание чувства любви к природе должно начинаться в младших классах на уроках окружающего мира. Нужно чтобы учащиеся имели общение с самой природой. Этого не могут заменить никакие практические занятия и уголки живой природы в школе. Необходимы частые вылазки, экскурсии, походы, дальние поездки на природу. Еще большое значение имеет самостоятельное практическое участие учеников в охране природы: посадка деревьев, подкормка птиц, работа на огороде, в лесу, поле, и т.д
Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь шумят леса….
Птиц скликая перелетных…
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой…
И стркозы только тут…
В речку смотрят удивленно,
Береги свою планету-
Ведь другой. Похожей нету!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития // Проблема экологии. – 2003. – №2. – С.54 – 55.
2. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991. – С.45 – 46.
3. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. – 2001. – №6. – С.125 – 127.
4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М.: Просвещение, 1980. – С.35 – 36.
5. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003. – С.100 – 105.
6. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 1999. – С.87 – 88.
7. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. – М.: Просвещение. – 2006. – С.22 – 24.
8. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – С.15 – 16.
9. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – С.28 – 29.
10. Кукушин В.С. Экологическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2002. – С. 109 – 125.
10. Курносенко В.И. Охрана водоемов нашего края // Начальная школа. – 2011. – №3. – С.39 – 43.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 1999. – С. 230 – 234.
13. Начальное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всеросс. науч-практ. конф. – Стерлитамак. Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2011. – С.70 – 73.
14. Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 51 с.