СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет по теме «Технология учебного исследования»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий отчет по теме "Технология учебного исследования"

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме «Технология учебного исследования»»

Творческий отчет по теме «Технология  учебного исследования»

Важнейшими ориентирами современной образовательной политики стали новые образовательные стандарты. Новые требования стандарта предъявляются к результатам освоения общеобразовательных программ:

- освоение обобщенных способов действий (компетенций),

- достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).

О сформированности универсальных учебных действий в школе можно судить по предметным, метапредметным и личностным результатам современного школьника на каждом этапе его обучения.

На сегодняшний день каждая из таких технологий имеет четкую структуру: описание, приемы, этапы, стратегии и конкретные результаты.

Технология организации исследовательской деятельности использует в качестве главного средства – учебное исследование. Технология направлена на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством учителя-предметника.

Для более эффективной организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы мною были изучены    научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Шацкого, М.Г. Качурина и др. В   работах ученых также  отстаивается идея исследования на уроках, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления».

   В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная, – можно выделить следующие типы проектов.

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

2. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. взаимодействия в тексте.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции).

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики и т.д.)

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

1. МОНОПРОЕКТЫ.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Например, в курсе русской литературы это могут быть темы, связанные с изучением теории литературы («Тропы в русской лирике»), а при изучении русского языка такие проекты можно использовать при изучении стилистики. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести.

2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как «Культура общения», «Нравственный человек в жизни и в литературе» и т.д.). Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Однако данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов одного цикла.  

    Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению. Это  научно-практические конференции  и семинары, на которых рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы в школах,  различные публикации и научные труды.

   На уроках и во внеурочное время  систематически использую       разнообразные виды  исследовательской деятельности:

 - информационную (собирается  информация о каком-то объекте, явлении,    анализируется, обобщается  для представления   широкой аудитории. Например,  жизнь и творчество   поэта или писателя,  издание  книги, описание части речи по русскому языку);

 - ролевую (обучающиеся  выступают роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода  художественного произведения  или   устного народного творчества, составление сказки);

 -  практико-ориентированную (выявляются социальные интересы участников проекта. Например,  с какой целью  изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знания,  полученные на уроках, в современной жизни?);

 - творческую (театрализованные представления произведений).

  Проектная  деятельность организуется на трёх уровнях:

 -   объяснение технологии подготовки ученического проекта (знание);

 -   выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);

 - самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

    Для того чтобы заинтересовать учащихся заниматься исследовательской  деятельностью, использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, использую разнообразные   приемы:   это и  сопоставление иллюстраций,  просмотр отрывков из фильмов, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков, где сравниваются   разные  работы    к одному и тому же произведению.  

На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и

создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  Мною опробованы различные виды  исследований на уроках русского языка и литературы. Это такие  исследовательские проекты, как «Тайна происхождения имён,  прозвищ и фамилий», «Происхождение названий сел нашего района».

       Исследовательская деятельность,  которая проводится  мной на уроке,  продолжается и  во  внеклассной  работе по предмету. Мы      проводим   предметные недели,  конкурсы и  викторины, предметные  олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Например, были созданы проекты «Интересные факты из жизни героев Космоса»,Первый космонавт» , «Житие преподобного Серафима Саровского», а также исследования , основанные на местном материале « Творческое наследие Клыковых в Черемисиновском районе», «Таланты нашей мало родины» и другие. Ко Дню Победы был проведен конкурс исследовательских работ по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне, а также о героях Курской битвы Обучающиеся создавали презентации, готовили исследовательские проекты на данном материале.

      Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Они увереннее чувствуют себя на уроках, становятся  более  коммуникативны, общительны, активнее участвуют в  школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ,  научно-практических конференциях.