СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт по теме "Формирование экологической культуры младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий отчёт по теме самообразования "Формирование экологической культуры младших школьников" подготовлен для выступления на городском методическом объединении. Поделилась опытом экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности во 2 и в 3 классах, совместной работе детей и родителей по воспитанию ответственного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт по теме "Формирование экологической культуры младших школьников"»









Творческий отчёт по теме


"Формирование экологической культуры младших школьников"



























Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А.П.Чехов

По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок получает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.


Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того, чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

Экологические проблемы в нашей стране не уменьшаются. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы. Поэтому тема моей работы определяется как “Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности”.

В описании своей педагогической деятельности определяю цели и задачи работы.

Главными целями экологического воспитания являются:

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека;

- воспитание ответственности за собственные поступки;

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

Задачи:

  1. Формировать экологическую культуру учащихся.


2. Создание условий для экологического воспитания в классе:

- организация уголка природы,

-подбор литературы, фотографий,

- подбор растений и уход за ними.


3.Работа с родителями:

- экологическое просвещение родителей,

-выполнение совместных творческих работ (изготовление поделок, рисунков),

-участие в конкурсах.


Актуальность.

Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.


В этом выступлении я хотела бы поделиться опытом экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.

Формы и средства ознакомления детей с экологией разнообразны. Эмоциональный рассказ учителя, экскурсия, беседа, встреча с интересными людьми, дидактическая игра, просмотр готовых презентаций и создание своих, чтение художественной и справочной литературы природоведческого содержания, защита проектов - всё это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.


Работа по экологическому образованию ведется на уроках окружающего мира, краеведения, математики (решение задач экологического содержания), русского языка (на основе текстов природоведческого характера и специально подобранных диктантов), литературного чтения (чтение текстов о природе, работа по вопросам, разгадывание кроссвордов, загадок и т.д.) технологии (поделки из природного материала), ИЗО (рисунки).

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.


В программе экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:

  • Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

  • Познавательно-развлекательное направление (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

  • Практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц)

  • Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).



Формы работы:

  • Ежегодно весной или осенью учащиеся работают с родителями на своих участках: освобождают территорию от листьев, от мусора, ухаживают за растениями, подкармливают птиц осенью и зимой.


  • Стараемся помочь природе. Для этого ежегодно принимаем участие в таких акциях, как:

  1. Акция «Бумагу в коробку» -сбор макулатуры

  2. Акция «По доброте душевной» - сбор корма для животных СЮН

  3. Акция по сбору использованных батареек

  4. Акция «Кормушка»

  5. Уход за комнатными растениями-работа дежурных.


  • В 2021, 2022 годах принимали участие с сентября по декабрь с учащимися и с родителями в городской экологической игре «Знатоки родного края», которую проводила Станция Юных Натуралистов.  Игра проводилась под девизом: «Мы твои друзья, природа» и посвящена была юннатскому движению в России. Тема игры: «Край любимый, край родной».
    В ходе игры участники проходили заданный «виртуальный маршрут» по направлениям:
    1 этап -школьный.
    1) Акция «По доброте душевной», в ходе которой все желающие участники могли приехать на Станцию юных натуралистов, привезти с собой сухие корма для животных (крупы, сухари, корма для кошек и собак), посетить экскурсию по экологической тропе и в мини-зоопарк, и самим угостить коз и овец. Помогали все учащиеся начальных классов. Собрали 3 огромных мешка и увезли с родителями на СЮН (2021г.)

В следующем 2022году в сентябре ребята побывали на экскурсии на СЮН с родителями и привезли сами гостинцы для животных.

Наблюдение объектов живой и неживой природы является основной формой работы с учащимися начальных классов.


2) "Удивительный мир растений и животных" -отвечали в классе на вопросы теста после просмотренных презентаций, определяли растения и животных Удмуртии. Победители в классе Быков Тимофей (2021 г.), Утробина Ольга (2022г.)
3) Участие в Акции "Зелёный патруль". Экологический проект совместный с родителями по любой природоохранной деятельности (уборка территории от мусора, раздельный сбор отходов, изготовление и установка кормушки для птиц, забота и уход за домашними животными) с электронной презентацией, где отразили результаты и впечатления от проделанной работы, цели и задачи на будущее.

В 2021 году работы представили: Абашев Данислав, Будин Кирилл, Быков Тимофей, Гаврилов Артём, Егоров Роман, Ившина Екатерина, Поздеева Ксения, Шереметова Ксения.
Победитель - Макаров Алексей.
Его работу «Изготовление кормушки» по условиям игры отправили дальше на городской этап игры в СЮН, где проект занял 2 место .
В 2022 году родители с детьми выполнили совместный социально-значимый проект «Зелёный патруль» в форме видеоролика, который занял 3 место в городском конкурсе 2 этапа.


2 этап- городской.
1) Онлайн-состязание (викторина) «Экологический светофор» в течение ограниченного промежутка времени (20 минут) среди победителей школьного этапа. Участники решали различные экологические задачи.
Быков Тимофей -4 место (2021 г.), Утробина Ольга -1 место (2022г.)
2) ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ИТОГОВ по школам: по онлайн- викторине и презентации "Зелёный патруль".
Наша команда по итогам игры заняла 3 МЕСТО! (2021г.), 1 МЕСТО (2022г.)
БЛАГОДАРИМ организаторов СЮН за увлекательную и познавательную игру, родителей за помощь в акциях. Нам очень понравилось!

 

  • В 2021 году с 10 ноября по 20 декабря со 2в классом принимали участие в Республиканском Веб-квесте «Экомарафон» Онлайн. Организаторы –Эколого-биологический центр города Воткинска УР.

Изучали природу родного края по предоставленным презентациям на занятиях в классе , дома с родителями и отвечали на вопросы из 8 этапов, выполнили 3 презентации. Заняли 3 место.


  • 16 октября 2022 года приняли участие в Республиканском фестивале оздоровительного туризма "Кругосветка Удмуртии", организаторы – Станция юных туристов. Прошли через парк «Заречный» по маршруту «Дорогою добра» до Станции юных натуралистов, посетили экскурсию по экологической тропе, угостили животных, отдохнули, поиграли на полянке.

Живое общение с природой стимулирует интерес к её изучению и способствует эстетическому воспитанию. Одновременно воспитывается любовь к родному краю. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи, и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные.

  • Прекрасную возможность экологического воспитания даёт чтение художественной литературы. Миру живой природы посвящены многие рассказы.

10 марта 2023 года с 3в классом приняли участие в городской Познавательно-творческой игре «Любимая книга- весёлый урок» по книге Э. Успенского «Дядя Фёдор , пёс и кот». Организаторы – ДЮЦ.

Эта повесть не только знакомит юных читателей с особенностями и повадками животных, отношениями между людьми и животными, она воспитывает любовь к добру, пробуждает в ребёнке ощущение «взрослости», силы и ответственности перед «братьями нашими меньшими».

1) Учащиеся внимательно читали, перечитывали все главы, составляли сами вопросы, кроссворды, разгадывали, работали в команде в течение двух месяцев. В результате игры –викторины команда верно ответила на все вопросы по книге и получила заслуженную награду - Диплом за 1 место

«За лучшее знание текста книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

2) В ходе игры необходимо было подготовить и показать инсценировку одной главы. Ребята с удовольствием перевоплотились в своих героев, репетировали, рисовали героев произведения на уроках ИЗО, подготовили костюмы, декорации на уроке технологии и с родителями и удачно выступили.

3) В рамках городского конкурса подготовили Семейные творческие работы «Мой любимый питомец». Выполнили все возможные формы задания:
- сочинение – Макаров Алексей с мамой,
- рисунок на заданную тему – Гаврилов Артём,
- слайд-презентация – Егоров Роман с мамой.

Работы детей были очень интересны и каждый из них заслужил Диплом за 1место «За лучшую семейную творческую работу «Мой любимый питомец».

По итогам всех этапов игры команда заняла 1 место-наградили Дипломом.

  • Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений формирования экологической культуры учащихся. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности между участниками;

-извлекать информацию из разных источников;

-готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

-составлять собственную Красную книгу;

-презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

-оценивать свои достижения.

На школьной научно-практической конференции в марте 2023 года учащиеся достойно защитили свои проектные работы: «Красная книга» (Кельдышева Алиса, уч-ся 2в класса), «Зелёный патруль» (Ворончихины Семён и Тимофей, уч-ся 2в класса), «Изготовление кормушки» (Макаров Алексей, уч-ся 3в класса), «Разнообразие природы родного края» (Поздеева Ксения, уч-ся 3в класса).


Вывод: воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает всех учащихся, а также родителей.

Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!