Страхи выполняют защитную функцию и бояться чего-либо – это нормально. Но, все же страхи имеют особенность накапливаться и мешать жить. Поэтому важно научиться с ними не бороться, а сотрудничать.
Пример из практики.Дети рассказывают. Таня Б., 3 класс, 9 лет: «Я боюсь очень многого: боюсь остаться одна дома, боюсь, что упадет самолет, и мы все задохнемся, боюсь, что на нас упадет метеорит, боюсь, что меня убьют. Когда я остаюсь одна, меня охватывает ужас и даже паника, мне очень страшно. Маша:« Я боюсь выходить из подъезда – там собаки. А еще мне страшно отвечать у доски, я боюсь опоздать на автобус, боюсь ошибиться, боюсь темноты, боюсь оставаться одна дома. Вспоминая все свои страхи, я чувствую, как у меня выпрыгивает сердце - тело становится напряженным, хочется спрятаться».
Страхи, обиды, тревогу и другие отрицательные эмоции дети рисовали, лепили и даже вытанцовывали, прокрикивали, закрывали в клетки. Все то, что дети лепят, рисуют, всегда имеет к ним отношение и, прорисовывая или вылепливая свой страх, обиду или тревогу, ребенок обязательно освобождается и ему становится легче.
Особое внимание в арт-терапевтической работе было отведено работе с пластилином.
Работа с пластилином способствует снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагает к двигательной и эмоциональной развязке. Пластические материалы – действенное средство в арт-терапии против гнева, агрессии, тревожности, замкнутости.
Преимущества пластилина очевидны: можно многократно использовать создаваемый образ. Работа с пластилином и глиной облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывание по поверхности пластилина использовали с теми детьми, которые пережили травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, обид, гнева и, пережитое не развивается в психическую травму.
Пример из практики. Саша . 6 лет. «Я вылепил свою злость в человека-динозавра и почувствовал, что мое тело стало легким – злость ушла».
Ваня, 5 лет. Когда я закрыл глаза и вспомнил, как я разозлился на маму, то увидел скелет. Мне даже не по себе стало, я быстро открыл глаза и слепил этот скелет».
Виталина Р. 6 лет. Я обиделась на маму. Когда я стала лепить свою обиду, у меня само собой получилась черепаха. Я сама себя почувствовала той черепахой, которая прячет тело в панцире – так мне было обидно!» Дети лепили свою обиду и, каждый видел свой образ, каждый переживал свой опыт . Эта работа увлекает ребят и приносит видимый результат. способствуют развитию моторики. Одно из направлений арттерапии: изотерапия - это работа с рисунком. Многие дети говорят одну и туже фразу: «Я не умею рисовать», но цель заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы ребенок смог выразить на листе бумаги свое внутреннее состояние. Рисунки делают по желанию фломастером, карандашом или гуашью. Предлагается сделать рисунок не кистью, а просто пальцами, макая пальцы в баночку с гуашью. Кроме того техника "рисование пальцами с использованием гуаши" хорошо зарекомендовала себя при работе со слабовидящими и глухими детьми. каждая эмоция постепенно ассоциируется с определенным цветом В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутренних зажимов, а у кого-то - выявление неожиданных творческих способностей. . Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами нарисовать образ своего гнева (обиды, того, что приятно, и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. В зависимости оттого, что рисуется или лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? . Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку. Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется. Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. . Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются. Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающ ие его настроение в данный момент. Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
Различия между уроком и арт-терапевтическим занятием На арт-терапевтических занятиях не применяются оценочные суждения в плане: красиво — некрасиво, похоже — непохоже, правильно — неправильно Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Дети сами определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом.Рисование – это творческий прцесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка.
Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов», После прослушивания равных по характеру музыкальных произведений проводится беседа о том,что снилось. Активная музыкальная деятельность (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов, а также из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан и др.). в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации. в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера. «Я люблю тебя жизнь», Формулы песенного самовнушения нацелены на то, чтобы сформировать у человека такие принципы отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни. Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения. Танец — это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах.Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Арт-терапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства. Вы устали от ежедневных проблем, неблагоприятных прогнозов и заработали депрессию? Самое время разбудить в себе ребенка, отрыть скрытые резервы и заняться самым душевным и безобидным видом лечения – арт-терапией. Арт-терапия – творчество, которое лечит .