Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Тюкалинский профессиональный колледж»
творческий проект
«картины из пластилина»
Выполнили: студенты 34-до групп
специальность 44.02.03 Педагогика
дополнительного образования
Данилова Е.И., Жарова В.В.,
Иванова М. В., Зиновьева Е. Г.,
Анчухина А. О., Бушуева Л.А.,
Казбекова Б. С., Санькова Е.В.,
Михейкина А.В., Мироненко И.И.
Руководитель:
Тюрина Елена Викторовна
Тюкалинск, 2019
Содержание
Введение………………………………………………………...……….……3
1. Основная часть
-
История пластилина …………………………………………….....6
-
Техники создания картин из пластилина……………..…………....7
-
Разработка эскизов картин ………………………………………...10
-
Выбор материалов и инструментов ……………………………….12
-
Организация рабочего места…………………………………….…12
-
Техника безопасности при выполнении проекта ……………......12
-
Технология изготовления изделия…………………………….......14
-
Экономическая оценка изделия………………………………….15
-
Экологическая оценка изделия……………………………….…..15
1.10. Фото готовых работ………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………….....21
Список информационных источников …………….……………22
Введение
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач дополнительного образования детей. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия, и «убивает» интерес к творчеству.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник, например шприцевой техники работы с пластилином, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Поэтому, мы считаем, что выбранная тема проекта является актуальной.
Проблема нам видится в том, что для творчества нет готовых рецептов, ведь творчество – это решение старых задач новыми методами. Мы, как будущие педагоги дополнительного образования, считаем необходимым приобрести творческий опыт создания картин из пластилина.
Цели проекта: приобретение опыта творческой деятельности через создание картин из пластилина.
Задачи проекта:
1. Ознакомиться с историей пластилина.
2. Ознакомиться с техниками создания картин из пластилина.
3. Выполнить картины из пластилина в шприцевой технике.
В данном проекте выбрана шприцевая техника создания картин из пластилина, так как:
- мы уже имеем небольшой опыт выполнения картин из пластилина;
- технология создания картин из пластилина не очень сложная и дает большие возможности для творчества;
- данная техника является малораспространенной;
- картины получаются яркими, выразительными и необычными.
Планируемыми результатами проекта является получение:
- знаний по истории пластилина;
- знаний, умений и навыков по созданию картин из пластилина в шприцевой технике;
- готового продукта в виде картин из пластилина;
- творческого опыта по изобразительной деятельности.
Новизна проекта состоит в том, что представленные картины из пластилина в шприцевой технике с элементами выкладки бисером являются оригинальным продуктом.
Основные этапы проекта:
-
Подготовительный этап (сентябрь 2017 г.) – поиск и изучение информации по выполнению поставленных задач;
-
Основной этап (октябрь 2017 г. – январь 2019 г.) – создание картин из пластилина;
3. Заключительный этап (январь 2019 г.) - оформление документации по проекту.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с изготовленными картинами из пластилина можно участвовать в выставках, конкурсах, использовать их в качестве наглядных пособий к занятиям, такими картинами можно украсить интерьер, это замечательный подарок, выполненный своими руками, картины в этой технике можно изготавливать их продажу.
Во время выполнения подготовительного этапа проекта мы ознакомились с краткой историей пластилина и разными техниками создания картин из пластилина, нами были рассмотрены различные идеи и разработаны эскизы для создания картин.
Источником вдохновения для создания картин были взяты рисунки американской художницы Марджори Сарнат. Выбор цветовых решений, способов создания фактуры и оформления картин осуществлялось в процессе творческой работы над проектом часто без предварительного замысла. Все изготовленные картины являются полностью оригинальными.
В проекте рассмотрены вопросы техники безопасности, выбраны необходимые материалы и инструменты для работы.
В технологической части проекта представлена последовательность выполнения картины из пластилина, сформулированы требования к качеству готовых изделий, и дана их экономическая и экологическая оценка.
В заключении можно сказать, что проект «Картины из пластилина» выполнен успешно. Поставленные цели и задачи проекта выполнены в полном объеме.
В процессе работы над проектом была разработана технология изготовления картин из пластилина в шприцевой технике, выполнены картины, составлена пояснительная записка и фотоотчет.
Основная часть
-
История пластилина
Пластили́н (итал. plastilina, от древнегреческого πλαστός - лепной) — материал для лепки.
Изобретение пластилина принято приписывать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту, а случилось это более сотни лет назад. Первый из них запатентовал модельную массу под названием «Plastilin» в 1880 году, а второй изготовил не засыхающую глину в 1987 году, которую назвал «Plasticine». Изобретения оказались практически идентичны и в скором времени получили одно общее название «пластилин».
Первый пластилин изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию.
Интересным является тот факт, что на заре своего существование пластилин имел только один цвет – серый. Однако с ростом популярности данного изобретения, как материала для изготовления поделок, в продажу начала поступать масса для лепки в четырех цветовых решениях. Первая же фабрика по изготовлению пластилина была основана Харбуттом уже через пару лет после его открытия и просуществовала до 1968 года, когда из-за пожара производство было перенесено в Таиланд.Что же касается второго изобретателя Франца Колба, то его оригинальный изготовленный материал для лепки можно найти в продаже и сегодня под названием «Мюнхенский художественный пластилин».
Существует и еще одна версия происхождения пластилина. Согласно этой версии, создателем пластилина считается американец Джо Маквикер из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги и случился настоящий бум на пластилин.
В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен (ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Пластилин окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.
Выпускаются следующие виды пластилина: парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
-
Техники создания картин из пластилина
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе. Изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку и взрослому создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения картин - аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму и цвет.
Существуют различные техники создания пластилиновых аппликаций.
1способ. Передача фактуры
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника: от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.
2 способ. Работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона
Перед работой стекло обезжириваем ,чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло, переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера. Надо учитывать, что получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвета пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон.
3 способ. Граттаж
На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике «граттаж».
4 способ. Работа, выполненная с помощью «горошин»
Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.
5 способ. Пластилиновая живопись «из шприца»
Понадобятся: пластилин, альбомные листы, медицинский шприц (без иглы), емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином опускаем в емкость с горячей водой на 1-2 минуты, чтобы пластилин стал мягким. Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.
6 способ. Работа на картоне, выполненная при помощи «мазков»
На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.
7 способ. Рельеф
Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композицию.
Помните, что создать картину из пластилина на картоне можно, использовав несколько техник. Например, контуры можно сделать из жгутиков, а внутри детали заполнить шариками или размазыванием. Творите все, что позволяет вам ваша фантазия.
При работе с пластилином нужно учитывать его недостатки, такие как:
- выцветание на свету;
- прилипание пыли;
- загрязнение рук вследствие работы с пластилином;
- некоторые виды пластилина горят;
- заметны отпечатки пальцев.
Не стоит помещать картины из пластилина на солнечные стороны комнаты, так как материал при нагревании растекается. Держите пластилиновые рисунки подальше от отопительных приборов, чтобы они долго могли вас радовать. Пластилиновую картину можно укрепить лаком для волос, спрятать под стекло.
1.3. Разработка эскизов картин
Нами были созданы картины из пластилина: «Радужный кот», «Карнавал», «Жар-птица», «Подводное царство», «Волк и орел», «Кошачья идиллия», «Волшебные совушки», «Цветочная полянка», «Лучшие друзья», «Музыкальный котик». Источником вдохновения для создания картин были взяты рисунки американской художницы Марджори Сарнат и раскраски «антистресс» неизвестных авторов.
Художница Marjorie Sarnat выросла в Америке и с детства увлекалась детскими книгами и игрушками, особенно плюшевыми медведями. Большинство времени посвящала рисованию сказочных героев. После школы посещала занятия в Институте Искусств в Чикаго и Восточный Мичиганский Университет, по окончанию стала бакалавром в области искусств.
Несколько лет посвятила изучению классических викторианских изобразительных стилей, позже организовала издательскую компанию с целью ознакомления со старинными изображениями и фото в антикварных книгах. Особенно её впечатляли рисунки волшебных фей с крылышками, живущих в высоких замках или снежных облаках. Художнице хотелось поделиться этой красотой с миром. Затем она выпустила серию керамических кружек с изображением её любимых плюшевых медвежат, что сделало её имя узнаваемым среди коллекционеров. В данный момент многие сувениры дизайна от Marjorie выпускаются в Enesco, компанией, занимающейся распространением сувенирной продукцией. Изобразительный стиль этого автора детализирован, с элементами прошлых лет, передаёт эмоции того или иного персонажа (чаще всего, персонажи являются медвежатами или феями). На вопрос, откуда автор черпает идеи для вдохновения, она отвечает, что они окружают её повсюду – в магазинах, музеях, старых книгах, семье.
Девиз Marjorie Sarnat: «Я надеюсь, что когда люди увидят мои работы, они почувствуют, насколько удачно оригинальность соприкасается с традициями».
Ее рисунки изобилуют текстурой, узорами и насыщенными цветами.
Выбор цветовых решений, способов создания фактуры и оформления картин осуществлялось в процессе творческой работы над проектом часто без предварительного замысла. Все изготовленные картины являются полностью оригинальными.
1.4. Выбор материалов и инструментов
Материалы: белая бумага А3, картон, цветной пластилин, бисер, пайетки, блестки, плинтус потолочный из пенопласта, лак для волос, термопластичный клей, клей ПВА, эмаль акриловая.
Инструменты: ножницы, линейка, цветные карандаши, экструдер, стеки, зубочистка, канцелярский нож, кисть.
Оборудование: термопистолет, чайник электрический, стакан.
1.5. Организация рабочего места
Помещение для работы должно хорошо проветриваться и освещаться. Рабочее место должно быть оборудовано большим столом, стулом, клеёнчатой скатертью для стола.
1.6. Техника безопасности при выполнении проекта
Правила безопасности при работе с пластилином и эксрудером
1. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
2. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
3. Помести пластилин в экструдер, опусти поршень.
4. Опусти экструдер в стакан с горячей водой на несколько секунд, чем горячее вода, тем время будет меньше.
5. Выдави пластилин на бумагу, равномерно распределяя по ней жгутики, так, чтобы они не касались друг друга.
6. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и вымой их с мылом.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасности при работе с термопистолетом
-
Не оставлять включенный термопистолет без присмотра.
-
При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
-
Работать только исправным инструментом.
-
Не прикасаться к кончику пистолета и нетрогать горячий клей.
-
По окончанию работы выключить.
Правила безопасности при использовании элекрического чайника
1. Перед включением проверить исправность шнура.
2. Чайник включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки одной рукой, желательно правой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.
3. Перед включением его нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть.
4. После закипания воды чайник необходимо отключить от сети.
5. Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора или поручать наблюдать за ними детям. Это может привести к пожару.
Правила безопасности при работе ножницами
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
№ | Название операции | Технические и технологические условия | Оборудование инструменты | Материалы |
1. | Эскиз наклеить на картон | Размер картона на 2 см больше размера эскиза, клей нанести тонким слоем. | Кисть, ножницы, линейка, карандаш | Клей ПВА |
2. | Подготовить пластилиновые жгутики | Выдавить ровные пластилиновые жгутики на бумагу, не накладывая их друг на друга. | Эктрудер, чайник, кружка, бумага | Пластилин |
3. | Наложить пластилиновые жгутики на эскиз | Между жгутиками не оставлять просветов. | Стеки, зубочистки | Пластилиновые жгутики |
4. | Украшение готовой работы | Украсить готовую картину бисером, блестками | зубочистки | Бисер, блестки, пайетки |
5. | Покрытие работы лаком для волос | Равномерно распылить лак для волос над картиной, предварительно хорошо встряхнув баллон. | - | Лак для волос |
6. | Изготовление рамки для картины | Установить необходимый размер рамки, нарезать детали рамки из потолочного плитнуса, срезать концы под углом 450 , склеить детали рамки. | Линейка, карандаш, канцелярский нож, термопистолет | |
7. | Покраска рамки для картины | Нанести равномерно краску на готовую рамку, дать просохнуть, при необходимости повторить. | Кисть | Эмаль акриловая |
8. | Соединение рамки с картиной | Приклеить готовую картину к рамке, клей наносить по контуру рамки. | термопистолет | термоклей |
9. | Укрепление рамки | Приклеить дополнительный слой картона и петлю с обратной стороны | термопистолет | термоклей |
-
Технология изготовления изделия
Требования к качеству готовых изделий: изображения должны быть выполнены аккуратно, пластилиновый слой достаточно прочно соединён с основой картины, готовые картины должны быть привлекательными, их цветовое решение должно быть гармоничным.
1.8. Экономическая оценка изделия
Имеющиеся в наличии материалы (бумага, картон, пайетки, клей ПВА, эмаль акриловая), затраты на амортизацию оборудования и электроэнергию, оплату труда исполнителей в расчет не включены.
n/n | Наименование | Цена за ед. | Расход | Стоимость |
1 | пластилин | 120 руб | 1 пачка | 120 руб. |
2 | Бисер | 15 руб | 1 уп. | 15 руб |
3 | Лак для волос | 100 руб. | 0,4 бал. | 40 руб. |
4 | Термоклей клей | 30 руб. | 0,5 ед. | 15 руб. |
5 | Плинтус потолочный | 38 руб. | 1,5 шт. | 57 руб. |
6 | Итого | | | 247 руб. |
Таким образом, средняя цена одной картины составила примерно двести сорок семь рублей.
1.8. Экологическая оценка изделия
Изготовленные изделия при эксплуатации не наносят вреда человеку и окружающей среде, но при их изготовлении, чтобы не нанести вред здоровью, необходимо строго соблюдать технику безопасности.
1.10. Фото готовых работ
Рис. 1 - «Жар-птица»
Рис. 2 - «Карнавал»
Рис. 3 – «Лучшие друзья»
Рис. 4 – «Подводное царство»
Рис. 4 – «Волк и орел»
Рис. 6 – «Радужный кот»
Рис. 7 – «Волшебные совушки»
Рис. 8 - «Музыкальный котик»
Рис. 9 - «Цветочная полянка»
Рис. 10 - «Кошачья идиллия»
Заключение
В процессе работы над проектом были получены знания по истории создания пластилина, рассмотрены техники создания пластилиновых картин, изучены особенности шприцевой техники изготовления картин из пластилина, приобретены умения по изготовлению рамок из потолочного плинтуса. Было выполнено десять работ: «Радужный кот», «Карнавал», «Жар-птица», «Подводное царство», «Волк и орел», «Кошачья идиллия», «Волшебные совушки», «Цветочная полянка», «Лучшие друзья», «Музыкальный котик».
Все работы имеют творческий характер, и выполнены коллективом авторов. Во время создания картин из пластилина нами был получен опыт смешивания пластилина разных цветов, подбора гармоничных цветовых сочетаний, выбора способов укладки пластилиновых жгутиков, смешивания разных техник пластилиновой живописи. Украшение готовых работ бисером, блестками, пайетками внесло в картины дополнительную игру цвета, сделала их более привлекательными и оригинальными. Все этапы проекта выполнялись с большим интересом и удовольствием от творческого характера труда.
Таким образом, поставленные цель и задачи проекта выполнены в полном объеме, требования к качеству работы и технике безопасности соблюдены.
Список информационных источников
-
История пластилина. Электронный ресурс] - Режим доступа: www/ URL: http://clubhistory.ru/igrushki/istoriya-plastilina.html - 17.02.2016. - Загл. с экрана.
-
Картины из пластилина - техника выполнения плоскостной, объемной и жгутиковой живописи. Электронный ресурс] - Режим доступа: www/ URL: http://sovets.net/16580-kartiny-iz-plastilina.html - 19.09.2017. - Загл. с экрана.
-
Как изобрели пластилин? Электронный ресурс] - Режим доступа: www/ URL: https://www.popmech.ru/diy/57351-kak-izobreli-plastilin/ - 27.09.2017. - Загл. с экрана.
-
КОТИКИ. MARJORIE SARNAT [МАРДЖОРИ САРНАТ]. Электронный ресурс] - Режим доступа: www/ URL: https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post428693529/ - 17.02.2018. - Загл. с экрана.
-
Пластилиновые картины. Электронный ресурс] - Режим доступа: www/ URL: http://www.babyroomblog.ru/wp/plastilinovie-kartinki.html - 17.09.2017. - Загл. с экрана.